Электронное правосудие - ключевой аспект повышения доверия граждан к деятельности судебных органов в Республике Казахстан

Электронное правосудие - ключевой аспект повышения доверия граждан к деятельности судебных органов в Республике Казахстан

Совершенствование судебной системы  требует поиска новых подходов в достижении Казахстаном цели соответствия мировым стандартам в области правосудия и развития информационных технологий.

В Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 по 2020 годы была поставлена задача планомерной информатизации судебной системы, которая должна обеспечить информационно-правовую поддержку процессу отправления правосудия и повысить эффективность исполнения решений судов[1].

В настоящее время в судебной системе широко используются информационные технологии, которые позволяют  обеспечить открытость, автоматизацию работы судов, информационную интеграцию судебной деятельности в Республике Казахстан.

В рамках реализации поставленных задач в 2014 году в судебной системе появилась услуга «Судебный кабинет». «Судебный кабинет» представляет собой  единое окно доступа к сервисам судов Республики Казахстан в электронном виде.

Владельцем «Судебного кабинета» является Верховный Суд Республики Казахстан, который отвечает за создание и удаление учетных записей в «Судебном кабинете» и размещает необходимую информацию.

Пользователями «Судебного кабинета» являются любые физические и юридические лица для отправления обращений или получения информации по судебным делам и материалам в рамках действующего законодательства Республики Казахстан.

Сервис дает возможность гражданам:

- подать в суд исковые заявления, апелляционные жалобы, ходатайства о пересмотре судебных актов в касационном порядке в форме электронного документа;

- произвести онлайн оплату госудасртвенной пошлины;

- отправить письма в судебные органы, не относящиеся к судопроизводству и обращениям граждан;

- отправить обращения в Судебные органы Республики Казахстан в соответствии с Законом Республики Казахстан «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц»;

- получить копии судебных актов для проставления апостиля. Апостилированный документ выдается в Государственной корпорации «Правительство для граждан»;

- посредством форума «Талдау» доступна информация по обеспечению мониторинга качества судебных актов, анализа результатов текущей деятельности судов[2].

Простота и доступность обеспечена пользователям "Судебного кабинета» по использованию онлайн-сервисов «Банк судебных актов", "Ознакомление с судебными документами", "Графики рассмотрения судебных дел", "Просмотр документов к извещению", "Судебная повестка".

В настоящее время зарегистрировано более 180 тысяч пользователей сервиса «Судебный кабинет». Ежегодно выкладываются в свободном доступе более 1 миллиона дел.

«Судебный кабинет» постоянно совершенствуется, внедряются новые услуги для упрощения доступа к правосудию.

В  2017 году был открыт Ситуационный центр, который в режиме реального времени круглосуточно отслеживает более 705 показателей по работе судов и дистанционно наблюдает за всеми судебными процессами по стране.

Использование системы "Судебный кабинет»:

- упрощает судопроизводство посредством электронного взаимодействия;

- снимает бюрократические барьеры;

-снижает подверженность коррупции, путем минимизации контактов граждан с сотрудниками судебной системы;

- способствует совершенствованию правовой культуры граждан;

- позволяет более эффективно защищать гражданам свои конституционные права;

- создает условия для быстрого получения информации о деятельности судов для всех членов правового сообщества и СМИ.

- обеспечивает оперативность, доступность и прозрачность судебной системы;

- позволяет существенно экономить материальные и временные затраты.

Об эффективности «Судебного кабинета» свидетельствуют факты, что  в 2016 году 80% исков поступили в электронном виде, в 2017 году доля заявлений, поданных в суды в электронном виде, составила уже более 91%.

Это говорит о том, что сервис «Судебный кабинет» широко применяется населением и содействует эффективной работе адвокатов, судей и специалистов судов.

Благодаря электронному извещению на 76% снизилось количество дел, рассмотренных  в заочном производстве.

В рамках реализации Плана нации[3] достигнута 100 % оснащение судов системами аудио-видео фиксации судебных процессов. В результате в 2 раза сократились жалобы на действия судей.

В 2017 году посредством использования «Судебного кабинета» было проведено онлайн-тестирование, в котором приняли участие 16,5 тысяч респондентов, пользователей электронным сервисом.

Согласно проведенному опросу 87% респондентов считают, что внедрение информационных технологий делает правосудие более доступным.  87,4% считают, что применение системы аудио-видео фиксации в судах повышает качество рассмотрения дел.

Таким образом, внедрение электронных технологий в деятельность судебных органов способствует формированию и развитию национальной информационной инфраструктуры Республики Казахстан, что в свою очередь, способствует росту доверия граждан к правосудию.

 

Ебенбаева Эльмира Ебенбаевна

Судья специализированного межрайонного экономического суда города Астаны

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 1

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
×