О соблюдении Конвенции по защите прав инвалидов

О соблюдении Конвенции по защите прав инвалидов

      Конвенция о правах инвалидов вступила в силу в Республике Казахстан 21 мая 2015 года (далее – Конвенция).

      Целью данной Конвенции является поощрение, защита и обеспечение полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также поощрение уважения присущего им достоинства.

      Согласно Конвенции, к инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими. 

      Необходимо выделить основные принципы Конвенции: a) уважение присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости; b) недискриминация; c) полное и эффективное вовлечение и включение в общество; d) уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества; e) равенство возможностей; f) доступность; g) равенство мужчин и женщин; h) уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность.

      В соответствии с данным документом, государства-участники обязуются обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми инвалидами без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности. С этой целью государства-участники обязуются: а) принимать все надлежащие законодательные, административные и иные меры для осуществления прав, признаваемых в настоящей Конвенции; b) принимать все надлежащие меры, в том числе законодательные, для изменения или отмены существующих законов, постановлений, обычаев и устоев, которые являются по отношению к инвалидам дискриминационными; c) учитывать во всех стратегиях и программах защиту и поощрение прав человека инвалидов; d) воздерживаться от любых действий или методов, которые не согласуются с Конвенцией, и обеспечивать, чтобы государственные органы и учреждения действовали в соответствии с Конвенцией; e) принимать все надлежащие меры для устранения дискриминации по признаку инвалидности со стороны любого лица, организации или частного предприятия; f) проводить или поощрять исследовательскую и конструкторскую разработку товаров, услуг, оборудования и объектов универсального дизайна, чья подгонка под конкретные нужды инвалида требовала бы как можно меньшей адаптации и минимальных затрат, способствовать их наличию и использованию, а также продвигать идею универсального дизайна при выработке стандартов и руководящих ориентиров; g) проводить или поощрять исследовательскую и конструкторскую разработку, а также способствовать наличию и использованию новых технологий, включая информационно-коммуникационные технологии, средств, облегчающих мобильность, устройств и ассистивных технологий, подходящих для инвалидов, с уделением первоочередного внимания недорогим технологиям; h) предоставлять инвалидам доступную информацию о средствах, облегчающих мобильность, устройствах и ассистивных технологиях, в том числе новых технологиях, а также других формах помощи, вспомогательных услугах и объектах; i) поощрять преподавание специалистам и персоналу, работающим с инвалидами, признаваемых в настоящей Конвенции прав, чтобы совершенствовать предоставление гарантированных этими правами помощи и услуг.

      Однако, несмотря на прописанные требования Конвенции, имеют место быть факты грубого нарушения законодательства по защите прав инвалидов.

      Так, представитель ТОО «М» А. (далее – Общество) обратился в Специализированный межрайонный административный суд г.Алматы (далее – суд) с жалобой к РГУ «Департамент комитета труда, социальной защиты и миграции по г.Алматы» (далее – уполномоченный орган) в порядке главы 45 КРК об АП об отмене постановления по ст.83 ч.1 п.1КРК об АП, мотивируя тем, что уполномоченный орган необоснованно вынес постановление в отношении Общества и применил взыскание в виде штрафа в размере 400 месячных расчетных показателей. Представитель в суде утверждал, что доступ к супермаркету, - объекту социальной инфраструктуры, обеспечен, так как незрячий заявитель Б. имеет возможность периодически посещать магазин и делать покупки. А. просил отменить постановление в отношении Общества по ст.83 ч.1 п.1КРК об АП, так как привлечение к административной ответственности негативно скажется на рейтинге Общества (супермаркета).      

      В ходе судебного заседания было установлено, что основанием внеплановой проверки уполномоченного органа явилось обращение инвалида по зрению С. от …2017 года. В ходе проверки в соответствии с Актом о назначении проверки №… от …2017 года уполномоченным органом установлены нарушения по пяти позициям, три из которых предусматривают доступность для маломобильных групп с нарушением функций зрения: 1. вход на территорию объекта не оборудован доступными для инвалидов элементами информации об объекте; 2. на территории объекта, на основных путях движения не предусмотрена тактильная наземная направляющая полоса, при входе в здание для инвалидов по зрению не установлена информационная мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей; 3. Отсутствуют тактильные наземные средства, выполняющие предупредительную функцию на покрытии пешеходных путей на участке до объекта информации, начала опасного участка, изменения направления движения, входа и другие.

        Согласно п.3 ст.25 Закона «О социальной защите инвалидов в РК» (далее – Закон) физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также юридические лица в соответствии с государственными стандартами обязаны создавать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к транспортным средствам общего пользования, жилым, общественным и производственным зданиям, сооружениям и помещениям, свободной ориентации и передвижения в аэропортах, железнодорожных вокзалах, автовокзалах, автостанциях, морских и речных портах.

      В соответствии с п.4 ст. 25 Закона необеспечение должностными лицами, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, и юридическими лицами условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной и транспортной инфраструктуры, влечет административную ответственность в соответствии с КРК об АП.       

      Ст.83 ч.1 п.1КРК об АП предусматривает ответственность за  нарушение законодательства РК о социальной защите инвалидов, совершенное в виде: 1) необеспечения инвалидам доступа к объектам социальной и транспортной инфраструктуры; 2) необеспечения условий для доступа инвалидов к культурно-зрелищным мероприятиям; 3) несоблюдения работодателем обязанностей в сфере занятости и профессиональной реабилитации инвалидов от трудового увечья и (или) профессионального заболевания, полученных по вине работодателя.

      Таким образом, суд установил, что Общество не создало условия инвалидам для беспрепятственного доступа к общественному зданию, помещению, которое выразилось в необеспечении инвалидам доступа к объекту социальной инфраструктуры. Следовательно, суд отказал Обществу в удовлетворении жалобы и оставил постановление уполномоченного органа по ст. 83 ч.1 п.1 КРК об АП без изменения.

      Необходимо обратить внимание на ст.9 Конвенции, которая гласит, что  государства-участники: 1. Чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности: a) на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места; b) на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.
2. Государства-участники принимают также надлежащие меры к тому, чтобы: a) разрабатывать минимальные стандарты и руководящие ориентиры, предусматривающие доступность объектов и услуг, открытых или предоставляемых для населения, вводить их в действие и следить за их соблюдением; b) обеспечивать, чтобы частные предприятия, которые предлагают объекты и услуги, открытые или предоставляемые для населения, учитывали все аспекты доступности для инвалидов;
c) организовывать для всех вовлеченных сторон инструктаж по проблемам доступности, с которыми сталкиваются инвалиды;
d) оснащать здания и другие объекты, открытые для населения, знаками, выполненными азбукой Брайля и в легкочитаемой и понятной форме;
e) предоставлять различные виды услуг помощников и посредников, в том числе проводников, чтецов и профессиональных сурдопереводчиков, для облегчения доступности зданий и других объектов, открытых для населения;
f) развивать другие надлежащие формы оказания инвалидам помощи и поддержки, обеспечивающие им доступ к информации.

      В связи с изложенным, полагаем, что для того, чтобы войти в тридцатку развитых государств мира, в первую очередь, необходимо создать равенство социальных возможностей, как для обычных граждан, так и для инвалидов.

 

Судья Специализированного

межрайонного административного

суда  г.Алматы                                                                         

Шаяхметова А.Г.

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 1

2 комментария

  1. аватар
    Алексей 21 февраля 2020 06:11

    Я, инвалид 2-ой группы, ответственно заявляю, что Конвенция ООН "О правах инвалидов" в Казахстане (к огромному сожалению) вообще не действует и носит чисто номинальный характер. У меня есть вступившее в законную силу решение суда, которое я добился сам, путем приложения больших усилий, затрат значительного времени и личных денежных сбережений. Я был уверен, что мои муки и унижения уменьшаться, но увы.... На практике, я не могу реализовать свое законное право на получение страховки по трудовому увечью,т.к. для этого (НОНСЕНС!) по мнению облМСЭ и руководства МТСЗН я должен принести им еще одно решение суда, обязывающее ИХ (чиновников) признать бесспорность Конвенции и силу уже имеющегося судебного решения. Таким образом,в Казахстане "Приказ министра №44 О порядке освидетельствования инвалидов" имеет неоспоримое превосходство над Конвенцией ООН!!!! Вот вам господа и прямой пример реализации гос.политики в области поддержки и защиты инвалидов. Меня лично, подобное отношение государства не сломит, одолжений не жду. В ходе четырехлетней борьбы за свое здоровье и права, я уже не раз слышал фразу врачей и чиновников - "Это невозможно". Но большую часть этого "невозможного" я уже сделал! Иншаллах - доделаю остальное. Прошу всех собратьев по несчастью - НЕ ОТЧАИВАЙТЕСЬ, БОРИТЕСЬ И ВЕРЬТЕ В СЕБЯ!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
×