О сервисной модели правоохранительных органов

О сервисной модели правоохранительных органов

В феврале этого года рядом актов Главы государства и Правительства внедрена новая система государственного планирования страны, определены Общенациональные приоритеты, одобрен Национальный план развития страны до 2025 года.

Эти важнейшие документы призваны обеспечить переход Казахстана к системному и стратегическому планированию и постепенно вытеснить рыночные механизмы инструментами государственного влияния на основе методов проектного управления, цифровых платформ и общественного контроля.

Одновременно намечено ввести новый порядок контроля над исполнением общенациональных приоритетов, которые будут отрабатываться в режиме сетевого планирования и декомпозиции в актах последующего уровня с указанием конкретных сроков решения, необходимых законодательных новелл и источников финансирования.

Один из таких стратегических документов - Национальный план развития Республики Казахстан до 2025 года (утвержден Указом от 26 февраля 2021 года №521, далее – Нацплан).

В нем одной из задач общенационального приоритета 4 (Справедливое и эффективное государство на защите интересов граждан) определено развитие сервисной модели правоохранительных органов.

По Нацплану одним из принципиальных изменений к 2025 году ожидается переход от силовой работы к сервисной модели взаимодействия правоохранительных органов с гражданами для построения безопасного и правового общества[1].

Поэтому, в ближайшие 5 лет нам придется столкнуться с рядом вызовов, формирующих как ограничения, так и новые возможности  для развития. Нацплан отвечает на эти вызовы, а проекты силовых органов должны определять конкретные действия в рамках такого ответа.

Исторический экскурс. После обретения Независимости изменилась вся система государственного и политического устройства.

Были созданы адекватные рыночной экономике новые институты – по инвестициям, развитию бизнеса, специализированные суды. Госуслуги перешли в электронный формат и сделали нашу жизнь более комфортной.

В то же время в обществе бытует мнение – правоохранительная сфера, ее структура, методы и содержание работы стали даже хуже, чем в советское время, и намного отстают от современных реалий.

Раньше служителей закона оценивали по голой статистике. Поэтому они буквально «грызли землю», чтобы, прежде всего, нарастить показатели. Сегодняшний критерий абсолютно другой – это доверие граждан, доверие общества.

Именно общество – главный заказчик нашей службы. Поэтому нам нужно научиться реально и объективно оценивать свою пользу обществу и знать, чего от нас ждут наши граждане.

Давайте зададимся вопросом: что нужно каждому человеку от правоохранительной системы?

Наверное, прежде всего, две вещи. Безопасность личная, безопасность близких. И вторая – безопасность собственности.

Ежегодно сотни тысяч уголовных дел, несколько миллионов адмпроступков. Миллиарды листов бумаги, сотни тысяч часов ручной работы. И эти цифры растут.

Вся наша работа кипит вокруг этого массива.

Конечно, находим виновных, осуждаем преступников, пополняем казну. Меняем законы, чиновников. Однако, это ситуацию не исправляет. Из года в год одни и те же нарушения. Отсюда недоверие населения, шквал критики на всю правоохранительную систему.

Поэтому сейчас поставлена задача – получить, изучить, адаптировать и внедрить лучший мировой опыт по превенции, в т.ч. краж, мошенничества, половых и других преступлений. Это самые болевые точки нашего общества.

Также сейчас все меняется и по постановке стратегических целей. В первую очередь, Нацплан заточил правоохранительный аппарат на конкретные результаты. И неважно, какие мероприятия выполнили, сколько совещаний провели, какие законы инициировали. Главное, достигли цели. И людям, и обществу от этого стало гораздо лучше.

В частности, в рамках Общенационального приоритета 4 планируется достичь к 2025 году следующих результатов:

1) не менее 0,56 баллов по Индексу World Justice Project;

2) не ниже 50 места по категории «Институты» по ГИК;

3) не менее 50 процентиля по Индексу учета мнения населения и подотчетности госорганов от Всемирного Банка;

4) не ниже 45 баллов по Индексу от Transparency International[2].

Вместе с тем, для граждан и общества важен не только результат, но и путь по его достижению. Не секрет, что более 60% уголовных правонарушений в Казахстане – кражи. И это только те, кто обратился в полицию. Есть ведь и латентная часть.

Реальность такова – львиная доля краж не раскрывается. То есть по ним никогда не будет положительного результата для потерпевших.

Поэтому очень важен сервис работы с потерпевшими. Пока это наше уязвимое место. Людям сложно понять наш чиновничий язык, тогда как нужно писать доступно, вежливо, отвечая на каждый довод.

Еще один немаловажный момент. Это необоснованное вовлечение в орбиту уголовного преследования многих граждан. Они вынуждены ждать процессуальных действий в коридорах правоохранительных органов. Сами процессуальные процедуры также очень длительны по времени и зачастую в них много формализма.

В итоге, каждый год мы получаем десятки тысяч жалоб на действия и решения органов уголовного преследования.

Это отнимает много сил и довольно дорого обходится государству. Разрешение жалоб стало как бы основной функцией МВД, прокуратуры, а теперь и Администрации Президента. Там появились специализированные подразделения для работы с обращениями.

Нам надо научить сотрудников выстраивать диалог, терпеливо выслушать человека – при личном приеме, в уголовном процессе, в колониях. Подбирать точные, правильные слова и убеждать.

Здесь важна роль ведомственных учреждений образования, которые должны проводить тренинги по передовым технологиям разрешения жалоб и разрешению конфликтов.

Сейчас КПСиСУ ГП РК совместно с Администрацией Президента внедряется информационная система «Е-обращение», которая обеспечит прозрачность рассмотрения всех обращений госорганами. Это очень важно в преддверии вступления в силу с июля этого года АППК РК.

В целом, улучшение работы с обращениями позволит сместить наши акценты на стратегические вещи и системные меры, которые реально повышают степень защищенности прав граждан и устраняют поводы и причины для жалоб и недовольств.

Что планируется сделать для внедрения сервисной модели?

В Нацплане впервые внедрен термин «правоохранительные услуги». Помню, в 2017 году, когда в структуре Генеральной прокуратуры был создан Центр правоохранительных услуг, эксперты задавались вопросом о сути этого термина.

А теперь по Нацплану полиция должна трансформироваться в основной орган, оказывающий гражданам правоохранительные услуги по обеспечению их личной и коллективной безопасности[3].

Второе. Работа с кадрами.

Будут пересмотрены требования к кандидатам и сотрудникам правоохранительных органов. Запущена программа обучения с использованием современных подходов и цифровых технологий по аналогии с административной государственной службой.

Третье. Улучшение внутренних процедур.

Делопроизводство, процесс работы с обращениями будут максимально оцифрованы с применением элементов искусственного интеллекта и других передовых аналитических инструментов.

Четвертое. При перестроении инфраструктуры и формата оказания услуг приоритет будет отдан клиентоориентированному подходу.

Пятое. Местная полицейская служба будет работать по принципу «полиция шаговой доступности», где ключевая роль отводится участковому инспектору.

В целом, формирование сервисной и «человекоцентричной» модели государственного управления, в которой главными ценностями являются граждане и их благополучие, определены в качестве приоритетов в Концепции государственного управления до 2030 года[4].

Ожидаемые эффекты от внедрения сервисной модели:

- повышение уровня восприятия населением собственной безопасности;

- формирование и внедрение казахстанской сервисной модели деятельности правоохранительных органов;

- обеспечение принципа меритократии при поступлении и продвижении по службе;

- создание сбалансированной системы оценки правоохранительных органов, учитывающей мнение населения.

И последнее. Ряд целевых индикаторов и действий по развитию сервисной модели в деятельности правоохранительных органов ожидаются в рамках Концепции правовой политики до 2030 года. Сейчас проект проходит согласование в Администрации Президента.

Шереметьев Максим Иванович 

Заместитель директора

Межведомственного научно-исследовательского института Академии правоохранительных органов

при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан

 

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 0

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
×