Ограничение конституционных прав граждан на свободу выражения мнения в Республике Казахстан и Республике Белорусь

Ограничение конституционных прав граждан на свободу выражения мнения в Республике Казахстан и Республике Белорусь

      В соответствии с п.5 ст.12 Конституции Республики Казахстан (далее – Основной закон), осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц, посягать на конституционный строй и общественную нравственность.

В ст.20 Основного закона указано:

  1. Свобода слова и творчества гарантируются. Цензура запрещается.
  2. Каждый имеет право свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом. Перечень сведений, составляющих государственные секреты Республики Казахстан, определяется законом.
  3. Не допускаются пропаганда или агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, а также культа жестокости и насилия.

      Право каждого на выражение своего мнения, вытекающее из ст. 20 Основного закона, реализуется в связи с п.1 ст.39 Конституции, где указано, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.

      В Уголовном кодексе РК от 16 июля 1997 года № 167-I (далее – УК РК) и Кодексе РК об административных правонарушениях от 30 января 2001 года № 155-II (далее – КоАП РК) регламентированы нормы определения рамок свободы выражения мнения путем инкриминирования определенного действия (бездействия) в целях: 1) защиты конституционного строя, 2) охраны общественного порядка, 3) прав и свобод человека, 4) здоровья и нравственности населения.

      При этом следует учитывать, что в соответствии со ст.20 Основного закона, могут запрещаться определенные способы получения и распространения информации, а именно, - не допускаются пропаганда или агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, а также культа жестокости и насилия.

С учетом вышеуказанного, можно выделить следующие категории правонарушений и преступлений, касающихся свободы выражения мнения:

- составы, предусматривающие ответственность за нарушение ограничений, установленных в целях защиты прав и свобод человека (защиты личности, конституционных и иных прав и свобод человека и гражданина);

- составы, предусматривающие ответственность за нарушение ограничений, установленных в целях защиты конституционного строя (защиты мира, безопасности человечества и государства);

- составы, предусматривающие ответственность за нарушение ограничений, установленных в целях охраны общественного порядка и порядка управления;

- составы, предусматривающие ответственность за нарушение ограничений, установленных в целях защиты здоровья и нравственности населения

Если коснуться общепризнанных международных стандартов в области прав человека, то необходимо указать на ст. 19 Всеобщей Декларации прав человека, которая гласит: «каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ».

Основные гарантии свободы выражения мнения также сформулированы в ст.19 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года«1. Каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений. 2. Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору. 3. Пользование предусмотренными в пункте 2 настоящей статьи правами налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые однако должны быть установлены законом и являться необходимыми: a) для уважения прав и репутации других лиц; b) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения».

Таким образом, свобода выражения мнения относится к основным правам человека и это главный показатель демократического общества.

Обратимся к делам об административных правонарушениях данной категории, рассмотренных специализированным межрайонным административным судом г. Алматы.

       Нормативной базой по вопросам применения судами данного законодательства являются КоАП РК, а также определяющий порядок   организации и проведения собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций в РК - Закон Республики Казахстан «О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан» от 25 мая 2020 года №333-VI (далее – Закон).   

      Дела об административных правонарушениях в области нарушения законодательства РК о порядке организации и проведения мирных собраний отражены  в главе 27 КоАП РК, как административные  правонарушения, посягающие на  установленный порядок управления. 

      Так, диспозиция ч. 1 ст. 488 КоАП РК предусматривает ответственность за воспрепятствование организации или проведению мирных собраний, если это действие не имеет признаков уголовно наказуемого деяния, – влечет предупреждение или штраф в размере двадцати месячных расчетных показателей либо административный арест на срок до десяти суток.

      Часть 2 настоящей статьи предусматривает ответственность за нарушение участником мирного собрания, проводимого в соответствии с законодательством Республики Казахстан о порядке организации и проведения мирных собраний, требований, установленных законодательством Республики Казахстан о порядке организации и проведения мирных собраний, если это действие не имеет признаков уголовно наказуемого деяния, – влечет предупреждение или штраф в размере двадцати месячных расчетных показателей либо административный арест на срок до десяти суток.

     По части 3 настоящей  статьи ответственность предусмотрена за нарушение организатором мирного собрания, проводимого в соответствии с законодательством Республики Казахстан о порядке организации и проведения мирных собраний, требований, установленных законодательством Республики Казахстан о порядке организации и проведения мирных собраний, если это действие не имеет признаков уголовно наказуемого деяния, – влечет предупреждение или штраф на физических лиц в размере тридцати месячных расчетных показателей либо административный арест на срок до десяти суток, на юридических лиц – в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.

      Часть 4 настоящей статьи: действия, предусмотренные частями первой, второй и третьей настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, – влекут штраф на физических лиц в размере пятидесяти месячных расчетных показателей либо административный арест на срок до пятнадцати суток, на юридических лиц – в размере семидесяти месячных расчетных показателей.

      Часть 5 настоящей статьи: предоставление организаторам и (или) участникам собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетов либо иных публичных мероприятий, проводимых в нарушение порядка, установленного законодательством Республики Казахстан о порядке организации и проведения мирных собраний, помещений либо иного имущества (средств связи, множительной техники, оборудования, транспорта) или создание иных условий для их организации и проведения, если это действие не имеет признаков уголовно наказуемого деяния, –  влечет штраф на физических лиц в размере тридцати месячных расчетных показателей либо административный арест на срок до десяти суток, на юридических лиц – в размере семидесяти месячных расчетных показателей.

  1. Участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетировании либо ином публичном мероприятии, проводимых в нарушение порядка, установленного законодательством Республики Казахстан о порядке организации и проведения мирных собраний, если это действие не имеет признаков уголовно наказуемого деяния, – влечет предупреждение или штраф в размере тридцати месячных расчетных показателей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
  2. Организация и (или) проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетов либо иного публичного мероприятия, проводимых в нарушение порядка, установленного законодательством Республики Казахстан о порядке организации и проведения мирных собраний, если эти действия не имеют признаков уголовно наказуемого деяния, – влекут штраф на физических лиц в размере пятидесяти месячных расчетных показателей либо административный арест на срок до пятнадцати суток, на юридических лиц – в размере ста месячных расчетных показателей.
  3. Действие, предусмотренное частью шестой настоящей статьи, совершенное иностранцами, лицами без гражданства, – влечет предупреждение или штраф в размере тридцати месячных расчетных показателей либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Республики Казахстан.
  4. Действия, предусмотренные частью седьмой настоящей статьи, совершенные иностранцами, лицами без гражданства, иностранными юридическими лицами, – влекут штраф на физических лиц в размере пятидесяти месячных расчетных показателей либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Республики Казахстан, на юридических лиц – в размере ста месячных расчетных показателей с приостановлением деятельности юридического лица или без такового.
  5. Действие, предусмотренное частью пятой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, – влечет штраф на физических лиц в размере сорока месячных расчетных показателей либо административный арест на срок до пятнадцати суток, на юридических лиц – в размере ста месячных расчетных показателей.
  6. Действие, предусмотренное частью шестой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, – влечет штраф в размере пятидесяти месячных расчетных показателей либо административный арест на срок до двадцати суток.
  7. Действия, предусмотренные частью седьмой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, – влекут штраф на физических лиц в размере семидесяти месячных расчетных показателей либо административный арест на срок до двадцати пяти суток, на юридических лиц – в размере ста пятидесяти месячных расчетных показателей.

      Родовым объектом правонарушения является установленный порядок управления (правила  общественной  безопасности).

      Непосредственным объектом правонарушения являются общественно-правовые отношения, возникающие при соблюдении порядка организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций.

      При оценке  соблюдения законодательства о порядке организации и проведения мирных собраний необходимо  знать, что проведение  подобных мероприятий предполагает получение соответствующего разрешения на их  организацию со стороны местных исполнительных органов, поскольку уполномоченные органы  государства обеспечивают общественную безопасность, порядок, нормальные функционирование транспортных иных коммунальных организаций на подведомственной им территории.

      Организаторы публичных мероприятий предоставляют в указанный орган заявку на проведение собрания, шествия, пикета и демонстрации с указанием цели; состава участников; места проведения либо маршрута шествия; время начало и окончания; обязательства по обеспечению порядка и возможности содействия в этом органов внутренних дел.

      Объективная сторона деяния проявляется в противоправных действиях, нарушающих законодательство о порядке организации или проведения публичного мероприятия  путем: нарушения  подачи  заявок на организацию и проведение указанных мероприятий; нарушения порядка проведения данных мероприятий; игнорирования отказа в удовлетворении заявки, запрещения проведения в указанные сроки; воспрепятствования их организации или  проведению (отказ в месте проведения, либо по мотивам несоответствия целей мероприятия и задач общественных объединений, рассмотрения заявление в письменной форме с нарушением срока рассмотрения), если эти действия не имеют признаков уголовного  деяния.

  В соответствии с Законом, местный исполнительный орган запрещает вышеуказанные мероприятия,  если: 1) если их целями являются насильственное изменение конституционного строя Республики Казахстан, нарушение целостности Республики Казахстан, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, нарушение других положений Конституции Республики Казахстан, законов и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан; 2) если организатором мирных собраний выступает лицо, указанное в пункте 6 статьи 5 настоящего Закона; 3) если существует угроза государственной безопасности, нарушения общественного порядка, охране здоровья, защите прав и свобод других лиц; 4) если организатором мирных собраний нарушены сроки уведомления о проведении мирных собраний или заявления о получении согласования, установленные статьями 10 и 12 настоящего Закона; 5) в случае предоставления неполной информации, указанной в пункте 3 статьи 10 и пункте 2 статьи 12 настоящего Закона, или отсутствия подписи организатора мирных собраний или его представителя (при наличии); 6) в случае установления недостоверности представленных документов или несоответствия документов, данных и сведений, необходимых для проведения мирных собраний, требованиям, установленным нормативными правовыми актами Республики Казахстан; 7) если финансирование организации и проведения мирных собраний осуществляется: физическими лицами и (или) юридическими лицами, включенными в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием распространения оружия массового уничтожения, и (или) в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма;

юридическим лицом, деятельность которого приостановлена или запрещена в установленном законом Республики Казахстан порядке; иностранцами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами; 8) в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 2пунктами 5 и 6 статьи 9 настоящего Закона; 9) если предполагаемое количество участников превышает нормы предельной заполняемости специализированных мест для организации и проведения мирных собраний; 10) если в предполагаемое время проведения таких мероприятий в специализированных местах для организации и проведения мирных собраний запланировано проведение других официальных, культурных, зрелищных культурно-массовых, физкультурно-оздоровительных, спортивных и иных мероприятий, осуществляются строительно-монтажные работы.

      Субъектами правонарушения могут  быть физические лица,  организаторы собрания, митинга, шествия, пикета, должностные лица.

      Субъективная сторона - умысел либо неосторожность.

      К примеру, постановлением СМАС города Алматы от 1 мая 2020 года, Баянова А. привлечена к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного по части 3 статьи 488 КоАП, с наложением  административного взыскания  виде штрафа в размере  30 месячных расчетных показателей. Согласно протоколу об административном правонарушении Баянова А. 01 мая 2020 года, посредством интернета, на своей странице «Фейсбук» разместила сообщения с призывом граждан на участие в несанкционированном митинге на площади «Арбат», расположенного в г. Алматы по ул. Абылай хана южнее ул. Макатаева в 12-00 часов 01 мая 2020 года. Тем самым, Баянова А. в нарушение ст.10 Закона без подачи уведомления и согласования с местным исполнительным органом совершила действия, направленные на организацию и проведение митинга, с целью выражения групповых интересов. Таким образом, действия Баяновой А. правильно квалифицированы по части 3 ст.488  КоАП – как нарушение организатором мирного собрания, проводимого в соответствии с законодательством Республики Казахстан о порядке организации и проведения мирных собраний, требований, установленных законодательством Республики Казахстан о порядке организации и проведения мирных собраний.

       Изучение судебной практики по делам данной категории свидетельствует о том, что судьи при их рассмотрении правильно определяют обстоятельства, имеющие значение для дела и судебная практика в СМАС г. Алматы является единообразной.

      Вместе с тем, в целях устранения и предотвращения в деятельности судов первой инстанции нарушений законодательства при привлечении к административной ответственности и наложении административных взысканий за административные правонарушения, полагаем целесообразным отметить следующее.

      При рассмотрении административных дел судом следует неукоснительно соблюдать требования административного законодательства, в т.ч. общие правила наложения взыскания за административные правонарушения и, прежде всего, принцип законности, учитывая, что при отправлении правосудия необходимо обеспечить соблюдение основных прав и свобод участников административного процесса, имея в виду, того что административное взыскание за административное правонарушение налагается в пределах, предусмотренных в статье особенной части КоАП РК.

      Справедливость взыскания должна адекватно восприниматься правонарушителем, достижение подобной цели помогает праву и законодательству быть действенным инструментом обеспечения правопорядка, законности; при определении вида наложения административного взыскания принятое решение следует тщательно мотивировать в судебном постановлении; во избежание правовых ошибок необходимо постоянно следить за изменениями, внесенными в нормы закона об административной ответственности; в постановлениях нужно указывать сведения, предусмотренные ст.822 КоАП РК, а также обстоятельства о том, было ли совершено административное правонарушение умышленно или по неосторожности, подлежит ли оно административной ответственности, имеются ли смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства, причинен ли имущественный ущерб, доказательства, подтверждающие установленные судом обстоятельства.

      Если обратиться к законодательству Республики Белорусь, то необходимо акцентировать внимание на нормах Конституции РБ (далее – Основной закон).

      Так, ст. 23 Основного закона гласит, что ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

      Согласно ст. 33  Основного закона, каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение. Никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них. Монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура не допускаются.

      В соответствии со ст.34 Основного закона, гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды. Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы. Пользование информацией может быть ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав.

      Ст. 35  Основного закона регламентирует, что свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан Республики Беларусь, гарантируется государством. Порядок проведения указанных мероприятий определяется законом.

      В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Республики Белорусь (далее – КоАП РБ),  предусмотрено разделение всех административных правонарушений на три категории в зависимости от степени общественной вредности и тяжести последствий:

  • административные проступки; 
  • значительные административные правонарушения; 
  • грубые административные правонарушения.

     От категории совершенного деяния будет зависеть характер применяемых мер воздействия.

      Так, нарушение ст.24.23 КоАП РБ предусматривает ответственность за нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий.

      Часть 1 настоящей статьи:  нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, совершенное участником таких мероприятий, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные участником таких мероприятий либо иным лицом, –влекут наложение штрафа в размере до ста базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

Часть 2 данной статьи: нарушение установленного порядка организации или проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные организатором таких мероприятий, – влекут наложение штрафа в размере от двадцати до ста пятидесяти базовых величин, или общественные работы, или административный арест, а на юридическое лицо – от двадцати до двухсот базовых величин.

Часть 3: деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, – влекут наложение штрафа в размере от двадцати до двухсот базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

Часть 4: деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, – влекут наложение штрафа в размере от двадцати до двухсот базовых величин, или общественные работы, или административный арест, а на юридическое лицо – от двадцати до двухсот базовых величин.

Часть 5: деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные за вознаграждение, – влекут наложение штрафа в размере от тридцати до двухсот базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

Часть 6: деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, сопровождающиеся выплатой вознаграждения за участие в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, – влекут наложение штрафа в размере от сорока до двухсот базовых величин, или общественные работы, или административный арест, а на юридическое лицо – от двухсот пятидесяти до пятисот базовых величин.

В соответствии со ст. 35 Основного закона РБ свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан Республики Беларусь, гарантируется государством. Порядок проведения указанных мероприятий определяется законом.

      Принятый 30 декабря 1997 года Закон Республики Беларусь «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» (далее – Закон о массовых мероприятиях) устанавливает порядок организации и проведения в Республике Беларусь собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирований и иных массовых мероприятий и направлен на создание условий для реализации конституционных прав и свобод граждан, обеспечения общественной безопасности и порядка при проведении этих мероприятий на улицах, площадях и в иных общественных местах.

      Неоднократно в Закон о массовых мероприятиях вносились изменения, дополнения, которые направлены на уточнение порядка организации и проведения массовых мероприятий, обеспечение безопасности во время их проведения.

      Так, Законом о массовых мероприятиях установлен ряд ограничений для недопущения нарушения прав и свобод граждан. К примеру, согласно чч.5,6 ст. 11 Закона в целях обеспечения общественной безопасности, порядка проведения массовых мероприятий, соблюдения общественного порядка при проведении массовых мероприятий организаторы массовых мероприятий, сотрудники органов внутренних дел, выполняющие обязанности по охране общественного порядка, наделены правом ограждать территории мест проведения массовых мероприятий техническими средствами, производить фотосъемку, аудио- и видеозапись участников массовых мероприятий, осуществлять пропускной режим; сотрудники органов внутренних дел, выполняющие обязанности по охране общественного порядка, вправе проводить личный досмотр граждан и досмотр находящихся при них вещей, в том числе с помощью технических и специальных средств.

       Также как и в Казахстане, указанные меры ограничительного характера согласуются с ч.1 ст. 23 Основного закона РБ, в соответствии с которой ограничение прав и свобод личности допускается: в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

      Конституционный Суд Республики Белорусь отметил, что установление ограничений прав и свобод личности не исключается и нормами международных актов. Согласно п. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

      Кроме того, ст. 21 Международного пакта о гражданских и политических правах признает право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

      Конституционный Суд РБ обратил также внимание на ст. 2 Закона о массовых мероприятиях о том, что к пикетированию приравнивается совместное массовое присутствие граждан в заранее определенном общественном месте в установленное время, организованное в том числе через глобальную компьютерную сеть Интернет или иные информационные сети для публичного выражения своего мнения или протеста.

      Согласно ч.6 ст. 4 Закона о массовых мероприятиях лица, допустившие нарушение порядка организации или проведения массового мероприятия, в течение одного года после наложения административного взыскания за такое нарушение, а также лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений против мира и безопасности человечества, преступлений против общественной безопасности, преступлений против общественного порядка и общественной нравственности или преступлений против государства и порядка осуществления власти и управления, не могут выступать организаторами массового мероприятия.

      Кроме того, ст. 11 Закона о массовых мероприятиях указывает, что во время проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации или пикетирования их организаторам и участникам запрещается иметь при себе холодное, огнестрельное, газовое или иное оружие, взрывчатые вещества и боеприпасы, предметы, поражающее действие которых основано на использовании горючих веществ, их имитаторы и муляжи, другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, ядовитые, отравляющие, едко пахнущие, легковоспламеняющиеся вещества, огнеопасные и пиротехнические вещества или изделия, кроме спичек и карманных зажигалок, иные вещества, предметы, изделия, в том числе самодельного изготовления, использование которых может привести к задымлению, воспламенению, а также алкогольные, слабоалкогольные напитки и (или) пиво.

      Конституционный Суд РБ акцентирует, что вышеуказанные изменения, вносимые в Закон о массовых мероприятиях, основаны на положениях ст. 59 Основного закона. В связи с чем, государство обязано принимать необходимые меры, позволяющие проводить массовые мероприятия без опасений, что их участники могут быть подвергнуты физическому насилию, а правоохранительные органы должны обеспечить общественный порядок и общественную безопасность.

      Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о массовых мероприятиях до получения разрешения на проведение массового мероприятия (подачи уведомления о проведении массового мероприятия) его организатор, а также иные лица не вправе публично призывать к организации и проведению массового мероприятия, в том числе объявлять в средствах массовой информации, компьютерной сети Интернет или иных информационных сетях о дате, месте и времени его проведения, изготавливать и распространять в этих целях листовки, плакаты и иные материалы.

       В соответствии с требованиями законодательства, письменное уведомление о проведении массового мероприятия должно быть направлено в местный исполнительный орган не позднее чем за десять дней до предполагаемой даты проведения этого мероприятия. В свою очередь, местный исполнительный орган не позднее чем за пять дней до даты проведения массового мероприятия должен сообщить в письменной форме о недопустимости проведения массового мероприятия, если поданное уведомление не соответствует требованиям Закона о массовых мероприятиях.

      Ст. 10 Закона о массовых мероприятиях определяет порядок проведения массовых мероприятий, имеет целью обеспечение возможности идентификации лиц, являющихся журналистами средств массовой информации, присутствующих на мероприятии, взаимодействия сотрудников правоохранительных органов с представителями средств массовой информации, находящимися на территории проведения такого мероприятия, для освещения хода событий, а также исключение возникновения спорных ситуаций, связанных с определением правового статуса того или иного лица, присутствующего на массовом мероприятии, правомерности совершаемых им действий.

      Таким образом, считаем, что Закон о массовых мероприятиях РБ устанавливают конституционно-правовой порядок реализации конституционной гарантии свободы собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования при условии обеспечения правопорядка и общественной безопасности при их проведении, недопущения нарушения прав других граждан.

 Айым Шаяхметова 

                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 1

921 комментария

  1. аватар
    Bruce 9 февраля 2022 11:07

    I loved as much as you will receive carried out right here.
    The sketch is tasteful, your authored subject matter stylish.
    nonetheless, you command get got an impatience over
    that you wish be delivering the following. unwell unquestionably come further formerly again since exactly the same nearly very often inside case you
    shield this hike.

    My blog; devpost.com

  2. аватар
    Brenda 9 февраля 2022 12:21

    My brother recommended I might like this website.
    He was entirely right. This post actually made my
    day. You cann't imagine simply how much time I had spent for this info!
    Thanks!

    My web page :: spinalhub.win

  3. аватар
    Maple 9 февраля 2022 12:42

    What's Taking place i am new to this, I stumbled upon this I have found It absolutely helpful and it has aided me out loads.

    I hope to contribute & aid other customers like its helped me.
    Great job.

    Look into my web blog; http://escorts-escort.click/index.php/author/jewelsteven31/

    great points altogether, you simply gained a new
    reader. What would you suggest in regards to your
    publish that you simply made some days ago? Any
    sure?

    My web site ... www.mazafakas.com

    I blog frequently and I truly appreciate your content.

    The article has really peaked my interest. I am going to bookmark
    your site and keep checking for new details about once
    per week. I opted in for your RSS feed as well.

    My web page :: sprosi-znatoka.ru

  4. аватар
    Declan 9 февраля 2022 12:42

    I'm not sure why but this weblog is loading extremely slow for me.

    Is anyone else having this problem or is it a issue on my end?
    I'll check back later and see if the problem still exists.


    Here is my web site - humanlove.stream

  5. аватар
    Anya 9 февраля 2022 15:21

    Write more, thats all I have to say. Literally, it seems as though you relied on the video to make your
    point. You definitely know what youre talking about, why waste your intelligence on just posting
    videos to your blog when you could be giving us something enlightening
    to read?

    My blog post ... kusvitto.com

  6. аватар
    Jade 9 февраля 2022 15:38

    Excellent article. Keep posting such kind of information on your
    blog. Im really impressed by your blog.
    Hello there, You have done a fantastic job. I'll definitely digg it and in my view recommend to my friends.
    I am sure they will be benefited from this website.

    My webpage: scientific-programs.science

  7. аватар
    Morris 9 февраля 2022 15:41

    It's a pity you don't have a donate button! I'd without a doubt donate to this fantastic
    blog! I guess for now i'll settle for book-marking and adding
    your RSS feed to my Google account. I look forward to new updates and will talk about this
    blog with my Facebook group. Chat soon!

    Here is my web page 먹튀검증

  8. аватар
    Lasonya 9 февраля 2022 15:47

    Awesome website you have here but I was wanting to know if you knew
    of any message boards that cover the same topics talked about in this article?
    I'd really like to be a part of online community where I can get suggestions from other knowledgeable individuals that share the same interest.
    If you have any suggestions, please let me
    know. Bless you!

    Feel free to surf to my blog :: godotengine.org

  9. аватар
    Dallas 9 февраля 2022 18:22

    Undeniably believe that that you said. Your favorite reason seemed to be on the
    internet the easiest factor to keep in mind of. I say to
    you, I certainly get annoyed even as folks think about issues that they just
    do not recognize about. You controlled to hit the nail upon the top as neatly as outlined out
    the whole thing without having side effect , other people can take a signal.
    Will likely be back to get more. Thank you

    Here is my web site :: driverpoisk.ru

  10. аватар
    Demetria 9 февраля 2022 18:26

    Do you have a spam issue on this site; I also am
    a blogger, and I was wondering your situation; we have created some nice practices and we are
    looking to exchange solutions with other folks, please shoot me an email if interested.


    Feel free to surf to my web-site; www.transtats.bts.gov

  11. аватар
    Aline 9 февраля 2022 18:49

    Definitely believe that which you said. Your favorite justification seemed to be on the internet
    the easiest thing to be aware of. I say to you, I definitely get irked while people consider worries that they
    plainly don't know about. You managed to hit the nail upon the top
    and defined out the whole thing without having side effect , people could take a signal.
    Will likely be back to get more. Thanks

    Visit my site; https://www.atlasroleplay.com/forum/profile/jeffhelen7

  12. аватар
    Donette 9 февраля 2022 19:10

    Terrific work! That is the type of information that
    should be shared around the internet. Disgrace on the search engines for now not
    positioning this publish upper! Come on over and discuss with my site .
    Thank you =)

    Look into my web-site: https://tulipsale00.evenweb.com/section-1/tulipsale00-s-blog/most-noticeable-mi
    necraft-server


    What's up every one, here every one is sharing
    such experience, therefore it's good to read this web site, and I used
    to pay a visit this blog all the time.

    Also visit my page :: http://sprosi-otvet-portal.ru/index.php?qa=user&qa_1=floorturkey49

  13. аватар
    Refugio 9 февраля 2022 20:28

    When some one searches for his vital thing, therefore he/she wishes to be available
    that in detail, so that thing is maintained over here.



    Also visit my blog; dokuwiki.stream

    Fantastic beat ! I wish to apprentice whilst you amend your web site, how could i subscribe for a blog
    web site? The account helped me a acceptable deal. I have been a little bit acquainted of this your broadcast provided bright clear idea

    Have a look at my site: mozillabd.science

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
×