Основные положения АППК
1 июля 2021 года введено в действие Административно процедурно-процессуальный Кодекс Республики Казахстан, который регулирует отношения, связанные с осуществлением внутренних административных процедур государственных органов, административных процедур, а также порядок административного судопроизводства.
Действие кодекса направлено на регулирование публично-правовых отношений, возникающих между административным органом и лицом, в отношении которого реализуются установленные законом публичные функции этого административного органа.
Основной же целью Административного процедурно-процессуального кодекса является закрепление гарантий, которые позволят гражданам реально участвовать в процессе принятия управленческих решений и эффективно защищать свои права при рассмотрении споров с органами власти в суде.
Основные положения, содержащиеся в кодексе, содержат положения, регулирующие административные процедуры (принятие, изменение и отмена административного акта, внесудебное обжалование административного акта), а также административное судопроизводство.
Отличительными особенностями Административного процедурно-процессуального кодекса являются административные процедуры и административное судопроизводство, которые направлены на принцип приоритета прав – все сомнения, противоречия и неясности законодательства об административных процедурах толкуются в пользу участника административной процедуры. Так, иски граждан и бизнеса будут рассматриваться по принципу «презумпции виновности госоргана».
Немаловажным является и установленный Кодексом принцип активной роли суда, т.е. суд, не ограничиваясь объяснениями, доводами, заявлениями, ходатайствами участников административного процесса, представленными доказательствами и иными материалами административного дела, всесторонне, полно и объективно исследует все фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела.
Кодексом установлен принцип, направленный на охрану права на доверие – доверие участника административной процедуры к деятельности административного органа, должностного лица, которые охраняется Законом.
В рамках административного судопроизводства истцы смогут обратиться в суд со следующими видами исков:
-иски об оспаривании с требованием отменить административный акт полностью или в части;
-иски о принуждении, по которым истец может потребовать принять благоприятный административный акт, в принятии которого было отказано либо не принятый по причине бездействия административного органа, должностного лица;
-иски о совершении действия, по которым истец может потребовать совершить определенные действия или воздержаться от таких действий, которые не направлены на принятие административного акта;
-иски о признании, по которым истец может потребовать признать наличие или отсутствие какого-либо правоотношения.
Административное дело рассматривается и разрешается в разумные сроки, но не более трех месяцев со дня предъявления иска. По административным делам особой сложности этот срок может быть продлен мотивированным определением суда на разумный срок, но не более чем на три месяца.
В целом, требования норм Кодекса направлены на повышение прозрачности и эффективности деятельности государственных органов, закрепления гарантий защиты прав граждан и бизнеса в процессе принятия решений государственными органами, должностными лицами при рассмотрении споров с государственными органами в вышестоящем органе и суде, снижения коррупционных рисков и нагрузки на судебную систему.
Участниками регулируемых настоящим Кодексом отношений являются государственные органы, административные органы, должностные лица, а также физические и юридические лица.
Задачей административного судопроизводства является справедливое, беспристрастное и своевременное разрешение административных дел с целью эффективной защиты и восстановления нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов физических лиц, прав и законных интересов юридических лиц в публично-правовых отношениях.
Таким образом, АППК снижает издержки, ускоряет принятие административных актов и, таким образом, повышает результативность государственного управления в целом.
Административная процедура - деятельность административного органа, должностного лица по рассмотрению административного дела, принятию и исполнению по нему решения, совершаемая на основании обращения или по собственной инициативе, а также деятельность, осуществляемая в порядке упрощенной административной процедуры.
Участниками административного процесса являются истец, ответчик, заинтересованное лицо и прокурор.
Основаниями для возбуждения административной процедуры являются обращение и/или инициатива административного органа, должностного лица.
Административная процедура состоит из следующих этапов:
- возбуждение административной процедуры;
- рассмотрение административного дела;
- принятие административного акта;
- исполнение административного акта.
Одной из особенности АППК является то, что участник административной процедуры вправе уполномочить ведение своих административных дел другому лицу, объявив об этом в устной форме административному органу, должностному лицу.
Срок административной процедуры, возбужденной на основании обращения, составляет пятнадцать рабочих дней со дня поступления обращения, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан.
Срок административной процедуры, возбужденной на основании обращения, исчисляется с момента ее возбуждения.
Рассмотрев административное дело, административный орган, должностное лицо выносят одно из следующих решений:
- принятии административного акта;
- прекращении административной процедуры.
Административный акт обращается к исполнению административным органом, должностным лицом, которые его приняли, если иное не установлено законами Республики Казахстан.
Административный акт подлежит исполнению в течение пяти рабочих дней, если иное не установлено законами Республики Казахстан или административным актом.
АППК детально регламентирует процедуру рассмотрения жалоб, устанавливая дополнительные требования для административных органов, в частности заслушивание всех заинтересованных лиц, исследованием всех обстоятельств дела, разъяснением обоснований в ответе в случае неудовлетворения жалобы.
Для этого административный орган наделяется полномочиями по собиранию доказательств, истребованием необходимых материалов у компетентных органов, приглашению специалистов и так далее.
Обжалование административного акта в вышестоящем органе перед обращением в суд является обязательным, в целях улучшения ведомственного контроля.
Главной отличительной чертой нового вида судопроизводства - административного - от гражданского станет усиление активности суда в процессе сбора доказательств. Руководствуясь данным принципом, суд будет выяснять обстоятельства дела вне зависимости от ходатайств сторон.
Если представленные участниками административного процесса доказательства являются недостаточными, суд собирает их по собственной инициативе.
Кроме того, бремя доказывания возлагается на административный орган, принявший административный акт.
Нормы АППК РК в первую очередь касаются таких сфер, как оказание государственных услуг, обеспечение государственного контроля и надзора, разрешительные и уведомительные процедуры, их оспаривание и другие важные моменты.
Положительным достижением АППК РК является:
- введение понятия «административный орган», позволяющий распространять нормы проекта Кодекса как государственных, так и негосударственных органов в том случае, - если она связана с реализацией прав граждан;
- введение дополнительных принципов с целью защиты частных лиц от злоупотреблений со стороны органов власти: «принцип приоритета прав», который обяжет правоприменителей толковать все противоречия и неясности актов законодательства в пользу граждан; «принцип соразмерности» даст возможность проверить устанавливаемые ограничения с учетом пригодности, необходимости и пропорциональности преследуемой цели;
- установление процедурных гибких гарантий заинтересованного гражданина до принятия окончательного решения органом власти. При этом, каждому гражданину предоставляется возможность ознакомиться с материалами, на основе которых административный орган вынес правовое решение;
- закрепление последовательности процедурных стадий органов власти от стадии возбуждения процедуры до принятия решения;
- внедрение особого порядка отмены правовых решений государственного органа;
- внедрение механизмов административной юстиции, то есть административного вида судопроизводства с активной ролью судьи в процессе собирания доказательств;
- внедрение института судебного контроля за исполнением судебных актов;
- введение возможности применения судами денежных взысканий как одного из видов процессуального принуждения;
- введение процедуры обязательного досудебного обжалования решений, за исключением отдельных категорий споров. При этом, предусматривается возможность проверки решений на предмет законности и целесообразности.
При рассмотрении дела административный орган принимает меры для всестороннего, полного и объективного исследования фактических обстоятельств.
Административный орган обязан предоставить возможность гражданину или организации, в отношении которых принимается решение, выразить позицию по предварительному решению.
Принятый Административный процедурно-процессуальный кодекс позволит не только усилить защиту прав граждан при рассмотрении споров с органами власти, но и повысить гражданскую активность в процессе принятия управленческих решений на уровне государства, а механизмы административной юстиции получат высокий уровень доверия у граждан.
В заключении хотелось бы добавить, то что в новом Административном процедурно-процессуальном кодексе выражен большой акцент на повышение прозрачности, открытости и эффективности государственных органов.
Специализированный межрайонный экономический суд по Западно-Казахстанской области
9 комментария