Интервью с председателем Специализированного межрайонного  экономического суда СМЭС ЗКО Сматовым И.М.

Интервью с председателем Специализированного межрайонного экономического суда СМЭС ЗКО Сматовым И.М.

 

Добрый день, Исатай Маратович. В чем заключается эффективность медиации для населения, в частности для бизнес-сообществ и предпринимателей?

Медиация - это альтернативная форма разрешения споров, с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны - медиатора.

 Существуют несколько этапов разрешения споров путем применения медиации это досудебная, судебная и в рамках исполнительного производства. Каждое название говорит само за себя. 

Наиболее уникальной для разрешения коммерческих споров, позволяющая сторонам находить решения не вовлекаясь в судебный процесс является досудебная медиация. 

Поскольку:    

Суд - это многоточие в споре и точка в отношениях.

Медиация - это точка в споре и многоточие в отношениях.   

Главное к чему стремится медиация – это достижение взаимовыгодного и мирного соглашения, удовлетворяющего обе стороны и снижающего конфликтность.  Если в судах есть проигравшие и выигравшие, довольные и недовольные судебным решением, то в медиации такого нет, в медиации исход спора приводит к довольству и удовлетворению обеих сторон.

Другое ее достоинство в существенном низком уровне расходов, нежели при судебном разбтрательстве, а также в экономии времени.

Суд же предполагает длительное решение вопроса, которое может затянуться на месяцы.

В суде стороны действуют друг против друга, а при медиации – сотрудничают.

Судья назначается, а медиатора выбирают.

Судья принимает решение в строгом соответствии с законом, а медиатор - с учетом интересов сторон, но в рамках закона.

Суд- процесс публичный, а медиация обеспечивает конфедициальность.  

Следует отметить, что основным различием медиации от других альтернативных видов разрешения споров, является, что стороны при заключении медиативного соглашения могут выходить за рамки предмета спора.

Например, долг в суммарном выражении можно отдать товаром, оказанием услуг или работ, сельхоз животными. Самое главное, чтобы стороны оговорили условия и сроки исполнения медиативного соглашения.   

Одним из преимуществ применения медиации является то, что примирительное соглашение, не исполненное добровольно, подлежит принудительному исполнению на основании исполнительного листа, выдаваемого судом по ходатайству лица, заключившего мировое, медиативное или парситипативное соглашение. Более того, при заключении соглашения истцу из бюджета возвращается уплаченная при подаче иска государственная пошлина и судом отменяются принятые меры по обеспечению иска.

Однако, наши субъекты бизнеса и кредитующие организации по старым стереотипам и понятиям при возникновении конфликтных ситуации и споров в большинстве случаев до сих пор тратя свое золотое время и деньги, обращаются в суды.

Приведу пример из статистики. 2019 году СМЭС ЗКО прекращено производством 439 гражданских дел с примененим примирительных процедур, это 16% от общего числа рассмотренных дел. Из них 196 дел с применением медиации, 68 дел с применением мирового и 2 дела с применением партисипативного соглашения.

Это говорит о том, что все эти дела полнее могли быть разрешены до суда, путем досудебной медиации.

Как известно, несмотря на выгодность стороны не всегда приходят к медиации, чем является для этого причиной?

Медиация – это проявление воли и желания сторон к миру и причины  незаключения медиативного соглашения сторонами могут быть разными, однако, часто указанными причинами являются:

- Отказ ответчика заключить соглашение вызван несогласием в целом с исковым заявлением.

- Стороны не согласны с условиями, предложенными друг другу в ходе процедуры медиации.

- Имеют место быть случаи когда представители (адвокаты) сторон препятствуют заключению соглашения, при этом не ставя в известность своих доверителей о возможности разрешить дело мирным путем. Указанное вызвано тем, что в медиативных соглашениях сторона отказывается возмещать расходы по оплате услуг представителя, полагают, что решением суда данные расходы будут взысканы.

- Имеет место некомпетентность и неосведомленность стороны и ее представителя в вопросах медиации, что порождает недоверие к институту примирения. Нередко звучат такие высказывания: «Мы пришли в суд за решением суда, а не за соглашением. И это наше право»

- Невозможность заключения соглашения в виду наличия спора, затрагивающего интересы третьих лиц, которые  не согласны с условиями соглашения.

        Исатай Маратович, как увеличить применения медиации в урегулировании спор?

На мой взгляд, следующие действия, приведут к увеличению применения альтернативных способов разрешения споров по гражданским делам:

  1. Необходимо расширить разъяснительную работу о процедуре медиации среди населения и предпринимателей. Проводить семинары, круглые столы с участием предпринимателей, организовывать выступления и публикации в СМИ.

Тем самым информированность и осведомленность граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лица в вопросах медиации и ее положительных сторон, позволит без усилий суда обращаться к медиаторам и заключать соглашения до суда.

  1. Я полагаю, было бы хорошо и выгодно для обеих сторон, если субъекты предпринимательства и кредитующие организации при заключении договоров, в разделе «разрешение споров» включали оговорку как – «досудебный порядок урегулирования спора путем медиации».

Это позволяло бы при возникновении спора исключать возможность напрямую обращаться в суд, и довало бы возможность конфликтующим сторонам договора избегая гластности и сохраняя партнерские отношения регулировать спор до суда.

  1. По определенным категориям дел (договорные обязательства, трудовые, жилищные, семейные, банковские, корпоративные споры, споры в сфере авторского права и интеллектуальной собственности) ввести обязательное прохождение досудебной медиации, как условие начала судебного разбирательства.

 В этой связи необходимо на законодательном уровне разрешить вопрос об обязательном прохождении процедуры примирения.

  1. Во исполнение Дорожной карты, заключенной между Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» и Верховным Судом Республики Казахстан, ПП совместно с ИС «Best Profi» запущен сервис «Bestdocs.kz», куда входят свыше 100 самых популярных и востребованных шаблонов документов, свыше 1000 консультаций от ведущих экспертов и свыше 20000 ответов государственных органов.

Если пройти по ссылке на данном сервисе к конструктору документов, то мы видим, что представителям бизнеса на выбор предоставлено множество путей и вариантов заключения определенного вида договора, при этом учитываются все пожелания и поставленные приоритеты до заключения сделки составителя договора.

Нами обращено внимание на то, что в разделе «Шаблоны документов» в подразделе «Договоры» все  шаблоны договоров содержат только три условия разрешения споров:

- в суде;

- в арбитраже;

- в арбитражном центре НПП «Атамекен».

В этой связи, в целях дальнейшего расширения института примирительных процедур, обращаем внимание в НПП «Атамекен» о включении во все шаблоны договоров в разделе «Разрешение споров» четвертое  условие «путем обращения к медиатору».

Вместе с тем, в разделе «Шаблоны документов» в подразделе «Другие документы» предусмотреть образцы мирового, медиативного и партисипативного  соглашений, с указанием в них основных условий соглашений, таких как время и место исполнения соглашений, порядка исполнения, всех контактных данных, банковских реквизитов, конфиденциальности условий соглашений.

Данному сервису выражено доверие многими бизнесменами и юридическими компаниями, число посетителей и пользователей данного сервиса с каждым днем растет не на десятки, а на тысячи, в связи с этим надеемся, что внесение изложенных выше нами предложений приведет к пониманию бизнес-сообщества о необходимости обеспечения согласия и единства в защите своих интересов.

  1. Считаю как на практике Англии и Уэльса необходимо в случае отказа сторон от проведения медиации по делам, подпадающим под медиацию, и возобновлении рассмотрения по существу обязать стороны оплатить в доход государства увеличенную сумму государственной пошлины (например, в десять раз больше, чем предусмотрено налоговым Кодексом).

 Данное обусловлено тем, что суд вынужден нести судебные издержки по вызову сторон, по проведению судебных процессов, затрачивая время и ресурсы государства для разрешения конфликта между сторонами, которые могли бы примириться.

 В этой связи необходимо внести изменения и дополнения в законодательные акты (ГПК, Налоговый Кодекс) в части довзыскания государственной пошлины по отдельным категориям дел. Кроме этого, оплату госпошлины возложить также на ответчика, не согласного провести медиацию.

  1. На законодательном уровне определить размер услуг медиатора по имущественным и неимущественным спорам по аналогии с судебными расходами или оплаты услуг нотариуса, что исключит разрозненность практики взимания таковых расходов отдельными медиаторами.
  2. Вместе с тем, необходимо пересмотреть вопрос размера государственной пошлины, оплачиваемой при подачи исков (заявлений) в суд, в части увеличения, тогда как фиксированные размеры оплаты за услуги медиатора сделать меньше судебных расходов.

        На сегодняшний день в суде широко используется судебная медиация, так что это «судебная медиация» и что судом для этого делается?

Одним из приоритетных направлений совершенствования существующих механизмов урегулирования споров и защиты нарушенных прав граждан является развитие примирительных процедур.

В целях дальнейшего расширения сферы применения медиации в СМЭС ЗКО запущен пилотный проект «Примирительные процедуры в суде» по урегулированию споров по отдельным категориям споров в порядке медиации.

Задачами пилотного проекта являются: расширение сферы применения примирительных процедур; минимизация судебных расходов граждан; выявление заинтересованности населения во внесудебном урегулировании спора (конфликта).

При поступлении исковое заявление распределяется посредством информационной системой судебных органов «Төрелік» всем судьям.

При наличии оснований к принятию искового заявления судья направляет сторонам приглашение для участия в примирительной процедуре на стадии  принятия иска на дату – до истечения пяти рабочих дней.

В приглашении стороны извещаются о поступлении искового заявления в суд с разъяснением права разрешить спор с применением примирительной процедуры, преимуществах примирения и последствиях прекращения производства по делу, а также о правовых последствиях рассмотрения дела в суде и исполнения судебного решения.

Стороны, явившиеся по приглашению для участия в медиации, самостоятельно избирают вид примирительной процедуры и указывают об этом в ходатайстве.

После поступления ходатайства судья выносит определения о возбуждении гражданского дела и подготовки к судебному разбирательству и приводит примирительную процедуру.

При избрании судебной медиации стороны представляют ходатайство о проведении медиации судьей, в производстве  которого находится дело, либо дела передается другому судье для проведения медиации.

При заявлении ходатайства о проведении медиации медиатором и представлении суду договора, заключенного сторонами с медиатором, суд приостанавливает производство по делу на срок не более одного месяца.

При заключении соглашения в порядке медиации судья проверяет его условия, выносит определение об его утверждении и прекращении производства по делу.

В целях расширения института медиации, судом, на постоянной основе проводится информирование населения о преимуществах медиации посредством проведения и участия в днях открытых дверей, в круглых столах, семинарах, выступления в СМИ.

С целью дальнейшего развития примирительных процедур и института медиации, оперативного информирования о порядке его исполнения и положительных сторонах и последствиях, открыта горячая линия по телефонам и в Facebook создана страница «Медиация СМЭС ЭКО», обратившись на которую каждый может получить ответы по вопросам заключения медиативного соглашения и о порядке его исполнения.

Наряду с этим, на страницу в Facebook «Медиация СМЭС ЭКО» от граждан и юридических лиц поступают вопросы, на них должным образом даются ответы.

Вместе с тем, по инициативе СМЭС ЗКО заключен Меморандум о взаимном сотрудничестве  между СМЭС, Палатой предпринимателей ЗКО и ОЮЛ «Союз медиаторов ЗКО», с целью разъяснения преимуществ примирительных процедур, был утвержден совместный план, который на сегоднящий день находится на исполнении.

Соглано Плана ведется совместная работа пресс-служб участников Меморандума по освещению положительных сторон применения медиации, организовываются выступления в СМИ и других информационных источниках по вопросам медиации, судьи принимают активное участие в форумах, проводимых ПП, где наряду с вопросами семинаров, совещаний и круглых столов, поднимают вопрос о возможности досудебного урегулирования споров.

        Исатай Маратович, какие проблемы имеются на сегодняшний день в развитии этого института?

По результатам проведенного анализа выявлены факторы, сдерживающие развитие института досудебной и судебной медиации, такие как:

-отсутствие закрепления на законодательном уровне порядка реализации своих прав сторонами, в части исполнения соглашения, по неисполненным досудебным медиативным соглашениям

-малоинформированность бизнес-сообщества о медиации

- разрозненность оплаты услуг медиатора, в связи с этим необходимо на законодательном уровне определить размер услуг медиатора по имущественным и неимущественным спорам по аналогии с судебными расходами или оплаты услуг нотариуса, что исключит разрозненность практики взимания таковых расходов отдельными медиаторами.

-отсутствие должной квалификации у медиаторов. В этой связи, необходимо ввести предметную специализацию среди медиаторов по отдельным категориям гражданских споров (договорные обязательства, трудовые, жилищные, семейные, банковские, корпоративные споры, споры в сфере авторского права и интеллектуальной собственности и т.д), что позволит повысить конкурентоспособность медиаторов и их профессиональный уровень в отдельных отраслях права.

 

Даурембекова А.К.

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 1

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
×