2023 год должен усилить защиту прав потребителей

2023 год должен усилить защиту прав потребителей

С каждым годом при Президенте Касым-Жомарте Токаеве, при его политике направленной на создание Нового Справедливого Казахстана, усиливается защита прав потребителей. От односторонней демагогии, когда на первое место ставили защиту прав предпринимателей, по большей части интересов олигополии, стали отходить чтобы был равномерный баланс интересов субъектов этих отношений, и стали на первое место ставить конституционные принципы приоритета прав человека. В статье 12 Основного закона прямо установлен принцип, что твои права заканчиваются там, где начинаются прав других лиц, «Осуществление твоих прав – не должно ущемлять права других лиц». На созданной важной в 2019 году площадке Национального совета общественного доверия, мы с Муратом Абеновым постоянно поднимали на разных уровнях, в обществе, через  информационные ресурсы необходимость поднять защиту прав потребителей на более высокий уровень, как во всех цивилизованных странах, потому что это касается прав 19 миллионов казахстанцев, то есть каждого из нас. Президент Казахстана нас поддержал и публично об этом сказал.

Некачественный товар. Куда идти жаловаться? Казахстанцы всё чаще сталкиваются с недобросовестным отношением со стороны продавцов, когда приобретают товары и услуги. Президент в своих программных выступлениях всегда уделяет внимание верховенству права. И такие важные вопросы, как защита прав потребителей – должны стать важной составляющей государственной политики. Борьба с обманом потребителей – должно уйти в прошлое как в любой цивилизованной стране и это ориентиры «нового справедливого Казахстана». До сих пор недобросовестные предприниматели в погоне за «алчным обогащением» лоббируют свои интересы, препятствуют принятию полноценных законов. Однако права потребителей сейчас мало соблюдаются, а её государственную защиту проводит практически «беззубый» Комитет по защите прав потребителей из 12 человек, который находится в подчинении министерства торговли и индустрии.  Но раз – это вопросы состояния защищенности конституционных прав граждан на здоровье, на жизнь - это также вопросы национальной безопасности, то такой важный институт следует подчинить непосредственно Президенту Казахстана. По одной простой причине – это касается буквально всех, от ребёнка до старика. Действующие меры защиты потребителей малоэффективны. Также необходимо повышать правовую грамотность самих казахстанцев. В новом законопроекте, который подготовил Комитет по защите прав потребителей, предлагают возобновить штрафы в отношении предпринимателей, которые игнорируют претензии населения. Но, ключевая поправка в создании единого органа, который будет сосредоточен только на защите потребителей и контроле над безопасностью товаров и услуг. Сейчас чаще всего потребители жалуются на высокие тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Специалисты считают, что для защиты прав потребителей в законодательстве должны быть базовые нормы для всех государственных органов, несмотря на то, предоставление каких услуг они контролируют. Гражданский кодекс Республики Казахстан однозначно устанавливает, что потребитель должен заранее знать о всех предоставляемых ему услугах и о качестве этих услуг. Если недобросовестный предприниматель нарушает права потребителя, обманывает его, не соблюдает законы  - он должен нести юридическую ответственность. По электронной торговле продавцы не публикуют развернутую информацию о своих товарах. А если она и есть, то бывает не соответствует действительности. Не могут казахстанцы вернуть деньги со многих сайтов, участились и другие факты мошенничества в этой сфере.. В цивилизованных странах, не дай бог бизнесмену нарушить права потребителей - «сгорит как свечка». Все, кто бывал в развитых странах Европы, Америки, Азии знают, что все, что касается потребителя – это непоколебимо, даже не обсуждается, потребитель всегда прав. Вот к этому надо идти. Необходимо поднять статус самого органа, который должен защищать права человека в этой области, второе – создать и наделить полномочиями Национальную ассоциацию общественный объединений потребителей. Все законопроекты должны проходить через правовую экспертизу Ассоциации и государственный орган, который защищает права потребителей. Третье, создать институт омбудсмена (Уполномоченного по защите прав потребителей), на примере, того же института какой существует в бизнес-сообществе. В-четвертых, создать обязательную информационную базу для приема обращений граждан, сведений о недобросовестных предпринимателях и «черный список» таких лиц. В-пятых, настало время принять не закон, а Кодекс о защите прав потребителей, наподобие предпринимательского. Да и многие другие предложения, ведь простой человек постоянно сталкивается с обманом, невозможностью защитить свои права потребителей, в общем, становится беззащитен и не может достучаться до власти. «Новый Казахстан» - как раз и должен решить все проблемы в этой сфере. В мире есть День прав потребителей, который приурочен к дате выступления Джона Кеннеди в конгрессе США в 1962 году. На высшем уровне было дано понятие потребитель. Джон Кеннеди выделил четыре принципиальных права потребителей: В 1960 году была основана некоммерческая компания Consumers International  — Международная организация потребителей. Вот ее принятые во всем мире принципы: право на информацию, право на безопасность, право на выбор, право быть услышанным, право на возмещение ущерба, право на здоровую окружающую среду, право на потребительское образование и право на удовлетворение базовых потребностей. 9 апреля 1985 года Генеральная Ассамблея ООН закрепила руководящие принципы защиты прав потребителей. И отныне права потребителей юридически признаны.

Конечно, в Казахстане есть свои проблемы. Есть проблема отсутствия системности в работе некоторых, повторюсь некоторых, НПО прав защите прав потребителей, их разрозненность, склочность, «местечковости» видения, амбициозности некоторых руководителей и другое, что мешает работе. Вместо того, чтобы всем вместе ставить защиту прав потребителей и совместную работу во главу угла – взаимные обвинения, кто лучше. На данном этапе это вообще недопустимо. Во главе угла человек и его права потребителя. Сейчас идет обсуждение поправок в закон о защите прав потребителей и хотелось, чтобы депутаты более серьезное внимание уделили именно этому закону, потому что это затрагивает основы национальной безопасности в различных ее аспектах, будь то здоровье, жизнь или что то другое. 

Марат Башимов

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 0

166 комментария

  1. аватар
    Zlefqs 12 сентября 2023 11:03

    buy xalatan no prescription <a href="https://aexeloda.com/">buy capecitabine 500mg online cheap</a> buy rivastigmine 6mg pills

  2. аватар
    Ylrxcc 25 сентября 2023 23:38

    buy azithromycin pill <a href="https://cheapgnonline.online/">purchase omnacortil generic</a> how to get gabapentin without a prescription

  3. аватар
    Nqoieq 4 октября 2023 15:26

    methylprednisolone 4 mg without a doctor prescription <a href="https://medipirol.com/">medrol 16mg without a doctor prescription</a> buy generic triamcinolone for sale

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
×