Административный иск о принуждении
С 1 июля 2021 года вводится в действие Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан. Данный нормативный правовой акт регулирует публично-правовые отношения, возникающие между гражданином или организацией и административным органом.
Иск о принуждении – одна из разновидностей иска по административному делу.
Законодатель разъяснил, что благоприятный административный акт – акт, реализующий право участника административной процедуры или прекращающий возложенную на него обязанность, а также иным образом улучшающий его положение.
По иску о принуждении гражданин или юридическое лицо вправе потребовать принять благоприятный административный акт, в принятии которого было отказано либо не принятый по причине бездействия административного органа, должностного лица.
В таких случаях отдельного требования об оспаривании отказа не требуется.
При этом, при подаче такого иска может быть дополнительно заявлено требование об обязанности административного органа не принимать обременяющий административный акт.
Иск о принуждении может быть подан в суд в течение месяца со дня вручения решения органа, рассматривающего жалобу по результатам рассмотрения жалобы.
При этом, в случае истечении срока на рассмотрение жалобы, по ней органом, рассматривающим жалобу не принято решение, лицо, подавшее жалобу в орган, рассматривающий жалобу, вправе обратиться с иском в суд в течение месяца с момента истечения такого срока.
Если же законом не предусмотрен досудебный порядок или отсутствует орган, рассматривающий жалобу, иск подается в течение одного месяца со дня вручения административного акта или с момента доведения до сведения гражданина или юридического лица.
Бремя доказывания по иску о принуждении несёт:
- административный орган в части фактов, ставших основанием для отказа в принятии испрашиваемого административного акта;
- гражданин или юридическое лицо в части фактов, которыми обосновывается принятие благоприятного для него административного акта.
Если ответчик ссылается на наличие фактических условий, исключающих вынесение в конкретном случае желаемого истцом административного акта, обязанность по доказыванию таких условий лежит на данном ответчике.
В свою очередь истец по административному делу в соответствии со своими правовыми возможностями обязан участвовать в собирании доказательств, что означает те документы, которые находятся у него, он самостоятельно должен представить суду. Более того, истец обязан доказать время, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов, а также при наличии размер понесенных убытков.
По итогам рассмотрения административного дела суд возлагает на административный орган обязательство принять административный акт, если непринятие административного акта, являющееся результатом отказа от вынесения административного акта либо бездействия ответчика, противоречит закону или послужило причиной нарушения прав, свобод и законных интересов истца.
Кроме того, суд вправе наложить на ответчика обязанность не принимать обременяющий административный акт.
При этом, суд в решении может определить содержание и срок принятия административного акта, а также иные имеющие существенное значение для административного дела обстоятельства, за исключением разрешения вопросов целесообразности. Фактически такое решение суда заменяет административный акт до его принятия, тем самым снимается пробел в сложившихся правоотношениях.
В случае невозможности вынесения конкретного решения об удовлетворении требований истца при наличии административного усмотрения суд возлагает на ответчика обязательство о принятии с учетом правовой позиции суда соответствующего административного акта в пользу истца, чем разрешается по существу возникший публично-правовой спор.
Мирас Сатыбалдин
Председатель Специализированного межрайонного военного суда по уголовным делам