Следственный суд
В Плане Нации «100 конкретных шагов - современное государство для всех» по реализации пяти институциональных реформ» глава государства Нурсултан Назарбаев указал, о необходимости обеспечении баланса между обвинением и защитой в судах за счет поэтапной передачи следственному судье полномочий по санкционированию всех следственных действий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина.
В соответствии с Концепцией правовой политики период с 2010 до 2020 года обеспечение защиты конституционных прав и законных интересов граждан, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства, является важнейшим направлением развития судебно-правовой реформы, поскольку права и свободы, как гласит Конституция, являются высшей ценностью.
В новом Уголовно-процессуальном кодексе Республики Казахстан (далее УПК) реализовано данное направление реформы и введен новый процессуальный институт следственного судьи, который свидетельствует о приверженности Казахстана общепринятым международным стандартам в обеспечении более полной реализации принципа равенства и состязательности сторон, повышения эффективности защиты прав и свобод граждан.
Согласно УПК новой редакции, следственный судья – это судья суда первой инстанции, осуществляющий контроль за соблюдением прав, свобод и законных интересов лиц в уголовном досудебном производстве. Назначается он председателем этого суда и при необходимости может быть переназначен.
Деятельность следственных судей показала жизненность института судебного контроля на досудебной стадии уголовного процесса. В то же время полномочия следственного судьи, указанные в законе, свидетельствуют о распространении судебного контроля на досудебное производство не в полной мере.
В настоящее время институт следственных судей доказал свою эффективность на практике, что позволило повысить качественный уровень следствия, расширить применение мер пресечения, не связанных с содержанием под стражей, и подтвердить приверженность Казахстана международным стандартам в сфере прав человека.
Конституцией РК признаются и гарантируются права и свободы человека, которые принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод, на личную свободу, право на жизнь, свободу совести, свободу слова.
Эти же требования закреплены и в ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, ратифицированного Республикой Казахстан в 2005 году, согласно которой каждый имеет право при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему или при определении его прав и обязанностей в гражданском процессе, на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым, беспристрастным судом.
Действенным механизмом защиты прав граждан, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства, является деятельность следственных судей.
Практика наделения следственных судей полномочиями по санкционированию следственных действий в полной мере оправдала себя. Поэтапно переданы следственному судье полномочия по санкционированию всех следственных действий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина с целью обеспечения баланса между обвинением и защитой в судах. Помимо ранее закрепленных полномочий следственного судьи, ему переданы вопросы санкционирования выемки и обыска, личного обыска и осмотра, проведение НСД, полномочия по санкционированию специальных оперативно-розыскных мероприятий по раскрытию преступлений и изобличению лиц, их совершивших.
Проверка законности проведенных органами досудебного расследования указанных следственных действий без санкции суда также возложена на следственного судью. И в случае выявления судьей нарушений закона, данные процессуальные действия признаются недопустимыми в качестве доказательства по делу.
На досудебной стадии производства по уголовному делу следственным судьей рассматриваются ходатайства сторон с целью обеспечения прав и законных интересов граждан.
В рамках обеспечения в суде баланса между обвинением и защитой существенно расширены значение, роль и полномочия защитника. Уголовно-процессуальным кодексом предусмотрено рассмотрение следственным судьей ходатайств адвоката, участвующего в качестве защитника в истребовании и приобщении к уголовному делу любых сведений, документов, предметов.
Одним из способов защиты прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц на стадии досудебного производства по уголовным делам является рассмотрение судом жалоб на действия (бездействие) и решения прокурора, органов уголовного преследования.
Рассмотрение этих жалоб также относится к полномочиям следственного судьи, реально обеспечивающим судебный контроль за соблюдением прав, свобод и законных интересов лиц в уголовном судопроизводстве.
Образование следственных судов на сегодняшний день сняло ряд проблем, что соответственно уменьшает долю нарушении прав и свобод граждан вовлеченных в орбиту уголовного преследования. В связи с образованием следственного суда вопрос подсудности того либо иного материала нашло свое разрешение. Граждане, лица, вовлеченные в орбиту уголовного процесса, защитники адвокаты непосредственно обращаются в суд по всем вопросам возникающим в ходе досудебного производства. Органы уголовного преследования более стали дисциплинированы в плане предоставления материалов, сроки предоставления, качество документов прилагаемых к ходатайству, порядок направления, формат предоставления ходатайства.
Созданный следственный суд взял вектор на установления единой однообразной в соответствии с законом практики. В связи с этим на начальном этапе органы уголовного преследования получали отказы в удовлетворении ходатайств того либо иного производства следственного действия. На сегодняшний день картина начинает выпрямляться и органы более тщательно подходят к формированию материалов прилагаемых к ходатайству.
Соответственно анализ, сведения и информации в интернет-сетях показывают возвышение и поднятие роли следственного суда. Защитники адвокаты в своих репостах говорят о небывалом изменении видения следственных судов, о повышении состязательности в судебных заседаниях, большой процент удовлетворяемости жалоб сторон в порядке статьи 106 УПК.
Большое количество жалоб в порядке статьи 106 УПК идут напрямую в суд, обходя мимо орган прокуратуры, то есть доверия народа к суду повысилось.
Также показатель доверия, лица содержащиеся под стражей в ИВС пишут жалобы на орган следствия. Ранее это было невозможно в силу страха данного лица, недоверия к суду, что не поддержит жалобу, а конечный итог лицо получит от органа следствия отрицательную реакцию, что в дальнейшем скажется на судьбе лица.
Все это говорит о колоссальной работе проводимой следственным судом города Астана.
За период 2018 года с августа месяца по 01 декабря 2018 года специализированным межрайонным следственным судом г. Астана рассмотрено более 2 300 материалов о санкционировании, а также более 400 жалоб в порядке ст. 106 УПК. При этом рассмотрения огромного количества материалов приходится на четыре следственного судьи суда.
Вместе с тем, нельзя не отметить также ряд вопросов возникающих в процессе рассмотрения материалов.
Состязательность в судебном заседании повысилась, но имеет место также злоупотребления сторонами данным правом. То есть подаются ходатайства о назначении, о приобщении, об истребовании, при разбирательстве устанавливается отсутствие необходимости документации, а со стороны участников идет затягивание процесса.
В свою очередь, это повышает профессионализм и кругозор следственного судьи, установление практики судом в тех или иных аналогичных вопросах.
Вместе с тем положительность данной стороны, то что высокая удовлетворяемость жалоб в порядке статьи 106 УПК, заставило органов уголовного преследования более тщательно проводить те или иные действия.
Частные постановления суда на сегодняшний день только начинают набирать оборот своего воздействия и получения окончательной цели, это проведение следственных действий по букве закона, в соответствии с нормами процессуального законодательства, с уменьшением нарушения прав лиц вовлеченных в орбиту уголовного преследования.
Создание следственных судов в Республике и определение к ним подсудности рассмотрения жалоб на органы уголовного преследования со стороны граждан сближает население к доступному правосудию, позволяет устранять те или иные нарушения, допущенные органом, ведущим досудебное расследование, в кратчайшие сроки.
А.И.Исаева
Судья специализированного межрайонного следственного суда г.Астаны
1 комментария