КАКИМ НАМ  ВИДИТСЯ КАЗАХСТАНСКИЙ ЗАКОН  «О ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКЕ»  И МАШИНОСТРОЕНИЕ В НЕМ

КАКИМ НАМ ВИДИТСЯ КАЗАХСТАНСКИЙ ЗАКОН «О ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКЕ» И МАШИНОСТРОЕНИЕ В НЕМ

Сарсембаев Марат Алдангорович

доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник 

Консалтинговой группы «Болашак»,

e-mail: daneker@mail.ru

Необходимость разработки и принятия нового казахстанского закона «О промышленной политике» была инициирована Президентом Республики Казахстан К-Ж. К. Токаевым в его Послании «Казахстан в новой реальности: время действий» от 1 сентября 2020 года. В этой связи в конце 2020 года был представлен проект данного Закона. Содержание данного законопроекта вызвало неоднозначную реакцию среди профессионалов и в обществе. В этой связи мне хотелось бы высказать свои соображения по проекту этого Закона.

 Направленность  Закона о промышленной политике и его статей будет зависеть от того, какую модель промышленной политики мы возьмем за основу. Для этого мы должны определиться, какова суть той или иной модели, какая модель промышленной политики наиболее близка к современному состоянию отечественной промышленности, машиностроения, какая модель принесет стране наибольшие результаты промышленности, а через нее всей экономике республики. Чтобы ответить на вопрос, насколько экспортоориентированная модель промышленной политики выгодна для нашего государства, мы должны исходить из структуры нашего экспорта. Если экспорт имеет сырьевую направленность, как это в значительной мере имеет место  в нашей стране, то это ведет к неразвитости собственного материального производства, к уменьшению сумм  создаваемой внутри экономики страны добавленной стоимости, к снижению квалификации кадров, снижению уровня трудовых ресурсов, к оттоку высококвалифицированных кадров из обрабатывающих, промышленных, машиностроительных отраслей,  в результате чего падает уровень доходов всего населения страны. Сырьевой уклон в перспективе делает излишним потребность в получении технических, технологических знаний, умений, навыков, образования. В этой связи обрабатывающие отрасли начинают стагнировать. Это обстоятельство ведет к  прогрессирующему отставанию от мировых тенденций в сфере новейших технологий, вынуждает импортировать новую зарубежную технику. Страна становится технологически зависимой от развитых государств, экономика которой не позволит обеспечивать надлежащий жизненный уровень населения страны.  Отсюда следует вывод, что Казахстан не должен руководствоваться моделью промышленной политики по ориентированию на экспорт сырья.

Теперь хотелось бы присмотреться к содержанию высокотехнологичного экспорта продукции конечного потребления. На первый взгляд кажется, что такой высокотехнологичный экспорт мог бы стать полезным и экономически выгодным. При внимательном рассмотрении этой разновидности экспорта мы обнаруживаем определенные скрытые угрозы для нашей казахстанской экономики, если такая продукция производится из иностранных комплектующих компонентов и деталей. Нужно иметь в виду, что  цена продукции не особо снижается, поскольку она привязана к стоимости этих компонентов. Кроме того,  не всегда движется в должной мере производственная деятельность предприятий-смежников в стране. Тем самым возникает общая угроза по попаданию страны в технологическую зависимость от более развитых в экономическом отношении государств. Но здесь есть выход – держать курс на интенсивную локализацию (местного казахстанского содержания) и постепенно выходить на оригинальную казахстанскую продукцию в сфере транспортного и сельскохозяйственного машиностроения. В казахстанском проекте закона о промышленной политике есть несколько статей по вопросам промышленной сборки транспортных и агротехнических машин, которые мы подвергнем анализу ниже.

Модель импортозамещения как другая модель промышленной политики,  предусматривающей доминирование развития рынка внутри государства в отношении экспортной деятельности. При этом опору государство делает на собственное производство. Здесь главенствующей становится идея протекционизма внутригосударственного, национального товаропроизводителя.  Экономика в стране функционирует в целом неплохо. Но есть и минусы. Импортозамещение  ведет к изоляции страны от внешнего рынка, в связи с чем технологическое отставание становится неизбежным. Отсутствие конкуренции со стороны зарубежных предпринимателей порождает «тепличные условия» для отечественных производителей, товары которых постепенно ухудшаются в качестве. Модель импортозамещения к Казахстану не может быть применена и соответственно она не может стать основой анализируемого казахстанского проекта закона о промышленной политике.

Теперь подвергнем анализу инновационную модель промышленной политики, которая вбирает в себя положительные аспекты экспортной и импортозамещающей моделей промышленной политики. Можно сказать, что у нее нет отрицательных черт. Данная модель создает условия, которые позволяют запускать и поддерживать инновационный процесс в стадии проектного изготовления нового продукта, а также создавать стимулы для обеспечения внедрения готовой инновационной технологии. Реализация этой модели промышленной политики предполагает участие государства в создании как инновационной, так и информационной инфраструктуры, в подготовке для инновационных исследований научных кадров, в организации трансфера технологий, а также в страховании рисков инновационных видов работ. При такой модели государство и частный капитал могут работать на началах партнерства и сотрудничества.

         Теперь с учетом приведенных теоретических соображений, есть смысл присмотреться к общей направленности проекта Закона и его статей, которая обозначена нечетко, а также к его содержанию. Думается, есть смысл обозначить в одной из начальных статей законопроекта, что Республика Казахстан придерживается инновационной модели промышленной политики с учетом положительных аспектов модели экспорта высокотехнологичных видов продукции. Крупными недостатками данного проекта Закона являются: 1)Закон в целом ряде случаев представляет собой справочник, сборник основных положений законов Республики Казахстан, имеющих то или иное отношение к промышленным, машиностроительным вопросам; 2)практически все статьи законопроекта говорят о вопросах сегодняшнего дня, в то время как само программное название Закона  призывает нас формулировать перспективные вопросы, проблемы и пути их решения; 3) в статьях 1 и 46  проекта Закона вопросы цифровых технологий лишь упоминаются, в то время как статьи, раздел законопроекта должны говорить о необходимости сплошной цифровизации, интеллектуализации, автоматизации промышленных заводов, в том числе заводов транспортного и сельскохозяйственного машиностроения (вопросы цифровизации должны присутствовать практически в каждой статье проекта Закона). Статей о внедрении цифровизации в промышленное производство в проекте Закона нет,  несмотря на наличие уже принятой правительственной программы «Цифровой Казахстан».

 

 Как мы уже отметили, само название Закона должно настраивать ателя на определенные перспективы развития промышленности, машиностроения в Казахстане. Причем не просто промышленности, а высокотехнологичной промышленности. Поэтому каждая статья должна работать на эту идею. Говоря другими словами, каждая статья должна раскрывать не только и не столько современное состояние того или иного сегмента промышленности, а содержать в себе способы, пути совершенствования анализируемого в статье промышленного сегмента. Это очень важно: как будет сформулировано название статьи, так и будет раскрыто ее содержание. И если каждая статья будет иметь предлагаемую направленность, то весь Закон в целом будет нацелен на создание промышленности, которая станет высокоразвитой на основе новейших цифровых технологий.

         В пункте 11 статьи 1 законопроекта приводится следующее определение промышленной политики: «Промышленная политика – система экономических, организационных и правовых мер, осуществляемых государством и направленных на стимулирование и развитие промышленности». Такое определение нам кажется кратким и достаточно узким, а приведенная в ней задача по обеспечению стимулирования и развития промышленности - довольно скромной. К тому же, в определении не видна цель, для чего нужна промышленная политика. Поэтому, более правильным представляется следующее определение данного понятия: «промышленная политика – это сформулированные в стратегическом документе или специальном законе разнообразные государственные, экономические, правовые, организационные меры, призванные обеспечивать управление и контроль в отношении процессов структурной трансформации страновой экономики, для преобразовании ее в целом».

         Цель промышленной политики статьей 3 законопроекта определена в следующем виде: «Целью промышленной политики является повышение конкурентоспособности национальной экономики посредством ускоренного развития современной высокопроизводительной, конкурентоспособной, высокотехнологичной промышленности». Цель в законопроекте сводится к тому, чтобы сделать промышленность более развитой. Разумеется, это – разумный подход. Но, думается, что целью промышленной политики наряду с необходимостью формирования развитой, конкурентоспособной промышленности, позволяющей перейти от экспортно-сырьевого типа экономики к инновационной экономике, должно стать укрепление оборонного потенциала страны и ее безопасности, а также обеспечение максимальной занятости населения и неуклонное повышение уровня благосостояния граждан. Было бы желательно предлагаемое нами определение цели промышленной политики записать в статье 3 данного законопроекта.

         Исследование 12 задач промышленной политики, перечисленных в статье 3 законопроекта, показало, что в них сформулированы преимущественно текущие задачи, среди них практически нет задач перспективной направленности; задач, которые призывали бы решать проблемные вопросы, могущие привести к весомым результатам завтрашнего дня. 1-ю задачу следовало бы записать так: «создание новейшей промышленной инфраструктуры, которая должна соответствовать целям стратегического планирования на высоком государственном уровне и которая обеспечивает наивысший уровень безопасности работ, исключающий техногенные катастрофы» и включить ее в статью 3 в порядке дополнения. Еще одной дополнительной задачей могла бы стать задача «стимулирования к коренному переходу к цифровизации, интеллектуализации, автоматизации промышленного производства, что должно обеспечивать высокий уровень производительности труда». К примеру, 4-ю задачу можно было бы сформулировать так: «стимулирование эффективного внедрения инноваций и развития высокотехнологичных производств посредством внедрения цифровизации». Вопрос о развитии экспортного потенциала субъектов деятельности в сфере промышленности, приведенный в пункте 7, дублируется в пункте 9: поэтому такой повтор нужно аннулировать.

 В статье 4 законопроекта есть пункт 9, который говорит о необходимости установления принципа «справедливости распределения благ и обязанностей». Непонятно, между какими стейкхолдерами (субъектами) промышленности должны распределяться блага и обязанности и о каких благах и обязанностях идет речь. Кроме того, было бы желательно эту статью дополнить принципом контроля за эффективным осуществлением промышленной политики, а также принципом интеграции образования, науки и промышленной сферы.

         Продвинутые в промышленно-экономическом отношении государства уже сделали коренной поворот в сторону цифровизации всех подотраслей промышленности, машиностроения. Казахстан в 2017 году принял программу «Цифровой Казахстан», в которой в первых строках записал, что будет создана цифровая экономика, цифровая промышленность. На этом фоне странным представляется то, что лишь в 2-х статях из 64 статей проекта Закона есть лишь мимолетное упоминание о цифровых технологиях. И нет ни одного положения в проекте о необходимости внедрения цифровизации в промышленное производство. Между тем, вопросы цифровизации  можно и нужно увязать со всеми темами практически в каждой статье проекта данного Закона.

         В тексте проекта нет статьи о предмете регулирования. Было бы желательно статью об этом поместить в ряд с первыми статьями законопроекта. Такую статью можно сформулировать примерно так: «Настоящим законом регулируются отношения, которые возникают между субъектами деятельности в сфере промышленности, учреждениями, находящимися в составе инфраструктуры по оказанию поддержки этой деятельности, а также государственными органами разных уровней при формировании и осуществлении промышленной политики в Республике Казахстан». Такая статья необходима, чтобы показать или напомнить, что законы, имеющие отношение к промышленности, машиностроению, производству, регулируют не предметы, имеющие отношение к этим сферам, а отношения между людьми, вступающими в отношения друг с другом в связи с производственной необходимостью, в связи с необходимостью производить промышленные товары.

        

            В статье 16 законопроекта говорится о специальных экономических зонах и о том, каким законом Республики Казахстан они регулируются. Статья 17, посвященная индустриальным зонам, перечисляет ряд задач этих зон. Технопарки приведены в статье 18 законопроекта, в которой дается определение этих парков. Эти статьи служат справочником по законам, дублируют то, что уже закреплено в специализированных законах Республики Казахстан на эти темы. Приведенные в этом виде эти статьи не несут содержательной нагрузки, поэтому они излишни. В этой связи положения этих статей должны быть аннулированы. Но понятия экономических, индустриальных зон и технопарков могут присутствовать в тексте данного законопроекта. Но для этого нужно основательно изучить продвинутый опыт зарубежных стран, где эти зоны и технопарки проявили себя как рациональное средство обеспечения мощного экономического подъема на соответствующих участках. И этот опыт в юридически сформулированном виде можно расписать в тексте казахстанского законопроекта для его реализации в перспективе. Аналогичные положения могли бы появиться в статьях 19-26 законопроекта в отношении кластеров, центров коммерциализации, трансферта технологий и технологических компетенций.

 Заголовок статьи 44 проекта закона под названием «Привлечение иностранных инвестиций» вряд ли уместен, поскольку он под таким же заголовком дан в статье 269 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года. Вместе с тем, заголовок статьи законопроекта можно было бы сформулировать иначе: «Новые способы привлечения иностранных и отечественных инвестиций в экономику промышленности», что привело бы к надлежащему изменению ее содержания.

         Если внимательно присмотреться к заглавию раздела 4 законопроекта «Повышение эффективности и конкурентоспособности промышленности», то мы увидим следующие недостатки. Само название раздела должно призывать к активному повышению эффективности и конкурентоспособности промышленности, тогда оно и звучать должно иначе: «Рациональные пути повышения эффективности и конкурентоспособности промышленности». Глава 8 законопроекта, озаглавленная как «Технологическая модернизация промышленной политики», остается практически нераскрытой. Призванные раскрыть содержание данной главы статьи 56 и 57 законопроекта с этой задачей не справились. Непонятно, каким образом можно увидеть прямую связь между «производительностью труда» (статья 56) и «технологической модернизацией», между «коммерциализацией результатов научной деятельности» (статья 57) и «технологической модернизацией промышленной политики». Более правильным, на наш взгляд, был бы расклад технологической модернизации промышленной политики на следующие составляющие: а)политика оптимизации структуры промышленного производства с внедрением новейших технологий на самых нужных и важных участках работ; б)обеспечение ускоренного развития новейших наукоемких технологий в промышленной сфере; в)выделение в качестве приоритетных, развиваемых в первую очередь таких подотраслей промышленности, как: станкостроение с числовым программным управлением, цифровизированное транспортное, сельскохозяйственное машиностроение, энергетическая промышленность; г)определение методов ускоренного внедрения и использования интеллектуальных роботов на производственных линиях всех заводов казахстанской промышленности.

 Статьи 60-63 законопроекта посвящены промышленной сборке. Статья 60 посвящена общим вопросам промышленной сборки, также, как и начальные положения статьи 244-1 Предпринимательского кодекса республики. Можно подумать, что на промышленных предприятиях в промышленном формате собираются если не все станки, механизмы, оборудование и машины, то хотя бы значительная часть из них. Но в республике осуществляют  промышленную сборку только транспортных и сельскохозяйственных машин. Но если это так, то зачем нужна статья 60, если статьи 61 и 62 регулируют вопросы промышленной сборки транспортных средств и сельскохозяйственной техники. Кроме того, статьи 61, 62, 63 практически дублируют содержание статьи 244-1 Предпринимательского кодекса республики. К тому же, составители проекта закона в таком важнейшем сегменте транспортного и сельскохозяйственного машиностроения почему-то решили ограничиться соглашениями о промышленных сборках транспортных и сельскохозяйственных машин.

         Между тем, промышленная сборка этих машин состоит из ряда составляющих, которые могли бы в совокупности составить отдельный значимый раздел анализируемого законопроекта. В промышленной сборке машин значительное внимание уделяется вопросам локализации (местного казахстанского содержания). При этом предприятия-смежники в сталелитейной, стекольной, резиновой, кожевенной, аккумуляторной промышленности Казахстана, могущие удовлетворять нужды заводов транспортного и сельскохозяйственного машиностроения, должны выходить на высокий уровень качества при выпуске своей продукции. Это можно будет сделать посредством надлежаще подготовленных кадров, цифровизации и искусственного интеллекта. В 1962-1973 годах в Южной Корее, например, осуществляли сборку автомобилей ведущих концернов мира, точно так же, как мы это делаем у себя сейчас. В последующие 2 десятилетия южнокорейцы начали производить автомобили собственных марок. С конца 90-х годов прошедшего столетия и до сего дня они начали конкурировать своими авто на мировом рынке и превратились в ведущих грандов мирового автомобилестроения. Прежде чем формально формулировать статьи о промышленной сборке автомобилей и агротехнических машин в проекте казахстанского закона о промышленной политике, следовало бы скрупулезно изучить опыт Южной Кореи и других стран. Именно такой творческий подход ко всем этапам локализации на основе концентрации отечественного и зарубежного технологического опыта логически приведет к созданию страной собственных марок, брендов автомобилей и других транспортных средств. Такую логическую цепочку действий можно и нужно юридизировать в виде целого ряда отдельных статей в законопроекте, что будет содействовать конструированию, созданию собственных транспортных и агротехнических моделей казахстанского происхождения, которые можно будет выводить на мировой рынок.

В порядке дополнения данного законопроекта можно сформулировать отдельные статьи, которые стали бы воплощением реализации и развития отечественного оборонно-промышленного комплекса. Мы должны держать перспективный курс на создание хотя бы нескольких заводов по выпуску пороха, боеприпасов, стрелкового оружия, оружия, связанного с цифровизацией, компьютеризацией.

         Было бы целесообразно в отдельном разделе этого законопроекта уделить внимание подготовке высококвалифицированных кадров для всех направлений, подотраслей промышленности, машиностроения. И сегодня кадры решают все, создают все, включая цифровизированную промышленность, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, включая все другие подотрасли машиностроения, конструирование интеллектуальных и промышленных роботов, беспилотных машин, иных механизмов искусственного интеллекта.

         Было бы целесообразно собрать вместе промышленников, машиностроителей, экономистов и юристов, специализирующихся в промышленной сфере, чтобы они подвергли жесткому критическому анализу каждое положение, каждую норму, каждую статью, каждый раздел данного законопроекта, чтобы доказывали каждый свое с точки зрения своей профессии и профессиональной логики, после споров стремились бы по возможности сблизить свои позиции. Было бы неплохо данный или другой проект закона вынести на всеобщее обсуждение, дать возможность профессионалам (практикам и теоретикам), любым заинтересованным людям высказать свое мнение на страницах профессиональной и общественно-политической прессы, по каналам телевидения. После обсуждения вопросов на научно-практических конференциях и семинарах, специальная комиссия могла бы изучить все материалы обсуждения, остановить свой выбор на наиболее обоснованных положениях и нормах будущего закона и представить проект законодателю. Для нашей страны это – судьбоносный закон, поэтому излишняя торопливость в его принятии не желательна.

 

30 октября 2021 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Промышленная политика государства

18.12.2020Экономика

Промышленная политика: цели и задачи. Виды промышленной политики

Судя по названию, промышленная политика — это некоторые действия правительства (центрального и (или) местного) в сфере промышленности. Иначе говоря, это определенный вид экономической политики наряду с такими широко признанными ее видами, как стабилизационная, финансовая, торговая и др. Однако, в отличие от этих ее видов, носящих характер общеэкономических, промышленная политика в строгом смысле является отраслевой (sectoral) политикой; она предназначена для продвижения отраслей, где вмешательство должно иметь место по причинам национальной независимости, технологической автономии, провалов частной инициативы, упадка традиционных видов деятельности, географического или политического баланса.

С тем, что промышленная политика носит отраслевой (секторальный) характер, согласны и многие специалисты. Промышленная политика — это, в основном, любой тип избирательного вмешательства или политики правительства, нацеленный на изменение отраслевой структуры производства в направлении отраслей, которые, как ожидается, предлагают лучшие перспективы экономического роста, чем при отсутствии такого вмешательства, то есть в условиях рыночного равновесия.

Изменение отраслевой структуры промышленного производства выступает элементом структурной трансформации (реструктуризации) экономики в целом. Поэтому можно сказать, что промышленная политика представляет собой многообразие государственных мер, предназначенных для управления и контроля за процессами структурной трансформации экономики. Причем акцент делается именно на промышленности, поскольку процесс индустриализации важен для преобразования экономики в целом, и можно воздействовать на этот процесс так, чтобы управлять всем механизмом структурных изменений.

С несколько иных позиций выступает Д. Родрик: «Нет никаких доказательств, что те типы провалов рынка, которые призывают к промышленной политике, имеют место, преимущественно, в промышленности (industry)». Поэтому, за неимением более подходящего названия, он обозначает термином «промышленная политика» все действия по экономической реструктуризации в пользу более динамических видов деятельности вообще — «независимо от того, относятся ли они к промышленности или производству непосредственно», — и приводит примеры такой политики (в том числе из сельского хозяйства и сферы услуг).

Однако такая расширенная трактовка уводит в сторону от традиционного понимания промышленной политики, что, в свою очередь, затрудняет исследование этого явления в историческом аспекте. Поэтому Дж. Формен-Пек, выполнивший ретроспективный анализ европейской промышленной политики в XX в., относит к ее сфере только производящие (manufacturing) и инфраструктурные (infrastructure) отрасли (industries). И хотя он считает, что в принципе термин «industry» может быть распространен на любой источник занятости — будь-то горное дело, сельское хозяйство или сфера услуг (исходя из того, что классификация рабочих мест несколько произвольна), все же «политики правительств по отношению к сельскому хозяйству и услугам в целом отличались от политик по отношению к промышленности, определенной более строго, а поэтому поле исследования должно быть ограничено так, чтобы с ним можно было управляться».

Обращение к историческим аспектам проблемы позволяет выявить определенный сдвиг в ее исследовательской парадигме. Если до 80-х годов XX в. промышленную политику обычно понимали как действия по непосредственному вмешательству государства в экономику и директивному контролю правительства за производственным аппаратом, то в настоящее время этот термин, наоборот, обозначает разнообразие политик, которые осуществляются разными институциональными субъектами в целях стимулирования создания фирм, в пользу их концентрации, содействия инновациям и конкурентоспособному развитию в контексте открытой экономики. Поэтому новая промышленная политика — это главным образом политика промышленного развития, в рамках которой отрасль неявно рассматривается как организация, а также стратегического управления человеческими компетенциями и техническими возможностями.

В современной терминологии традиционный секторальный тип промышленной политики, оказывающий влияние на относительное значение отдельных отраслей и предприятий, получил название «вертикальная политика», а новый функциональный ее тип — соответственно, «горизонтальная политика». К последней относятся общие для большого числа отраслей и предприятий действия в сфере нормативно-правового обеспечения хозяйственной деятельности, защиты прав собственности, устранения административных барьеров, содействия инновациям и др. На горизонтальный тип промышленной политики делает упор Европейская комиссия (высший орган исполнительной власти ЕС), которая предлагает меры по обеспечению конкурентоспособности европейской обрабатывающей промышленности (manufacturing industry) на том основании, что большинство инноваций имеют место именно в этой отрасли.

Сама необходимость проведения промышленной политики обусловлена, во-первых, объективно существующей потребностью в развитии высокотехнологичных отраслей, являющихся результатом функционирования национальных инновационных систем, а во-вторых – необходимостью координировать развитие отдельных фирм и инвестиций смежных отраслей по технологической цепочке производства добавленной стоимости в условиях глобальной конкуренции. Так, реализация планов развития предприятий отечественного оборонного комплекса, получающих финансирование из бюджета, не возможна без инвестиций в смежные отрасли (и прежде всего, в машиностроительный комплекс). Здесь объективно необходима координация действий между предприятиями, получающими заказы на конкурентной основе от конечных производителей. Таким способом могут восстанавливаться кооперационные связи в сфере машиностроения.

Следовательно, необходимость координации планов развития отдельных предприятий и инвестиций смежных отраслей, связанных технологически, становится объективным основанием для существования промышленной политики. Сами по себе рыночные сигналы не могут выполнять эту координирующую роль, в чем и заключается их ограниченная природа. Их дополняют государственное стратегическое планирование и регулирование: они должны снимать риски для инвестора, поскольку ни один инвестор не решится сделать стартовые капитальные вложения, пока не будет уверен в их возврате и окупаемости.

Промышленная политика – это целостная и скоординированная система мероприятий государственных органов власти, направленная на развитие промышленности в целом и отдельных (приоритетных) ее отраслей, которая подкрепляется соответствующими механизмами реализации (стимулирование, регулирование и контроль через соответствующие институты государства и рынка), нацеленными на решение стратегических и тактических задач развития реального сектора:

  • увеличения объемов и изменение структуры промышленного производства;
  • создание новых рабочих мест;
  • повышения конкурентоспособности национальной экономики и отдельных ее отраслей и т.д.

Объектом промышленной политики выступает весь индустриальный комплекс страны, как единый организм.

Целями промышленной политики являются:

  • формирование высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленности, обеспечивающей переход экономики государства от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному типу развития;
  • обеспечение обороны страны и безопасности государства;
  • обеспечение занятостинаселения и повышение уровня жизни граждан.

Повышение конкурентоспособности — ключевая задача промышленной политики. По традиционному определению конкурентоспособности в самом общем виде она понимается как способность различных субъектов рынка к успешному соревнованию со своими конкурентами, активные действия по завоеванию рыночных позиций, их удержанию, укреплению и расширению.

Задачами промышленной политики являются:

  • создание и развитие современной промышленной инфраструктуры, инфраструктуры поддержки деятельности в сфере промышленности, соответствующих целям и задачам, определенным документами стратегического планирования на государственном уровне;
  • создание конкурентных условий осуществления деятельности в сфере промышленности по сравнению с условиями осуществления указанной деятельности на территориях иностранных государств;
  • стимулирование субъектов деятельности в сфере промышленности осуществлять внедрение результатов интеллектуальной деятельности и освоение производства инновационной промышленной продукции;
  • стимулирование субъектов деятельности в сфере промышленности рационально и эффективно использовать материальные, финансовые, трудовые и природные ресурсы, обеспечивать повышение производительности труда, внедрение импортозамещающих, ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий;
  • увеличение выпуска продукции с высокой долей добавленной стоимости и поддержка экспорта такой продукции;
  • поддержка технологического перевооружения субъектов деятельности в сфере промышленности, модернизация основных производственных фондов исходя из темпов, опережающих их старение;
  • снижение риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера на объектах промышленной инфраструктуры;
  • обеспечение технологической независимости национальной экономики.

Наиболее часто используются три основных подхода к оценке и межстрановым сопоставлениям конкурентоспособности на макроуровне:

  • факторный подход (М.Портер);
  • анализ реализованных конкурентных преимуществ по данным о результатах внешнеторговой деятельности страны, об объеме и структуре экспорта, а также по данным об изменении доли отечественных товаров во внутреннем товарообороте;
  • комплексный подход, основанный на сопоставлении стран по рейтингам конкурентоспособности.

В современных условиях конкурентоспособность и эффективность промышленных предприятий определяется их способностью адаптироваться к меняющимся потребностям рынка, которая, в свою очередь, опирается на механизм быстрой модернизации выпускаемой продукции. Поэтому представляется необходимым сместить акценты в традиционном понимании конкурентоспособности промышленных предприятий, так как гибкость, адаптивность к потребностям рынка зависят от эффективности функционирования финансового рынка, рационального использования современных методов, инструментов финансирования.

В этой связи, современный маркетинг должен основываться не на цене, а на быстром внедрении инноваций, что требует использования всего инструментария, который обеспечивает валютно-финансовый рынок (акцииоблигацииваррантыIPO).

Таким образом, предлагается смещение акцентов в характере ведения промышленной политики, а именно:

  • уход от тяжеловесной структуры производства к гибкой технологической структуре, позволяющей успешно адаптироваться к динамично изменяющимся потребностям рынка и тем самым обеспечить повышение уровня конкурентоспособности;
  • переход на инновационный путь развития предприятий, отраслей и экономики, позволяющей с меньшими затратами адаптироваться к изменяющимся требованиям среды;
  • национальная промышленная политика страны должна формироваться под воздействием всех институтов гражданского общества и оказывать существенное воздействие на характер и формы взаимодействия с основными субъектами мировой экономикив рамках международного разделения труда, определять особенности внешнеэкономических связей в условиях открытой экономики и формировать конкурентные преимущества страны.

Инструментарий промышленной политики за рубежом традиционно включал и включает в себя разнообразный набор механизмов воздействия на структурные процессы в промышленности, к которым относятся как собственно механизмы воздействия на промышленность, так и макроэкономические инструменты, косвенно затрагивающие этот сектор хозяйства. Эта вторая группа механизмов приобретает в последнее время новое значение и все большую важность как средство формирования благоприятной национальной среды для повышения конкурентоспособности промышленных компаний. К ее основным инструментам можно отнести финансово-кредитную, валютную, образовательную, инфраструктурную политики и другие формы воздействия государства на экономику.

В современных условиях встает вопрос о наборе методов, эффективно решающих задачи промышленной политики в области повышения конкурентоспособности страны, так как национальная конкурентоспособность определяется способностью промышленности постоянно развиваться и производить инновации. Поэтому существенным является создание в стране благоприятной макро- и микроэкономической среды для развития конкурентных преимуществ, которая обеспечивается, в частности, политикой правительства в интересах внедрения компаниями инноваций и создания конкурентоспособной продукции.

Основными принципами промышленной политики являются:

  • программно-целевой метод формирования документов стратегического планирования в сфере промышленности;
  • измеримость целей развития промышленности и реализации мер стимулирования субъектов деятельности в сфере промышленности;
  • мониторинг эффективности промышленной политики и контроль за ее реализацией;
  • применение мер стимулирования деятельности в сфере промышленности для достижения показателей и индикаторов, установленных документами стратегического планирования;
  • координация мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, осуществляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления;
  • рациональное сочетание форм и методов государственного регулированияи рыночной экономики, мер прямого и косвенного стимулирования деятельности в сфере промышленности;
  • обеспеченность ресурсами и их концентрация на развитии приоритетных отраслей промышленности;
  • информационная открытость при разработке промышленной политики и применении мер стимулирования деятельности в сфере промышленности с учетом интересов безопасности государства;
  • равный доступ субъектов деятельности в сфере промышленности к получению государственной поддержки в соответствии с условиями ее предоставления;
  • интеграция науки, образования и промышленности.

Современные тенденции в развитии индустриального сектора

При формировании конкурентоспособности страны и отечественных промышленных предприятий развитие валютно-финансовой сферы имеет определяющее значение. Валютно-финансовая система влияет на многие направления экономического развития страны, причем в современных условиях они становятся ключевыми. Их можно разделить на два блока:

  • механизм регулирования взаимодействия внутренней экономики с внешним миром, степень влияния мировой экономики на внутреннее положение и эффективность использования рычагов, нейтрализующих влияние мировых кризисных процессов, переливов горячих денеги позволяющих внутренней экономике окрепнуть и подготовиться к глобальному взаимодействию. Сюда же относятся механизмы, регулирующие движение капиталов, внешнеторговые потоки и ряд других аспектов;
  • способность проводимой валютной политикиукрепить позиции национальной валюты в экономических процессах, протекающих внутри страны и возможность постепенного вхождения национальной валюты в мировую валютную систему.

В связи с усилением роли иностранных инвестиций, обосновывается необходимостью более широкой интеграции внутреннего и внешнего финансового рынка. В настоящее время национальная валютно-финансовая система является частью глобальной валютно-финансовой системы, а не только элементом денежной системы страны. Эта появившаяся особенность интегрированной системы позволяет гибко использовать все богатство инструментария финансирования инвестиций отечественных предприятий.

Кроме того, на современном этапе развития постиндустриальной экономики произошло качественное изменение экономической идеологии, заключающееся в разнице механизма (логике) ценообразования в предпринимательской экономике и современной финансовой экономике; выявлена переориентация участников сделки при оценке результативности на ожидаемый доход вместо экономии затрат; показана растущая доля информационной и интеллектуальной составляющей современной промышленной продукции, которая определяется оценкой потенциального дохода от его использования, что изменяет ценообразование современной техники. Это также является принципиально новым явлением.

Мировая экономика XXI века, как показывают многие исследования, характеризуется значительным расширением международных финансовых рынков и заметным ростом объемов сделок на валютном рынке и рынках капитала. Процесс в информационных и телекоммуникационных технологиях, либерализация рынков капитала и разработка новых финансовых инструментов стимулируют увеличение международных потоков капитала.

Отличительной чертой глобализации является повышенная мобильность капитала в межстрановом пространстве, усиление роли международных финансовых рынков (валютных, кредитных, фондовых), приобретение международным капиталом самостоятельного и самодовлеющего значения. В этих условиях финансовая глобализация становится одной из определяющих характеристик процесса экономической глобализации. Эти современные условия становятся новой средой для формирования национальной конкурентоспособности. По мере интернационализации денежно-кредитных рынков, слабые национальные экономические системы стремительно утрачивают возможности регулирования собственного развития, контроль над финансовыми потоками, масштабами и контурами участия в международном разделении труда.

Для одних стран это оборачивается укреплением доминирующих позиций, для других (главным образом развивающихся стран) – потерями в виде нарастающей технико-технологической и социальной отсталости, неизбежными деформациями в структуре хозяйства. Это связано с тем, что преимущества глобализации распределяются неравномерно. Происходит не конвергенция или выравнивание доходов, а скорее их поляризация. Развертывание процессов глобализации грозит заморозить нынешнее положение менее развитых стран так называемой мировой периферии, которые становятся скорее объектами нежели субъектами глобализации.

В этих условиях особую важность приобретают исследования направлений воздействия финансовой глобализации на развитие национальных экономик, а также поиск мер по контролю и управлению возможными последствиями финансовой глобализации, при которой закрепляется и расширяются возможности существующих центров доминирования при ослаблении перспектив у стран «периферии».

Модели промышленной политики. Преимущества и недостатки промышленной политики

На сегодняшний день нет единых подходов к классификации моделей промышленной политики, поскольку разными исследователями используются различные критерии или признаки, по которым они определяют ту или иную модель. Некоторые ученые для классификации используют критерий
доминирования в модели одних инструментов и механизмов политики над другими. Согласно этого подхода рассматривают такие модели промышленной политики, как «жесткая» (синонимы — «вертикальная», «активная») и «мягкая» (синоним — «горизонтальная»).

Модель жесткой промышленной политики ориентирована на развитие отдельных приоритетных секторов экономики посредством распределения или перераспределения ресурсов для производственной деятельности, осуществляемой непосредственно государством. К средствам или инструментам, которые доминируют при проведении такой политики, относятся:

  • прямое и косвенное бюджетное субсидирование и кредитование отраслей, предприятий, регионов;
  • прямые государственные инвестиции;
  • компенсация процентных ставок из бюджета по кредитам коммерческих банков;
  • предоставление государственных гарантий по займам субъектов хозяйствования;
  • субсидирование экспорта;
  • защитные импортные пошлины;
  • создание государственных предприятий или совместных предприятий с участием государственного капитала и др.

Среди классических методов, применяемых в модели жесткой промышленной политики, можно выделить: протекционизм, стимулирование экспорта, поддержку отдельных отраслей, создание «национальных чемпионов», «точек» или «локомотивов» роста, государственный заказ, производство товаров и оказание услуг на государственных предприятиях, регулирования цен и тарифов, государственное финансирование фундаментальных и прикладных научных исследований.

Использование в проведении промышленной политики мягкой модели базируется на идее поддержания конкурентоспособности национальных компаний, ориентации на создание благоприятных условий для открытия и ведения бизнеса во всех отраслях, без выделения отдельных субъектов государственной поддержки. Мягкая модель минимизирует перераспределение ресурсов как таковой, она призвана изменить мотивы и ожидания производителей прежде всего за счет уменьшения рисков инвестиционной и производственной деятельности. К основным средствам мягкой промышленной политики относятся:

  • техническое регулирование, нефинансовая поддержка экспортеров (торговые представительства за рубежом, выставочная и ярмарочная деятельность, проведение маркетинговых исследованийдля распространения среди национальных производителей информации о внешних рынки сбыта, правовая помощь в решении хозяйственных споров с зарубежными партнерами и т.д.);
  • помощь в научно-исследовательской деятельности, которую ведут фирмы или высшие учебные или научно-исследовательские учреждения на договорной основе при условии, что она ограничивается затратами на исследовательский персонал, оборудование для НИОКР, научный консалтинг, некоторыми другими расходами на организацию и проведение НИОКР;
  • внедрение законодательных норм, призванных уменьшить риски от производственной деятельности (например, замена лицензирования и
    сертификации альтернативным страхованием рисков, которые могут возникнуть в результате выхода на рынок некачественного товара или использования в его производстве технологии, которая загрязняет окружающую среду);
  • помощь неблагополучным регионам, которая предоставляется в рамках общего регионального развития и является неспецифической;
  • содействие в природоохранной деятельности предприятий и введении мощностей, улучшающих состояние окружающей среды;
  • обучение и переквалификация рабочей силы и управленцев;
  • поддержка малого бизнеса;
  • развитие инфраструктуры: финансовой, производственной, инновационной, транспортной и тому подобное;
  • реализация совместных проектов с частным бизнесом в рамках государственно-частного партнерства;
  • введение в хозяйственный оборот ресурсов, которые ранее из него были исключены (например, различные виды ренты).

Согласно целевым ориентирам развития промышленности можно выделить следующие модели промышленной политики:

  • экспортоориентированная;
  • импортозамещения;
  • инновационная.

Экспортоориентированная модель промышленной политики предполагает всестороннее стимулирование производств, продукция которых предназначена в основном для экспорта. Среди средств стимулирования экспортных отраслей используются инструменты жесткой и мягкой моделей промышленной политики. Кроме привязки к мировой конъюнктуре и упадка производства для внутреннего рынка, существуют и другие недостатки этой модели, связанные, прежде всего со структурой экспорта.

Если экспорт имеет сырьевой уклон, это приводит к примитивизации собственного производства, сокращению цепочки и соответственно размеров добавленной стоимости, создаваемой внутри страны, оттоку высококвалифицированных кадров из обрабатывающих отраслей, снижению квалификации и деградации трудовых ресурсов, а также общему снижению уровня доходов населения. В стратегической перспективе сырьевой уклон отвергает потребность в получении новых знаний, поскольку наиболее интенсивно они накапливаются именно в обрабатывающих отраслях. Стагнация последних провоцирует прогрессирующее отставание от мировых технологических тенденций и вызывает необходимость импортировать новую технику, ставит страну в полную внешнюю технологическую зависимость и исключает любые инновационные прорывы.

Высокотехнологичный экспорт продукции конечного потребления также содержит скрытые угрозы для экономики, если эта продукция изготавливается из иностранных комплектующих. Во-первых, цена продукции привязывается к стоимости комплектующих. Во-вторых, стагнируют собственные предприятия-смежники — производители комплектующих, отрицательный совокупный эффект в целом для страны может превысить положительный эффект от расширения технологического экспорта, так же как и при сырьевой ориентации, за счет сокращения цепочки создания новой стоимости внутри страны. При импорте готовых комплектующих есть и другая угроза — отпадает потребность в собственных инженерно-технических и научных кадрах, которые могли бы быть задействованы в разработке и выпуске собственных высокотехнологичных изделий. Как следствие, приходит в упадок собственная научно-техническая и инновационная деятельность и государство снова попадает в технологическую зависимость от более развитых стран.

В целом экспортоориентированная модель хорошо себя зарекомендовала в странах со слабодиверсифицированным и малоразвитым производством как в технологическом, так и в организационном плане, имеющих естественно ограниченный внутренний спрос не столько из-за низких доходов, сколько за счет устоявшихся культурных традиций непритязательного потребления и благоприятных для проживания природно-климатических факторов.

Модель импортозамещения предусматривает превалирование развития внутреннего рынка над экспортной направленностью за счет собственного производства. Эта модель основана на идее протекционизма национального производителя, в ней доминируют средства из арсенала жесткой промышленной политики. Она способствует улучшению структуры платежного баланса, удовлетворению внутреннего спроса, обеспечению занятости, развитию отраслей обрабатывающей промышленности, в том числе высокотехнологичных.

Оборотной стороной импортозамещения является угроза самоизоляции страны, что может привести к технологическому отставанию, искривлению экономических стимулов у производителей вследствие создания им «тепличных» условий, снижению качества отечественной продукции вследствие малоощутимой конкуренции со стороны иностранных производителей, необходимости выстраивания полностью замкнутых внутри страны технологических цепочек без учета преимуществ международной интеграции и возможностей, которые она предоставляет, сокращения общих производственных затрат путем оптимизации внешних и внутренних поставок комплектующих по ценовому критерию.

Инновационная модель промышленной политики сочетает в себе положительные черты как экспортной, так и импортозамещающей моделей, и практически лишена их отрицательных черт. Инновации обусловливают качественные положительные изменения как в производственно-технологическом и организационно-управленческом, так и в социально-трудовом потенциалах, обеспечивая их непрерывное воспроизведение. Основной задачей этой модели является создание условий, позволяющих:

  • во-первых, поддерживать инновационный процесс в стадии проектной готовности нового продукта, то есть на время, когда он выходит за пределы производственного цикла, следовательно является мало привлекательным для компаний с позиций осуществления затрат на него;
  • во-вторых, создание стимулов последним для внедрения готового инновационного продукта или технологии.

Для успешной реализации инновационной модели промышленной политики государство должно взять на себя значительные расходы на создание инновационной и информационной инфраструктуры, подготовку научных кадров, организацию системы эффективной защиты интеллектуальной собственности и трансфера технологий, страхования рисков инновационной деятельности.

Кроме того, она должна сформировать соответствующие мотивационные экономические сигналы для бизнеса, которые в выборе сфер вложения капиталов предпочитали бы именно вложения в производство новых инновационных продуктов. Иными словами, государство должно создать условия, при которых возникнет спрос на собственные нововведения, а доходность инновационной сферы будет по крайней мере не меньше доходности других сфер вложения средств.

По характеру стратегического видения страны в международном экономическом пространстве выделяют такие модели промышленной политики:

  • защитную;
  • адаптивную;
  • инициативную.

Эти модели преимущественно соответствуют рассмотренным выше моделям экспортной ориентации, импортозамещения и инновационной.

Защитная промышленная политика ориентируется на сохранение сложившейся структуры промышленности, поддержание занятости, защиту отечественных производителей от иностранных конкурентов. Она в определенной степени пересекается с моделью импортозамещения со всеми ее преимуществами и
недостатками.

Адаптивная промышленная политика ставит своей целью адаптацию промышленности к структуре и динамике спроса на мировом рынке, изменениям условий хозяйствования на нем. Эта политика по своим признакам напоминает экспортно ориентированную модель.

Инициативная модель промышленной политики предусматривает использование средств, позволяющих интенсивно влиять на изменение технологического уровня промышленности, ее организационную, управленческую и производственную структуру, на основе желаемого перспективного видения промышленности в будущей средне- или долгосрочной перспективе. Инициативная промышленная политика имеет все признаки инновационной модели промышленной политики.

Выбор той или иной модели (моделей) промышленной политики всегда базируется на господствующей в стране экономической идеологии взаимоотношений государства, бизнеса и общества, которая обобщается в основных теоретических течениях экономической мысли. Среди последних наиболее влиятельными ныне являются концепции неолиберализма, дирижизма и институционализма.

Аргументы «за» и «против» промышленной политики, представленные в этих концепциях, должны учитываться при выборе модели, однако они не могут быть ни окончательно доказаны, ни опровергнуты.

Среди аргументов «за» можно выделить такие:

  • наличие «провалов» рынка — неэффективной конкуренции, отсутствия стимулов для производства товаров общественного потребления, негативных экстерналий, неполных рынков, неполноты (асимметрии) информации, безработицы, инфляции, дисбалансов (структурных, воспроизводственных, монетарных и т.д.). Рыночные механизмы эффективно снимают структурные дисбалансы только при относительно небольших отклонениях от оптимума. Ликвидация «глобальных» дисбалансов требует специальных, внерыночных мер;
  • временные горизонты принятия решений рыночными субъектами более «короткие» чем те, которые необходимы для принятия оптимальных решений;
  • социальные и политические издержки рыночной саморегуляции без применения специальных мер могут оказаться выше, чем позволяет прочность социально-политической системы;
  • сектора «новой» индустрии в период становления могут оказаться неконкурентоспособными из-за неблагоприятных стартовых условий.

Аргументы «против» промышленной политики заключаются, в частности, в том, что она:

  • искажает рыночные сигналы и приводит к неэффективным решениям на микроуровне;
  • генерирует более существенные дисбалансы, чем те, которые призвана нивелировать;
  • предполагает «неравные правила игры», создает возможности для лоббирования и коррупции;
  • предполагает выбор государством (чиновником) «чемпионов», что может приводить, даже при отсутствии коррупции, к ошибкам и масштабным неэффективным расходам;
  • не учитывает характер современных корпоративных структур (транснациональный и диверсифицированный), что не позволяет использовать отрасли (сектора) как объект регулирования.

Однако приведенные аргументы «против» промышленной политики касательно неоптимального распределения ресурсов государством, невозможности определения ним реальных точек роста и установления неравных условий хозяйствования выглядят недостаточно обоснованными. Возникает вопрос, почему частный субъект способен точно определить точки роста, если информация о рынке, которой он владеет, является асимметричной, причем ее уровень тем больше для каждого субъекта, чем меньше его размер и большее количество субъектов, представленных на рынке.

Государство в своем расположении имеет гораздо больше средств, чтобы достоверно оценить рынок и возможности его развития, и для него уровень ассиметричности будет значительно меньше, чем для отдельного субъекта хозяйствования, что соответственно будет определять разную точность прогнозов, сделанных государством и отдельными субъектами. Эти же аргументы можно привести и о якобы генерировании государством более существенных дисбалансов по сравнению с рынком.

Аргумент, что промышленная политика создает почву для коррупции и лоббизма, не выдерживает критики, поскольку любые правила игры, которые устанавливает государство, всегда сопровождались лоббированием определенных групп интересов, заинтересованных в этих правилах. Следует отказаться от наивного подхода к видению государства как института справедливости для всех при либеральных концепциях развития, поскольку государственная власть, которая в значительной мере может рассматриваться как олицетворение государства, в любом обществе является отражением тех групп интересов, в том числе бизнеса, которые получили в борьбе с другими группами легитимные права на управление страной. Этот тезис усиливается тем обстоятельством, что именно современные транснациональные корпоративные структуры являются наиболее заинтересованными и наиболее влиятельными группами, которые лоббируют свои интересы во власти, поэтому предполагать, что им не нужна промышленная политика, неоправданно.

Любые решения государства по выбору точек роста можно смело рассматривать как выбор, сделанный группой интересов, в том числе бизнес-группой, которая находится у власти, следовательно, утверждать, что государство хуже определяет сферы применения  капитала, чем бизнес, также не совсем оправдано.

Таким образом, несмотря на все сложности и ограничения, которые сопровождают промышленную политику, разрабатывать ее необходимо, особенно в странах с переходной экономикой. Это позволит свести воедино информацию о конкурентоспособности отраслей и секторов, уменьшит степень субъективности в принятии решений о стимулировании тех или иных секторов, будет побуждать правительство разрабатывать комплексный долгосрочный социально-экономический прогноз развития страны, который может дать важные ориентиры для бизнеса, создаст реальную основу для совместной работы последнего с властью в поиске взаимных интересов и налаживании конструктивного диалога.

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 0

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
×