Следственный судья
В Плане нации "100 шагов" большое внимание уделено совершенствованию судебной системы. Одна из задач четко прописана в 22-м шаге, где говорится о роли следственного судьи в обеспечении баланса между обвинением и защитой.
Кодексы 1997 года сыграли важную роль в процессе отхода от советской модели уголовного судопроизводства и создали условия для последующей реформы всей правоохранительной системы Казахстана.
Поэтому формирование уголовного процесса в соответствии с общепризнанными международными стандартами и нашедшие отражение в новом Уголовно-процессуальном кодексе будет способствовать более эффективному обеспечению интересов граждан, общества и государства.
Новая модель уголовного процесса направлена на максимальное и оперативное обеспечение защиты прав не только обвиняемых, но и потерпевших, на модернизацию уголовного судопроизводства. Цель уголовного судопроизводства состоит в повышении эффективности отправления правосудия, усилении гарантий соблюдения и защиты конституционных прав человека, незаконно и необоснованно обвиненного или осужденного за совершение преступления либо незаконно ограниченных в правах и свободах.
Согласно УПК РК новой редакции, следственный судья – это судья суда первой инстанции, осуществляющий контроль за соблюдением прав, свобод и законных интересов лиц в уголовном досудебном производстве.
Расширение судебного контроля на ранних стадиях уголовного процесса и развитие состязательности на досудебных стадиях — это требования сегодняшнего дня.
Значение судебного контроля как способа защиты прав и свобод участников уголовного процесса заключается в том, что он обеспечивает гражданам доступность судебной защиты на предварительном следствии, а значит и возможность быстрого и эффективного восстановления нарушенного права. Возможность обращения участников уголовного процесса к независимому, не несущему ответственности за раскрытие преступления суду с жалобой на действия дознавателя, следователя или прокурора является важной гарантией от необоснованного нарушения прав и свобод личности. Судебный контроль позволяет ввести на предварительном следствии некоторые элементы состязательности, которые на сегодня практически отсутствуют.
Институт судебного контроля известен многим странам. Это страны с англо-саксонской системой процесса (такие как Англия и США), где судебный контроль выступает единственно возможной формой контроля за законностью ареста лица, и страны континентальной Европы (ФРГ, Франция), использующие судебный контроль наряду с надзором прокуратуры.
Институт судебного контроля на предварительном расследовании должен занять особое место в отечественном уголовном процессе, так как он позволит всем участникам процесса реализовать свои права.
Функция судебного контроля должна охватывать сферу наиболее значимых и существенных прав и свобод граждан, а именно распространяться на все действия (бездействие) и решения органов уголовного преследования, которые могут непосредственно ограничить или нарушить личную неприкосновенность, тайну частной жизни, собственность либо затруднить доступ к правосудию и судебной защите гражданами своих прав.
Наиболее оптимальной формой организации судебного контроля является введение в судебные органы специальной должности «следственного судьи». Не расследуя непосредственно уголовных дел, не отвечая за раскрываемость преступлений, такой судья более объективно и беспристрастно должен обеспечивать охрану прав и законных интересов граждан в досудебном производстве.
Многие вопросы следственным судьей могут быть решены оперативно по представленным документам. Проведение судебных заседаний при рассмотрении соответствующих вопросов следственным судьей должно иметь место лишь в тех случаях, когда это прямо указано в законе либо когда судье необходимо выяснить обстоятельства, обеспечивающие принятие законного судейского решения. Субъекты уголовного судопроизводства, обращаясь к следственному судье, должны подкреплять свои ходатайства, жалобы соответствующими аргументами и материалами, с достаточной очевидностью доказывающими обоснованность их просьб. Свои соображения по поводу обращений других участников процесса стороны могут направлять следственному судье письменно либо высказывать на судебном заседании, когда оно проводится. Таким образом и будет обеспечиваться баланс между обвинением и защитой в судах, о чем говорится в Плане нации "100 шагов".
Дуйсенбай Р.М.
Главный специалист – секретарь судебного
заседания Администратора Военного суда