Следственный суд

Следственный суд

 

В Плане Нации «100 конкретных шагов - современное государство для всех» по реализации пяти институциональных реформ» глава государства Нурсултан Назарбаев указал, о необходимости обеспечении баланса между обвинением и защитой в судах за счет поэтапной передачи следственному судье полномочий по санкционированию всех следственных действий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина.

В соответствии с Концепцией правовой политики период с 2010 до 2020 года обеспечение защиты конституционных прав и законных интересов граждан, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства, является важнейшим направлением развития судебно-правовой реформы, поскольку права и свободы, как гласит Конституция, являются высшей ценностью.

В новом Уголовно-процессуальном кодексе Республики Казахстан (далее УПК) реализовано данное направление реформы и введен новый процессуальный институт следственного судьи, который свидетельствует о приверженности Казахстана общепринятым международным стандартам в обеспечении более полной реализации принципа равенства и состязательности сторон, повышения эффективности защиты прав и свобод граждан.

Согласно УПК новой редакции, следственный судья – это судья суда первой инстанции, осуществ­ляющий контроль за соблюдением прав, свобод и законных интересов лиц в уголовном досудебном производстве. Назначается он председателем этого суда и при необходимости может быть переназначен.

Деятельность следственных судей показала жизненность института судебного контроля на досудебной стадии уголовного процесса. В то же время полномочия следственного судьи, указанные в законе, свидетельствуют о распространении судебного контроля на досудебное производство не в полной мере.

В настоящее время институт следственных судей доказал свою эффективность на практике, что позволило повысить качественный уровень следствия, расширить применение мер пресечения, не связанных с содержанием под стражей, и подтвердить приверженность Казахстана международным стандартам в сфере прав человека.

Конституцией РК признаются и гарантируются права и свободы человека, которые принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод, на личную свободу, право на жизнь, свободу совести, свободу слова.

Эти же требования закреплены и в ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, ратифицированного Республикой Казахстан в 2005 году, согласно которой каждый имеет право при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему или при определении его прав и обязанностей в гражданском процессе, на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым, беспристрастным судом.

Действенным механизмом защиты прав граждан, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства, является деятельность следственных судей.

Практика наделения следственных судей полномочиями по санкционированию следственных действий в полной мере оправдала себя. Поэтапно переданы следственному судье полномочия по санкционированию всех следственных действий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина с целью обеспечения баланса между обвинением и защитой в судах. Помимо ранее закрепленных полномочий следственного судьи, ему переданы вопросы санкционирования выемки и обыска, личного обыска и осмотра, проведение НСД, полномочия по санкционированию специальных оперативно-розыскных мероприятий по раскрытию преступлений и изобличению лиц, их совершивших.

Проверка законности проведенных органами досудебного расследования указанных следственных действий без санкции суда также возложена на следственного судью. И в случае выявления судьей нарушений закона, данные процессуальные действия признаются недопустимыми в качестве доказательства по делу.

На досудебной стадии производства по уголовному делу следственным судьей рассматриваются ходатайства сторон с целью обеспечения прав и законных интересов граждан.

В рамках обеспечения в суде баланса между обвинением и защитой существенно расширены значение, роль и полномочия защитника. Уголовно-процессуальным кодексом предусмотрено рассмотрение следственным судьей ходатайств адвоката, участвующего в качестве защитника в истребовании и приобщении к уголовному делу любых сведений, документов, предметов.

Одним из способов защиты прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц на стадии досудебного производства по уголовным делам является рассмотрение судом жалоб на действия (бездействие) и решения прокурора, органов уголовного преследования.

Рассмотрение этих жалоб также относится к полномочиям следственного судьи, реально обеспечивающим судебный контроль за соблюдением прав, свобод и законных интересов лиц в уголовном судопроизводстве.

Образование следственных судов на сегодняшний день сняло ряд проблем, что соответственно уменьшает долю нарушении прав и свобод граждан вовлеченных в орбиту уголовного преследования.  В связи с образованием следственного суда вопрос подсудности того либо иного материала нашло свое разрешение. Граждане, лица, вовлеченные в орбиту уголовного процесса, защитники адвокаты непосредственно обращаются в суд по всем вопросам возникающим в ходе досудебного производства. Органы уголовного преследования более стали дисциплинированы в плане предоставления материалов, сроки предоставления, качество документов прилагаемых к ходатайству, порядок направления, формат предоставления ходатайства.

Созданный следственный суд взял вектор на установления единой однообразной в соответствии с законом практики. В связи с этим на начальном этапе органы уголовного преследования получали отказы в удовлетворении ходатайств того либо иного производства следственного действия. На сегодняшний день картина начинает выпрямляться и органы более тщательно подходят к формированию материалов прилагаемых к ходатайству.

Соответственно анализ, сведения и информации в интернет-сетях показывают возвышение и поднятие роли следственного суда. Защитники адвокаты в своих репостах говорят о небывалом изменении видения следственных судов, о повышении состязательности в судебных заседаниях, большой процент удовлетворяемости жалоб сторон в порядке статьи 106 УПК.

Большое количество жалоб в порядке статьи 106 УПК идут напрямую в суд, обходя мимо орган прокуратуры, то есть доверия народа к суду повысилось.

Также показатель доверия, лица содержащиеся под стражей в ИВС пишут жалобы на орган следствия. Ранее это было невозможно в силу страха данного лица, недоверия к суду, что не поддержит жалобу, а конечный итог лицо получит от органа следствия отрицательную реакцию, что в дальнейшем скажется на судьбе лица.

Все это говорит о колоссальной работе проводимой следственным судом города Астана.

За период 2018 года с августа месяца по 01 декабря 2018 года специализированным межрайонным следственным судом г. Астана рассмотрено более 2 300 материалов о санкционировании, а также более 400 жалоб в порядке ст. 106 УПК. При этом рассмотрения огромного количества материалов приходится на четыре следственного судьи суда.

Вместе с тем, нельзя не отметить также ряд вопросов возникающих в процессе рассмотрения материалов.

Состязательность в судебном заседании повысилась, но имеет место также злоупотребления сторонами данным правом. То есть подаются ходатайства о назначении, о приобщении, об истребовании, при разбирательстве устанавливается отсутствие необходимости документации, а со стороны участников идет затягивание процесса.

В свою очередь, это повышает профессионализм и кругозор следственного судьи, установление практики судом в тех или иных аналогичных вопросах.

Вместе с тем положительность данной стороны, то что высокая удовлетворяемость жалоб в порядке статьи 106 УПК, заставило органов уголовного преследования более тщательно проводить те или иные действия.

Частные постановления суда на сегодняшний день только начинают набирать оборот своего воздействия и получения окончательной цели, это проведение следственных действий по букве закона, в соответствии с нормами процессуального законодательства, с уменьшением нарушения прав лиц вовлеченных в орбиту уголовного преследования.

Создание следственных судов в Республике и определение к ним подсудности рассмотрения жалоб на органы уголовного преследования со стороны граждан сближает население к доступному правосудию, позволяет устранять те или иные нарушения, допущенные органом, ведущим досудебное расследование, в кратчайшие сроки.

 

А.И.Исаева

Судья специализированного межрайонного следственного суда г.Астаны

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 1

1 комментария

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив