ИНФОРМАЦИЯ  о работе, проведенной в области противодействия торговле людьми и принудительному труду в 2019 году

ИНФОРМАЦИЯ о работе, проведенной в области противодействия торговле людьми и принудительному труду в 2019 году

 

В последние годы, как и во всех сферах, и в области противодействия торговле людьми и принудительному труду, его искоренения, защиты прав и законных интересов граждан проведена широкомасштабная работа.

В частности, Президент Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёев в своем выступлении на 72-сессии Генеральной Ассамблеи ООН, состоявшейся 19 сентября 2017 года, особо подчеркнул, что с совместно Международной организацией труда принимаются действенные меры по искоренению детского труда и принудительного труда.

Благодаря принятым усилиям искоренен детский труд, положен конец практике систематического использования принудительного труда взрослого населения на сельскохозяйственных работах, в период благоустройства и озеленения территорий.

  1. В области совершенствования национального законодательства и правоприменительной практики

За последние три года в целях систематизации деятельности в данном направлении, устранения имеющихся проблем принято 15 нормативно-правовых актов, в том числе 2 закона, 2 указа, 3 постановления Президента Республики Узбекистан, 2 постановления Правительства, ратифицировано 6 конвенций и протоколов Международной организации труда (МОТ) и Международной организации миграции (МОМ).

В частности, принятие Указа Президента УП-5775 «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенсвованию системы противодействия торговле людьми и принудительному труду» создало новую систему координации деятельности государственных органов по повышению имиджа нашей страны на международной арене в области противодействия торговле людьми и принудительному труду.

Согласно Указу, создана Национальная комиссия по противодействию торговле людьми и принудительному труду, в ее составе - подкомиссии по вопросам противодействия торговле людьми и противодействия принудительному труду.

 

 

 

Утверждены положения, регулирующие деятельность Национальной комиссии и подкомиссий, на местах образованы территориальные комиссии, для деятельности которых созданы все правовые основы.

 

Определены также меры, направленные на системное налаживание работы Национальной комиссии и подкомиссий в ее структуре, территориальных комиссий, усиление сотрудничества государственных и общественных организаций в данном направлении, и обеспечивается их исполнение:

  • план первоочередных мер по повышению эффективности деятельности государственных органов в 2019-2020 годах в области противодействия торговле людьми и принудительному труду;
  • медиа-план с целью доведения до широкой общественности, в том числе международного сообщества результатов работы, проводимой в области противодействия торговле людьми и принудительному труду;
  • «дорожная карта», направленная на улучшение позиции Узбекистана в международных рейтингах в области торговли людьми и принудительного труда с учетом рекомендаций Международной организации труда, Государственного департамента США, международных организаций «Cotton Campaign» и «Human Rights Watch»;
  • программа практических мер по обеспечению защиты прав и свобод наших граждан, находящихся в зарубежных странах.

Принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» с целью усиления мер ответственности в отношении лиц, допустивших принудительный труд (ЗРУ-558 от 28 августа 2019 года).

Законом предусмотрено применение штрафа до тридцати базовых расчётных величин в отношении лиц, допустивших принудительный труд, а также до ста базовых расчётных величин за то же правонарушение, совершенное повторно в течение года после применения административного взыскания.

С целью усиления ответственности за допущение детского труда и принудительного труда принят также Закон Республики Узбекистан «О внесении дополнений в Уголовный кодекс Республики Узбекистан», определена мера уголовной ответственности в данном направлении.

В 2019 году ратифицированы 4 документа Международной организации труда:

  • Конвенция 144 о трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм»;
  • Конвенция № 81 об инспекции труда в промышленности и торговле»;
  • Конвенция № 129 об инспекции труда в сельском хозяйстве;
  • Протокол Конвенции № 29 о принудительном труде» 1930 года. 

С целью дальнейшего расширения национального законодательства в области противодействия торговле людьми с учетом международного опыта разработан и внесен в установленном порядке в Законодательную палату Олий Мажлиса проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О противодействии торговле людьми».

  1. Организационные и практические меры, осуществленные в области противодействия торговле людьми и принудительному труду
  1. В области противодействия торговле людьми

В целях выявления жертв торговли людьми, оказания им социальной, правовой помощи запущен веб-сайт: www.ht.gov.uz и налажена деятельность «актуальной линии связи» Министерства внутренних дел по номеру (99) 311-01-01.

На веб-сайте размещаются сведения о последних изменениях, внесенных в законодательство по противодействию торговле людьми, результатах проводимых организационных, агитационно­пропагандистских, оперативно-поисковых мероприятий.

В 2019 году поступило всего 710 обращений, связанных с торговлей людьми. Из них 422 обращения поступили в Министерство внутренних дел через «актуальную линию связи», 288 обращений - из других источников.

Анализ поступивших обращений В  2019 году зарегистрировано 94 преступления (120 - в прошлом году), 50 преступлений совершены с целью сексуальной эксплуатации;

  • 3 преступления - с целью использования труда;
  • 41 преступление связано с торговлей новорожденными детьми

140

120

Основной                          Л                Основной

■                                                                                         Всего                                         ■       Сексуальная эксплуатация

■                                                                                                                                                         Торговля новоражденными                                                                    ■ Трудовая эксплуатация

 

 

Анализ социально-психологического портрета обвиняемого обвиняемого

Социальное происхождение обвиняемого Мотив для совершение преступление                                                                   Преступная     деятельность

 

Возраст обвиняемого                                                          Семейное     положение     обвиняемого

О 20                            40              60                                  о            10           20          30          40          50

 

К уголовной ответственности привлечены 137 (145) членов организованных преступных группировок, из них 119 (124) - женщины, 18 (21) - мужчины.

 

Пол привлеченных к ответственности по преступлениям с вязанными торговлей людьми

■ 2018 -2019

Всего                       Женщины                 Мужчины

Из-за этих преступлений пострадали137 человек, из которых 96 (90 женщин и 5 мужчин, 1 несовершеннолетний) стали жертвами сексуальной и трудовой эксплуатации, 41 новорожденный ребенок пострадали от торговли младенцами.

Преступления, совершенные с целью сексуальной эксплуатации, сократились на 27,5 % (с 69 до 50). Эти преступления совершены в основном с целью сексуальной эксплуатации женщин путем вывоза их за границу.

Анализ 50 случаев совершенные с целью сексуальной эксплуатации

В 22 из совершенных 50 преступлений наши граждане эксплуатировались в зарубежных странах, в 4 -на территории республики, в 24 - граждане задержаны в момент вывоза их из страны. 2 жертвы таких видов преступлений - несовершеннолетние девушки (из Хорезмской и Навоийской областей).

В свою очередь, доля торговли новорожденными среди преступлений, связанных с торговлей людьми составляет 43,6 % (41), 23 мальчика и 18 девочек стали жертвами торговли новорожденными.

По итогам изучения причин преступлений, связанных с торговлей людьми стало известно, что такие преступления совершаются в основном молодыми женщинами от 18 до 30 лет, 5 таких преступлений совершены девушками, которые не выходя замуж стали беременными и пытались скрыть свою вину от своих близких и членов семьи.

В течение 2019 года судами на территории республики рассмотрены 109 уголовных дел в отношении 149 лиц, совершивших преступления, связанные с торговлей людьми. Приговор вынесен в отношении 144 лиц по 104 делам, уголовные дела прекращены в отношении 3 лиц и в отношении 2 лиц применена принудительная мера медицинского характера.

Судами в отношении 37 лиц, совершивших преступления, связанные с торговлей людьми, применены наказания в виде лишения свободы, в отношении 54 - меры наказания, не связанные с лишением свободы, в отношении 50 - наказание в виде условного наказания. Компенсирован ущерб в размере 75,7 млн. сумов, нанесенный 15 пострадавшим.

В целях устранения причин преступлений и условий, способствовавших их совершению, судами республики по уголовным делам в ходе выездных заседаний рассмотрены 20 дел по преступлениям, связанным с торговлей людьми. По выявленным фактам правонарушений 97 частных определений внесены в соответствующий государственный орган, орган самоуправления граждан, общественное объединение.

В данном направлении ведется системная работа по повышению профессиональной квалификации специалистов во взаимодействии с государственными органами, ведущими деятельность в области противодействия торговле людьми, негосударственными и общественными и международными организациями.

Так, 31 октября - 1 ноября 2019 года с целью содействия повышению профессиональной подготовки работников

средств массовой информации,

информационных служб государственных органов в области противодействия торговле людьми совместно с Международной

организацией миграции в Ферганской, Андижанской, Наманганской областях организованы тренинги на тему «Эффективное освещение в средствах массовой информации вопросов противодействия торговле людьми». С целью повышения квалификации членов территориальной комиссии по вопросам

противодействия торговле людьми и принудительному труду, обеспечения

правильной организации работы на местах 10 ноября 2019 года в Министерстве внутренних дел проведен учебный-вебинар.

С целью повышения квалификации судей по противодействию торговле людьми и принудительному труду в учебные программы курсов переподготовки судей, находящихся в резерве для занятия руководящих должностей, включен учебный модуль «международные и национальные механизмы противодействия торговле людьми и принудительному труду».

26 ноября 2019 года при содействии

Координатора проектов ОБСЕ в Узбекистане состоялся «круглый стол» на тему

«Совершенствование организационно-правовых механизмов

противодействия торговле людьми: национальный опыт и

международная практика» при участии международных экспертов, представителей подкомиссии по вопросам противодействия торговле людьми, а также правозащитных органов. 

  1. В области противодействия принудительному труду

И в области противодействия принудительному труду проведена определенная организационная и практическая работа.

Так, в целях оперативного рассмотрения обращений,

поступающих от граждан

| OPmehrwithuquqbot

Министерством занятости и трудовых отношений налажена работа телефона доверия «1176», сайта и

www.dmi.mehnat.uz, телеграм-

мессенджера «mehnathuquqbot», совместно с сотрудниками и правозащитниками Государственной трудовой инспекции организована «Группа в телеграме».

В 2019 году поступило всего 1 282 обращения, связанного с принудительным трудом, из которых по «телефону доверия» - 403, в письменной форме - 454 , через интернет сайт - 250 и социальные сети - 175.

 

400

Источники поступивших обращений ------- 454

2019 году

По социальным сетям По интернет сайтам По Call центрам      Писменные обращения

300

200

100

0

609 поступивших обращений - это вопросы, связанные с привлечением к хлопкоуборочной страде и другой сельскохозяйственной работе, 384 - к работе по благоустройству, 228 - к работе по строительству, ремонту и 61 - к дежурству.

По всем обращениям проводились изучения, восстановлены нарушенные права граждан, даны соответствующие разъяснения и консультации.

700 -------------

609

 

600

 

 

500 -------------

 

 

400

 

384

30 0

 

228

20 0

 

 

10 0

 

61

0

 

 

 

Всего 1282

 

■ к хлопкоуборочной страде и другой сельскохозяйственной работе

к работе по благоустройству

 

н к работе по строительству, ремонту

 

■ к дежурству

 

В 2 779 организациях, предприятиях, учреждениях и фермерских хозяйствах проведен мониторинг по изучению фактов привлечения работников к принудительному труду.

В результате в отношении 259 должностных лиц, допустивших принудительный труд (из них 118 случаев связаны с хлопкоуборочным сезоном), и 56 должностных лиц, не выплативших своевременно зарплату и не создавших необходимые условия труда, применены административные штрафы в соответствии с статьями 51 и 49 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности. Среди них:

  • 18 - хокимы района, города и их заместители;
  • 82 - директоры общеобразовательных учреждений и руководители районных отделов народного образования;
  • 10 - руководители дошкольных образовательных учреждений;
  • 5 - руководители учреждений здравоохранения;
  • 20 - руководители банков, финансовой сферы;
  • 122 - должностные лица других хозяйственных объединений;
  • 2 хокима района, не создавшие достойные условия труда и проживания, освобождены от должности. 

Государственной инспекцией труда на имя руководителей органов местной власти, организаций и образовательных учреждений республики и областей внесены всего 225 письменных указаний, 16 предупреждений и 25 представлений об устранении причин возникновения принудительного труда и способствовавших им условий.

Применённые меры воздействия Государственной инспекцией труда в 2019 году

16               225            25                  259

Предупреждений Писменные Представлений Административные

указании  штрафы

Также в результате изучения, проведенного органами прокуратуры 7 должностных лиц привлечены к административной ответственности, предупреждены 2 690 руководителей местных органов исполнительной власти, предприятий, организаций и учреждений, фермерских хозяйств.

Кроме того, в результате проверок, проведенных правовыми инспекторами труда по изучению создания достойных условий труда для работников, соблюдения правил защиты труда, выявлено 6 569 правонарушений и в отношении работодателей приняты законные меры.

Для работодателей и их представителей организовано 2 480 семинаров о соблюдении законодательства при найме на работу, создании достойных условий труда для работников. На семинарах обучались руководители государственных и негосударственных организаций, фермерских хозяйств. 

Особое внимание уделено и привлечению представителей институтов гражданского общества к работе по предупреждению торговли людьми и принудительного труда, для их финансовой поддержки 32 негосударственным некоммерческим организациям выделены Общественным фондом при Олий Мажлисе Республики Узбекистан и другими государственными фондами государственные гранты на общую сумму 1 млрд. 74 млн. сумов.

Совместно с МОТ в 2019 году в ходе хлопкоуборочного сезона проведен мониторинг третьей стороны по использованию детского и принудительного труда, обеспечено участие в нем 4 международных экспертов и 16 активистов гражданского общества.

Результаты мониторинга третьей стороны 5 февраля 2020 года объявлены на международном «круглом столе» на тему «Достойный труд в поддержку реформ», состоявшемся в городе Ташкенте.

По результатам мониторинга отмечено, что в Узбекистане в системе хлопководства полностью искоренены детский труд и систематический принудительный труд. В хлопкоуборочном сезоне факты привлечения к сезонной уборке по сравнению с 2018 годом уменьшались на 40 %, 94,1 % сборщиков добровольно приняли участие в хлопкоуборочной страде.

Помимо этого, в 2019 году национальный мониторинг,

посвященный использованию в хлопководстве детского и принудительного труда, проводился в основном институтами гражданского общества. В нем приняли участие 65 активистов.

В национальном мониторинге в качестве экспертов приняли участие руководитель Правового департамента Федерации независимых профсоюзов России Ю.Пелешенко, представители Международной организации труда А.Дубова, Д.Урунова и А.Хонхаджаев.

В ходе национального мониторинга осуществлены 399 визитов в районы и города, проведены беседы 3 159 респондентами в 731 фермерским хозяйстве, 146 образовательных учреждениях, 106 учреждениях здравоохранения, 77 субъектах предпринимательства, 56 хокимиятах, 35 махаллинских сходах граждан.

По результатам мониторинга не выявлены факты привлечения к хлопкоуборочной страде работников организаций, финансируемых из бюджета, в частности, медицинских работников и учителей.

Вместе с тем, в результате мониторинга, проведенного правовыми инспекторами труда в течение 2019 года, в 21 случае установлены факты привлечения детей к принудительному труду (к работе по благоустройству территории школы) (в Бухарской, Самаркандской, Наманганской, Кашкадарьинской, Навоийской, Хорезмской и Ташкентской областях) и инспекторами применены штрафы к 21 должностному лицу (49,3 млн. сумов).

Проведена определенная работа и по информированию населения о вопросах противодействия принудительному труду, налаживанию механизмов обратной связи и оперативной связи с ними.

В частности, через «телефон доверия» и телеграм-канал @kasaba_bot, созданные в рамках проекта «Механизм обратной связи» Федерации профессиональных союзов поступили 281 обращение в 2019 году в ходе хлопкоуборочного сезона.

Из них 82 обращения - это обращения, связанные с принудительным привлечением к хлопкоуборочной страде, 119 - с несвоевременной выплатой зарплаты за уборку хлопка, 44 - с отсутствием достаточных условий для сборщиков и 34 - со сбором денег для организации хлопкоуборочной страды.

Все обращения на местах изучены специалистами и 130 из них (46 %) нашли свои подтверждения, и приняты меры по оперативному устранению выявленных проблем.

  • В области защиты жертв торговли людьми и принудительного труда и оказания им помощи

В настоящее время в целях оказания всесторонней помощи жертвам торговли людьми и их социальной реабилитации в Ташкенте функционирует

Республиканский центр реабилитации по оказанию помощи жертвам торговли людьми и их защите.

В 2019 году в республиканском реабилитационном центре 220 лицам (из которых 113 - мужчины, 63 - женщины и 36 -

несовершеннолетние) оказаны медицинские, психологические и правовые услуги. При этом, 113 из них трудоустроены.

Кроме того, в целях содействия трудоустройству 16 жертвам торговли людьми оказана помощь в размере 24 млн. сумов (выданы 4 голов скота, 8 швейных машин, 3 сварочных аппарата, 1 лицу - средства в размере 3,5 млн. сумов).

Совместно с территориальными управлениями Министерства занятости и трудовых отношений проводилась работа по мониторингу в целях анализа дальнейшей деятельности жертв, воспользовавшихся услугами Центра.

Консульскими учреждениями Министерства иностранных дел 40 гражданам Узбекистана, пострадавшим от торговли людьми, оказана необходимая консульско-правовая помощь, а также практическая помощь для их возвращения в Узбекистан.

Справочно: Оказана помощь 16 гражданам в Казахстане, 15 - в России, 5- в Таиланде, 2 - в ОАЭ и 2 - в Индии.

Через Агентство внешней трудовой миграции и частные агентства занятости 3 938 граждан обеспечены работой за рубежом, 213 371 гражданину оказаны правовые консультации.

Справочно: Гоаждане организованно трудоустроены в Республике Корея (1470 человек или 37,3%), России (1334 человек или 33,8%), Турции (535 человек или 13,6%), Литве (342 человек или 8,7%), Латвии (80 человек или 2%), Болгарии (38 человек или 1 %), Польше (38 человек или 1%) и других государствах (101 человек или 2.6%).

В пользу трудовых мигрантов, которые не смогли своевременно получить заработную плату, с иностранных работодателей взыскано представительствами Агентства в Российской Федерации (100 тысяч долларов США) и Республике Корея (430 тысяч долларов США) всего 530 тысяч долларов США. 21764 гражданам оказаны консультации и правовая помощь.

  1. В области повышения осведомленности населения о негативных факторах торговли людьми и принудительного труда
  2. Противодействие принудительному труду

В 2019 году на местах проведены более 5000 тысяч семинаров- тренингов, более 2000 тысяч «круглых столов» и 15 конференций, направленных на противодействие принудительному труду.

Кроме того, проведены по телевидению - 309, радио - 548, в газетах и журналах - 492 агитационно-разъяснительных мероприятия.

Для работодателей и работников, а также работников и активистов органов самоуправления граждан разработано методическое правовое пособие «Будьте бдительны: принудительный труд!», которое распространено на местах.

В целях повышения информированности населения о негативных последствиях принудительного труда в хлопкоуборочном сезоне совместно с Международной организацией труда в многолюдных местах размещено 600 баннеров и среди граждан распространено 200 тысяч раздаточных материалов (флаеров, буклетов).

13 сентября 2019 года в Агентстве по информации и массовым коммуникациям совместно с проектом Международной организации труда «Мониторинг третьей стороны» проведена пресс- конференция на тему “Меры, осуществляемые в Узбекистане по искоренению принудительного труда и его предупреждению”.

4 ноября 2019 года в рамках программы «Муносабат» по телеканалу «Узбекистан» организован открытый диалог относительно деятельности по

противодействию принудительному труду в Узбекистане.

  1. Противодействие торговле людьми

В целях информирования населения о пагубных последствиях торговли людьми, предупреждения таких случаев среди граждан, особенно, женщин и молодежи в 2019 году проводилась агитационно­пропагандистская работа на основе программы «Торговля людьми - проблема века».

 

выступлений, в сети (социальных

 

в том числе интернет сетях,

официальных информационных сайтах и т.д.) - 2600, по телевидению - 2500, по радио - 1600, в печатных изданиях - более 1000.

Кроме того, при участии населения проведены более 24400 «круглых столов», около 8600 семинаров и более 750 конференций.

 

В рамках данной программы                    были

сформированы около 3800 агитационных групп, которыми организованы в средствах массовой информации более 7500

 

Для предупреждения торговли людьми и незаконной миграции в районах, городах, аэропортах, на вокзалах и приграничных контрольных постах проводились агитационные мероприятия, распространено около 235 тысяч брошюр, буклетов, рекомендаций, плакатов и других материалов, а также установлено свыше 5 100 баннеров.

Кроме того, при участии представителей министерств и ведомств, дипломатического корпуса, гражданского общества и средств массовой информации состоялась презентация издания БДИПЧ ОБСЕ на узбекском языке «Руководящие принципы по соблюдению прав человека в процессе возвращения жертв торговли людьми в страну происхождения» и демонстрация художественного фильма «С любовью, Соня».

Для представителей СМИ проведен брифинг по итогам проекта «Противодействие торговле людьми», реализуемого в Центральной Азии совместно с Министерством внутренних дел и Центром «Перспективное поколение», и акции «16 дней против насилия».

13-14 ноября 2019 года в Ташкенте состоялась международная конференция на тему “Роль судов в противодействии торговле людьми”, в которой приняли участие 35 экспертов более 20 государств, в том числе Великобритании, России, Франции, Австрии, Азербайджана, Венгрии, Греции, Италии, Испании, Казахстана, Кыргызстана, Латвии, Португалии, а также представители международных организаций.

  1. Обеспечение международного сотрудничества
  2. Противодействие принудительному труду

В целях гарантированной защиты прав и законных интересов граждан, а также повышения имиджа государства на международной арене осуществляется работа по обеспечению взаимодействия с представителями гражданского общества, и зарубежными     

организациями

неправительственными данной сферы.

В целях информирования международного сообщества о широкомасштабной работе, проводимой в Узбекистане по предупреждению детского труда и принудительного труда, полной ликвидации любого его проявления организован ряд международных мероприятий. 

Так, 4-8 февраля 2019 года организован визит делегации Узбекистана в США в целях повышения уровня осведомленности государственных органов и ряда международных организаций о работе, проводимой в Узбекистане по обеспечению прав человека, а также трудовых прав.

В ходе визита члены делегации приняли участие и в ежегодном заседании международной коалиции“Cotton Campaign”. В мероприятии участвовали

различные правозащитные организации, объединение американских производителей, ритейлеры и профсоюзные организации.

В ходе визита были также организованы отдельные встречи с представителями Мирового банка, Администрацией Президента, Государственного департамента и Министерства труда США.

В результате работы, проводимой в стране по предупреждению принудительного труда, в марте 2019 года Государственный департамент США исключил хлопок Узбекистана из списка запрещенного государственную закупку в США товаров,

изготовленных с использованием детского и принудительного труда.

1-3 апреля 2019 года правительственная делегация приняла участие в дискуссии на тему «Как Узбекистан искореняет детский труд и принудительный труд на сборе хлопка», состоявшейся в Брюсселе. В работе форума приняли участие представители Евросоюза, Международной организации труда, Мирового банка, дипломатического корпуса, эксперты организаций, занимающихся вопросами труда и защиты права, а также работники зарубежных СМИ.

В рамках форума была дана подробная информация об осуществляемых в Узбекистане реформах, принимаемых мерах, в частности по развитию, модернизации сельского хозяйства, текстильной промышленности, повышению инвестиционной

привлекательности страны, полному искоренению детского и принудительного труда, противодействию его любых форм, развитию институционального сотрудничества в этом направлении.

Кроме того, члены делегации провели переговоры с представителями Европейского Союза, Международной организации труда,

Международной конфедерации профсоюзов, организации “Human Rights Watch”, текстильных

компаний и других международных институтов.

Работы в данным направление были продолжены и 6-9 ноября 2019 году в Брюсселе Бельгии во взаимодействии с Европейским информационно­

аналитическим порталом “EURACTIV” проведен «круглый стол» на тему «Импорт одежды в Евросоюз. Достижение устойчивости и прозрачности в цепочке поставок». 

Министерствами и ведомствами, занимающимися деятельностью по противодействию принудительному труду, также проделана определенная работа по изучению опыта зарубежных государств, обеспечению участия работников в международных учебных занятиях.

  1. Противодействие торговле людьми

В целях всесторонней защиты прав и интересов лиц, пострадавших от торговли людьми, возвращению на Родину лиц, ставших жертвами данного преступления в иностранных государствах, налажено тесное сотрудничество с соответствующими правоохранительными органами государств Центральной Азии.

Совместно с правоохранительными органами США, Индии, ОАЭ, Турции, Таиланда и Малайзии в целях противодействия торговле людьми в любых ее проявлениях разработан проект двусторонних соглашений, который внесен в Кабинет Министров Республики Узбекистан.

Совместно с правозащитными органами стран Центральной Азии налажено проведение мероприятий «Стоп-трафик» и «Нелегал».

26-30 марта 2019 года на территории Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана проведено оперативно-профилактическое мероприятие «Стоп трафик».

Справочно: В ходе совместного мероприятия на территории 4 государств выявлено 43 преступления по торговле людьми (в Узбекистане - 21, в Казахстане - 19 и Кыргызстане - 3).

Из выявленных в республике 3 преступления - половая эксплуатация и 18 - содержания притона и сводничество.

Проведен 2861 рейд в ночных клубах, саунах и гостиницах, 258 женщин, занимающихся проституцией, поставлены на профилактический учет, выявлены 87 случаев административных правонарушений, в отношении виновных приняты административные меры.

Кроме того, 18-22 ноября 2019  года совместно с Республикой Казахстан в городах Нур­Султан, Алмата и Чимкент проведено оперативно­профилактическое мероприятие «Нелегал».

Справочно: В результате мероприятия пойманы 3 лица, объявленные в розыск за совершение преступления торговли людьми. 56 граждан Казахстана (работодатели), нарушивших правила использования рабочей силы наших граждан, привлечены к административной ответственности, а 6 граждан, нарушивших миграционное законодательство, - к уголовной ответственности.

Кроме того, в отношении 186 граждан нашей страны, нарушивших правила пребывания в Республике Казахстан, судом вынесено определение об обязательной депортации из государства, а также сокращен срок пребывания в Республике Казахстан 427 лиц.

На основании соглашения о «Реадмиссии» достигнута договоренность о депортации с территории Казахстана 83 наших граждан без принятия в отношении них каких-либо правовых мер (23 возвращены), содержащихся в центрах временного содержания иностранных граждан и попавших под принудительную трудовую эксплуатацию и по разным причинам не могущих вернуться на Родину.

В рамках выполнения работы по противодействию торговле людьми и принудительному труду, оказанию помощи нашим соотечественникам, ставшим жертвами преступлений, Министерством иностранных дел Республики Узбекистан и дипломатическими представительствами за рубежом, консульскими учреждениями осуществляются системные мероприятия на регулярной основе.

Так, в целях оказания правовой помощи гражданам Республики Узбекистан и трудовым мигрантам, постоянно проживающим за границей, в российских городах - Санкт-Петербурге, Казани, Ростове- на Дону, Екатеринбурге и Владивостоке, Алматы и Актау в Казахстане, китайском Гуанчжоу открыты новые генеральные консульства.

Вместе с тем введены дополнительные штатные единицы, должности которых назначаются лица из числа сотрудников Министерства занятости и трудовых отношений в посольствах Республики Узбекистан в России (2 штатные единицы), в Корее (2 штатные единицы), в генеральном консульстве в Стамбуле (2 штатные единицы) и в генеральном консульстве в Новосибирске (1 штатная единица).

25 ноября 2019 года между Национальной комиссией по противодействию торговле людьми и принудительному труду и Государственным департаментом и Министерством труда США проведен диалог в форме видеоконференцсвязи. На основе договорённости, достигнутой в ходе диалога, проведенном в форме видеоконференцсвязи, организован визит в Узбекистан делегации Государственного департамента и Министерства труда США. В ходе мероприятия члены делегации близко ознакомились в работой, проводимой в стране по противодействию торговле людьми и принудительному труду.

Кроме того, в целях повышения квалификации специалистов соответствующих государственных и общественных организаций, занимающихся вопросами противодействия торговле людьми и принудительному труду, а также изучения передового опыта были организованы визиты специалистов соответствующей сферы в Россию, Норвегию, Италию, Австрию, Турцию и Казахстан.

В целях дальнейшего развития международного сотрудничества по противодействию торговле людьми и принудительному труду разработана и осуществляется программа проектов, которые реализуются в 2020 году министерствами, ведомствами совместно с международными организациями.

В данной программе определены мероприятия по дальнейшему развитию сотрудничества по предупреждению торговли людьми и принудительному труду соответствующих министерств, ведомств Республики Узбекистан с Международной организацией труда, ОБСЕ, Международной организацией по миграции, Управлением ООН по наркотикам и преступности.

  1. Проблемы по противодействию торговле людьми и принудительному труду и рекомендации по их решению
  2. Сегодня все еще встречаются факты привлечения работников к принудительному труду руководителями некоторых местных исполнительных органов, министерств и их нижестоящих структур.

Установлено, что в 2019 году служащие министерств обороны, внутренних дел, чрезвычайных ситуаций и курсанты военного учебного заведения в принудительном порядке привлекались к хлопкоуборочной страде, что стало причиной возражений различных правозащитных организаций.

По итогам мониторинга, проведенного МОТ в 2019 году установлено, что 5,9 % лиц (102 тысячи), принявших участие в хлопкоуборочной страде, были в принудительном порядке привлечены к такой работе.

Также в ходе национального мониторинга, проведенного Федерацией профсоюзов Узбекистана совместно с негосударственными некоммерческими организациями установлено, что в 47 случаях 3 895 человек (из них 700 - военнослужащие) в принудительном порядке привлечены к сбору хлопка.

  1. Хотя в 2019 году по сравнению с 2018 годом количество преступлений, связанных с торговлей людьми, уменьшилось, в общей структуре подобных преступлений, высокими остаются показатели преступлений, связанных с торговлей новорожденными.

Например, в 2018 году 38 % (46) из 120 преступлений, связанных с торговлей людьми, составили преступления, связанные с торговлей новорожденными. В 2019 году 43 % (41) из 94 совершенных в данном направлении преступлений - это преступления, связанные с торговлей младенцами.

  1. Анализ преступлений, связанных с торговлей людьми, показывает, что увеличиваются новые методы и средства привлечения людей к таким видам преступлений.

Не обеспечена законность решения обращений, связанных с торговлей людьми, не налажен эффективный механизм установления и рассмотрения в судах таких видов преступлений, а также обеспечения принципа неизбежности наказания.

В частности, в 2019 году лишь по 94 из 710 обращений, касающихся преступлений, связанных с торговлей людьми (13 %) возбуждены уголовные дела, в отношении 137 виновных лиц приняты законные меры.

У работников соответствующей сферы не хватает знаний и опыта при возбуждении уголовных дел в отношении лиц, занимающихся торговлей людьми, и доведении таких дел до суда.

Международные организации также негативно оценивают уменьшение случаев рассмотрения в Узбекистане таких преступлений в судебном порядке.

  1. Не принят отдельный закон, регулирующий внешнюю

трудовую миграцию. В законодательстве не определены правовые понятия о трудовой миграции. В результате, не в полной мере установлены правовой статус,права и обязанности трудовых

мигрантов.

  1. Вопросами социальной реабилитации жертв торговли людьми занимает Республиканский центр реабилитации по оказанию помощи жертвам торговли людьми и их защите в городе Ташкенте.

В настоящее время устарела и не отвечает современным требованиям материально-техническая база данного Центра. Не выделяются средства в достаточном объеме на продукты питания (15 тыс. 800 сумов в день) и лекарства (907 сум в день) для жертв, размещенных в Центре.

Рекомендации:

  1. Продолжение работы по проведению мониторинга

третьей стороны мОт и национального мониторинга с

привлечением представителей институтов гражданского общества и международных экспертов с целью не допущения принудительного труда, предусмотрев при этом проведение мониторинга и в других сферах экономики.

С учетом отмены госзаказа по хлопку организация учебных семинаров для руководителей сельскохозяйственных кластеров, фермерских хозяйств и других работодателей по вопросам соблюдения международных трудовых стандартов, переходу на рыночный механизм управления.

Обеспечение осуществления по сбору хлопка работы лишь хлопководческими текстильными кластерами и фермерскими хозяйствами при содействии местных общественных организаций и строгом соблюдении требований национального законодательства, предотвращение вмешательства представителей местной исполнительной власти в эту работу.

Разработка проекта Страновой программы по достойному труду в Узбекистане на 2021-2023 годы в целях дальнейшего развития сотрудничества с МОТ.

Продолжение работы по имплементации международных конвенций о принудительном труде в национальное законодательство, рассмотрение при этом вопроса ратификации в 2020 году Конвенции МОТ № 17 о возмещении трудящимся при несчастных случаях на производстве», Конвенции № 183 «О охране материнства», Конвенции № 187 об основах, содействующих безопасности и гигиене труда».

  1. Полная инвентаризация действующих нормативных документов по усыновлению, разработка предложений по внесению изменений и дополнений в национальное законодательство о проведении и дальнейшем упрощении этого процесса с учетом передового международного опыта.

Разработка и утверждение плана мероприятий по дальнейшему усилению работы по противодействию торговле новорожденными на основе глубокого анализа причин этого явления.

  1. Ускорение работы по обучению сотрудников органов внутренних дел, повышению их квалификации в зарубежных странах в целях выявления преступлений, связанных с торговлей людьми, и обеспечения неизбежности наказания.

Разработка проекта соответствующего нормативно-правового документа, связанного с внедрением национальных механизмов идентификации и перенаправления жертв торговли людьми в соответствии с международными стандартами.

  1. Разработка проекта Закона «О миграции» в целях определения внешней трудовой миграции, ее механизмов и форм, усиления работы по обеспечению граждан работой за рубежом, совершенствования государственной политики в данной сфере, развития конкуренции и рыночной инфраструктуры по работе с трудовыми мигрантами за рубежом, их социальной защите, а также обеспечению граждан работой за рубежом.

Продолжение работы по созданию представительств Агентства внешней трудовой миграции в странах, в которых находятся многочисленные мигранты из Узбекистана в целях развития сотрудничества с уполномоченными органами иностранных государств по всесторонней защите прав и интересов наших граждан за рубежом.

Справочно:

сегодня налажена деятельность представительств Агентства внешней трудовой миграции в Москве (Россия) и городе Кванжу (Южная Корея).

  1. Разработка исходя из требования сегодняшнего дня дополнений и изменений нового проекта постановления по пересмотру и внесению в постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об образовании республиканского реабилитационного центра по оказанию помощи жертвам торговли людьми» от 5 ноября 2008 года № 240.

В проекте документа следует предусмотреть совершенствование деятельности центра, переводе его в подчинения Министерства внутренних дел и создание в регионах его территориальных филиалов.

  1. Дальнейшее совершенствование проекта Кодекса Республики Узбекистан о негосударственных некоммерческих организациях

путем широкого привлечения экспертов международных организаций, представителей гражданского общества в целях более широкого использования возможностей институтов гражданского общества, негосударственных некоммерческих организаций в работе по противодействию торговле людьми и принудительному труду, создания для этого благоприятных условий для регистрации и функционирования негосударственных некоммерческих организаций, ведущих деятельность в данных направлениях.

  1. Разработка проекта Национальной стратегии по обеспечению занятости населения, предусмотрев в нем вопросы создания достойных рабочих мест для населения, особенно для женщин и молодежи, сокращения официальной занятости.
  2. Принятие мер по обеспечению занятости населения, в частности, молодежи и женщин, искоренению бедности, обеспечению в этом процессе активного участия представителей гражданского общества, а также организации подготовки и обучения специалистов социальной службы на основе мировых стандартов, а также привлечению к выполнению этих целей грантов ООН, Евросоюза, Всемирного банка и других международных организаций.
  3. Разработка порядка ведения единого отчета по преступлениям и правонарушениям, связанным с торговлей людьми и принудительным трудом.
  4. Обеспечение передача в средствах массовой информации, в частности по телевидению социальных роликов, посвященных вопросам противодействия торговле людьми и принудительному труду, повышение их качества и действенности.

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 0

12 комментария

  1. аватар
    Lukas 25 августа 2023 14:47

    I love your blog.. very nice colors & theme. Did you make this website
    yourself or did you hire someone to do it for you? Plz reply as
    I'm looking to create my own blog and would like to know where u got this from.

    cheers

    my web blog :: Rocky

  2. аватар
    Fletcher 28 сентября 2023 19:11

    Wonderful goods from you, man. I've have paxil ohne
    Rezept in Zürich zu bekommen
    ? mind your stuff
    previous to and you're just extremely great. I really like what you have received here, really like what you're saying
    and the way in which through which you are saying it. You are making it entertaining and you
    continue to care for to keep it smart. I can not wait to
    read far more from you. This is really a great website.

  3. аватар
    Shanna 6 декабря 2023 15:30

    Have you ever thought about creating an e-book or guest
    authoring on other websites? I have a blog based on the same subjects
    you discuss and would really like to have you share some stories/information. I know my visitors would appreciate your work.
    If you're even remotely interested, feel free to send me an e mail.


    Also visit my blog ventoline senza effetti collaterali dannosi

  4. аватар
    Rory 27 января 2024 16:22

    Does your blog have a contact page? I'm having problems locating it but,
    I'd like to send you an e-mail. I've got some recommendations
    for your blog you might be interested in hearing.
    Either way, great site and I look forward to seeing it improve over time.


    Visit my web site :: acheter
    losargamma Belgique légal

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
×