Административный иск о признании
С 1 июля 2021 года вводится в действие Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан. Данный нормативный правовой акт регулирует публично-правовые отношения, возникающие между гражданином или организацией и административным органом.
Законодателем предусмотрена возможность предъявления следующих видов исков:
1) иск об оспаривании;
2) иск о принуждении;
3) иск о совершении действия;
4) иск о признании.
В данной статье разберём иск о признании.
Особенностью данного иска заключается то, что гражданин или юридическое лицо подаёт иск о признании, желая признать наличие или отсутствие какого-либо публично-правового правоотношения, если он не может подать иск в другой форме, то есть когда такие требования не подпадают под иные разновидности административных исков: иск об оспаривании, иск о принуждении, иск о совершении действия.
Дополнительно по иску о признании истец может также потребовать признать обременяющий административный акт, не имеющий больше юридической силы, незаконным.
Под обременяющим административным актом понимается акт, отказывающий в реализации, ограничивающий, прекращающий право участника административной процедуры или возлагающий на него обязанность, а также иным образом ухудшающий его положение.
Кроме того, иск о признании может быть подан в случае достаточной заинтересованности истца в установлении данных отношений в кратчайшие сроки. Интерес истца в установлении правоотношений может иметь правовой, моральный или материальный характер.
Бремя доказывания по иску о признании возлагается:
- на гражданина или юридическое лицо в части фактов, подтверждающих наличие или отсутствие какого-либо правоотношения;
- на административный орган в части фактов, обосновывающих правомерность обременяющего административного акта, не имеющего больше юридической силы, а также какого-либо совершенного действия (бездействия).
Более того, истец обязан доказать время, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов, а также при наличии размер понесенных убытков.
Иск о признании может предъявляться в суд в течение пяти лет с момента возникновения соответствующего публично-правового правоотношения.
Требование о признании обременяющего административного акта, не имеющего больше юридической силы, незаконным может быть заявлено в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении данным актом его прав, свобод и законных интересов.
По результатам рассмотрения административного дела при удовлетворении иска о признании суд признает наличие или отсутствие какого-либо публично-правового правоотношения или его содержание, если такие требования были заявлены как самостоятельные.
Также суд вправе признать обременяющий административный акт, не имеющим больше юридической силы, незаконным, если иск о признании является обоснованным и законным, а признание данного обстоятельства является необходимым для восстановления нарушенных прав истца.
Более того, суд также вправе по требованию истца признать незаконным обременяющий административный акт, если он уже отменен или его действие утратило силу иным способом, в том числе в какой-либо его части.
Мирас Сатыбалдин
Председатель Специализированного межрайонного военного суда по уголовным делам