Эскалация напряженности в мире: риски и угрозы для Казахстана

Эскалация напряженности в мире: риски и угрозы для Казахстана

Последние конфронтационные  события в мире однозначно показывают как хрупка международная обстановка.  Китайско-вьетнамские, американо-китайские, российско- белорусские и другие быстро возникающие проблемы в международных отношениях дают основание полагать, что происходит дисбаланс в расстановке сил на мировой арене. Конфликт иногда может разрастись на пустом месте, «кинуть» только спичку и полыхнет пламя. Уж куда нет дружественнее военно-политических отношений между Россией и Белоруссией. Но ситуация оказалась достаточно напряженной и за которой следил весь мир. Притом ведь у Белоруссии большой военный потенциал.

На этом фоне Республика Казахстан проявляет свою принципиальную позицию: многовекторности, приверженности принципам международного права, принципам ООН, разрешения международных споров только мирными путями, путем переговоров.  Самое главное, это то что Казахстан стоит последовательно на позиции принципа суверенитета и нерушимости границ – этого важного принципа Хельсинского заключительного Акта 1975 года СБСЕ, впоследствии ОБСЕ. И  как-  суверенное, независимое государство, равный и уважаемый субъект международного права – Казахстан инициатор многих миролюбивых предложений. И чьи инициативы всегда одобряются Организацией Объединенных Наций (ООН).

Несмотря, что в мире «полыхает» пандемия короновируса – внешняя политика Республики Казахстан остается выверенной, последовательной и ответственной. С момента обретения независимости, страна во главе с Первым Президентом –Елбасы Нурсултаном Назарбаевым,  стала одним из уважаемых субъектов международного права с его многовекторной политикой. Эту же внешнюю политику с упором на прагматизм – продолжил Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. Международное сообщество знало г-на К.-Ж.Токаева как признанного, уважаемого международника, одного из руководителей представительной международной Организации объединенных наций (ООН), работавшего долгие годы министром иностранных дел и премьер-министром Казахстана. Поэтому и сегодня внешняя политика Республики Казахстан – стабильная и последовательная. Но нужно подчеркивать всегда важные вехи нашей казахстанской дипломатии.

Председательство Республики Казахстан запомнилось мировому сообществу ее важными глобальными инициативами. Во-первых, она была первым государством Центральной Азии, избранным в Совет Безопасности Организации Объединенных Наций. Во-вторых, Республика самым активным образом продвигала интересы международной и региональной безопасности, развитию экономической и торговой дипломатии. При этом всегда исходила из реальных факторов общемировых вызовов и угроз. Было проведено важное «Специальное мероприятие высокого уровня по запуску проекта Кодекса поведения по достижению мира, свободного от терроризма». Цель – достижение к 2045 году мира, свободного от терроризма, и создание широкой международной коалиции стран-партнеров. Необходимо отметить, что благодаря инициативам Казахстана, авторитету Президента Казахстана Н. Назарбаева Всеобщей декларации построения мира, свободного от ядерного оружия. Глава государства призывал международное сообщество «сделать построение мира без ядерного оружия главной целью человечества в XXI веке». Слишком стали реальными угрозы применения ядерного оружия, возможности попаданиях в руки террористов. Если еще учесть факторы противостояния держав, обладающих ядерным оружием. Но стало важным и то, что такие государства, как Северная Корея поддержали Всеобщую декларацию. Понятные всем универсальные принципы и обязательства по ядерному разоружению должны были стать мостом между разными подходами на будущее устройство безопасного мира.

Основные положения и идеи Всеобщей декларации, а также антиядерные инициативы Президента Н. Назарбаева получили свое воплощение в Договоре о запрещении ядерного оружия.

Был признан вклад Республики Казахстан в глобальный процесс ядерного разоружения, укрепление мира и международной безопасности,  свидетельством твердой приверженности достижению мира, свободного от ядерного оружия.

Что касается региональной и национальной безопасности, то самым важным  стали министерские дебаты СБ ООН на тему «Построение регионального партнерства в Афганистане и Центральной Азии в качестве модели взаимозависимости безопасности и развития», организованные Казахстаном. По итогам заседания было принято Заявление, которое подчеркивало важность развития регионального, межрегионального и международного сотрудничества для обеспечения долгосрочного мира, стабильности и устойчивого развития в Афганистане и Центральной Азии, необходимость  совместных усилий стран региона по расширению зоны мира, сотрудничества и процветания. Это вопросы и экономического и торгового сотрудничества, развития экономики региона, транспортно-логических, гуманитарных связей. А в стабильности региона, ее развитии заинтересованы все ее участники, страны Центральной Азии, Афганистан, Россия, Китай, США, ЕС, другие страны. Никому не нужна нестабильность в этом регионе. Важно развитие экономики, торговли, инвестиций и многое другое, основанное на взаимовыгодном сотрудничестве и равноправном партнерстве.

Казахстан в этом отношении подает пример. Ее внешняя политика многосторонней дипломатии, совместное решение всех возникающих вопросов перед государствами, стоящими перед общемировыми вызовами и угрозами. В мире идут войны на религиозной и межэтнической почве.  В Казахстане же регулярно проводятся Съезды лидеров мировых и традиционных религий, дискуссионной площадки, позволяющей вести межрелигиозный и межконфессиональный диалог, что важно, в исключительно конструктивном формате. Глобальные инициативы Казахстана по вопросам обеспечения региональной и национальной безопасности, борьбы с угрозами терроризма, наркоторговлей, транснациональной  преступностью, развитию экономической и торговой дипломатии, гуманитарных связей, интеграционные вопросы – стали общепризнанными мировым сообществом.  Это и инициативы на международной арене, в том числе инициативы в сфере Евразийской экономической интеграции, региональное экономическое и политическое лидерство. Казахстан является членом ведущих международных организаций — ООН, ОБСЕ, ОИС, ШОС, СНГ, ЕврАзЭС, ТС, ЕЭП, ОДКБ, ОЭСР и других межгосударственных объединений. За годы независимости Казахстан установил дипломатические отношения со 180 государствами мира, председательствовал в таких авторитетных международных организациях как ОБСЕ, ОИС, ЕАЭС, ШОС, СНГ, ОДКБ, СВМДА и Тюркском совете. Следует отдельно отметить установление позитивных и взаимовыгодных отношений с отдельными, наиболее важными для Казахстана, иностранными государствами и блоками. С Российской Федерацией — как одной из ведущих держав мира и соседней страной. С Китайской Народной Республикой — как соседней страной и торгово-экономическим партнером, обладающим огромным потенциалом, способным придать еще большее ускорение экономическому развитию Казахстана. С Соединенными Штатами Америки и странами Европейского союза — как государствами, определяющими развитие основных процессов в современной мировой политике и экономике, обладающими всеми научными и техническими достижениями, и торгово-экономическими партнерами. Казахстан привлек за годы независимости более 70 процентов иностранных инвестиций из общего притока в Центральную Азию. Наиболее крупными инвесторами являются Нидерланды, США, Швейцария, Франция, Великобритания, Россия, Италия, Япония, Бельгия и Канада. В общей сложности, в Казахстан поступило более 300 миллиардов долларов инвестиций.

Привлечение иностранных инвестиций в приоритетные отрасли казахстанской экономики и продвижение отечественной продукции на зарубежные рынки являются одними из ключевых приоритетов внешней политики Казахстана и основополагающим элементом продвижения торговой и экономической дипломатии.
Сегодня созданы все базовые институты, сформирована необходимая законодательная база для масштабной работы по привлечению инвестиций. Наличие благоприятного инвестиционного и делового климата в нашей стране широко признается зарубежными экспертами и бизнес-партнерами. Необходимо, однако, внести некоторые корректировки в эту работу в части повышения качества межведомственной координации и обеспечения выполнения достигнутых договоренностей.

Обеспечение внутриполитической стабильности. Казахстан и мир входят в сложное десятилетие своей истории. Необходимо продемонстрировать и раскрыть усложнение геополитической и геоэкономической ситуации в мире, которые будут оказывать самое серьезное давление на Казахстан.
Если говорить о возможных последствиях новой холодной войны между США и КНР, шире Западом и Китаем, активное разворачивание блокового противостояния, «санкционных войн», то конечно, они могут ухудшить деловой и инвестиционный климат, усложнить жизнь и повысить издержки для предпринимателей и даже рядовых граждан. Это реальность. Но с моей точки зрения прагматизм должен победить. Пройдет Президент Трамп на следующий срок президентства – это большой вопрос. Но «выстраивание» прагматических отношений, особенно в экономической сфере, особенно в период падения мировой экономики в период пандемии коронавируса – это только единственный путь для спасения своих экономик, а следовательно и вопросов национальной безопасности. «Бряцание» оружием, оп большому счету – не выгодно никому.

Тут важно другое, с моей точки зрения, что Казахстан могут пытаться в условиях геополитического противостояния и конфронтации втянуть в те или иные коалиции, превратить нашу страну в арену борьбы между игроками, использовать Казахстан как таран в отношении других держав. Что, конечно маловероятно. Но знать об этом надо.
Такая ситуация, очевидно, может приводить к самым разным эксцессам, будет дестабилизировать ситуацию в стране и регионе. Не исключено, что отказ страны следовать в фарватере политики тех или иных держав будет сопровождаться политическими информационными атаками и провокациями, способствовать нагнетанию внутриполитической ситуации путем использования внутренних проблем для оказания давления на государственную власть. Вот это может быть.

Поэтому очень важно сохранять стратегическое видение ситуации, крепить национальный суверенитет и единство страны, сохранять благоразумие и отвергать все попытки втянуть нашу страну в чужие геополитические игры. Нынешняя новая реальность требует от всех - повышенной ответственности, готовности и умения находить внутренний консенсус вокруг наивысших ценностей казахстанской нации.

Марат Башимов

Директор экспертного Института европейского права и прав человека, профессор

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 0

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
×