Ответственность за нарушение антимопонольного законодательства
В практике Специализированного межрайонного административного суда города Нур-Султана нередко встречаются случаи нарушения антимонопольного законодательства, причиной которых является незнание либо неправильное толкование действующего законодательства.
Город Нур-Султан - молодой и быстро развивающийся мегаполис, в котором на постоянной основе реализуются жилищные программы, построено множество новых жилищных комплексов, нуждающихся в правильном, с юридической точки зрения, обслуживании.
Зачастую, из-за невозможности подключиться к центральным сетям города, многие жилищные комплексы временно создают собственные системы коммуникации, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность жилищного комплекса и проживание в нем жильцов.
К таким, к примеру, относятся автономные системы отопления, устанавливаемые с целью оказания услуг теплоснабжения и подогрева горячей воды, посредством обслуживания газовых котельных установок, находящихся на территории комплекса.
Именно в такой ситуации возникает ряд вопросов, требующих законодательного разрешения.
Как правило, в таких случаях пользователи автономных систем не представляют заявление и документы в уполномоченный орган, информацию о включении в Государственный регистр на субъектов естественных монополий в течение пятнадцати календарных дней со дня начала осуществления данной деятельности, что является нарушением законодательства о естесвенных монополиях.
Любое предприятие, не состоящее в местном разделе государственного реестра субъектов естественных монополий, своевременное не обратившееся в уполномоченный орган за утверждением тарифов с момента начала такой деятельности, не вправе оказывать названные услуги.
В конечном итоге, это приводит к тому, что управляющая организация жилищного комплекса подвергается административной ответственности по статье 164 КоАП за нарушение антимонопольного законодательства.
В частности, часть 3 статьи 164 КоАП предусматривает ответственность за непредоставление лицами, осуществляющими деятельность, отнесенную к сфере естественной монополии, в уполномоченный орган заявления и документов, информации о включении в Государственный регистр на субъектов естественных монополий в течение пятнадцати календарных дней со дня начала осуществления данной деятельности в порядке, установленном законодательством о естественных монополиях.
Данные действия влекут штраф в размере ста процентов от суммы дохода (выручки), полученного в результате совершения административного правонарушения.
И в этом случае, под 100% понимается весь доход, полученный от такой деятельности, в которую, к сожалению многих, не включается расходная часть.
При этом следует отметить, что санкция части 3 статьи 164 КоАП является безальтернативной, а значит, не предусматривает возможности ее изменения, к примеру, в части снижения суммы назначаемого штрафа на тридцать процентов.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 5 Закона «О естественных монополиях» (далее-Закон) предписано, что к сферам естественных монополий в Республике Казахстан относятся регулируемые услуги: по производству, передаче, распределению и (или) снабжению тепловой энергией, за исключением тепловой энергии, выработанной с использованием тепла грунта, грунтовых вод, рек, водоемов, сбросной воды промышленных предприятий и электростанций, канализационно-очистных сооружений.
Подпункт 1 пункта 2 статьи 26 этого же Закона обязывает такого субъекта естественной монополии обратиться в уполномоченный орган с заявкой в соответствии с настоящим Законом, поэтому обращение в уполномоченный орган является не правом субъекта, а его обязанностью урегулировать данные услуги в уполномоченном органе.
В заключении полагаю, что знание положений Закона РК «О естественных монополиях» убережет многих субъектов рынка от нежелательной административной ответственности, а соответственно, от многомиллионных штрафных санкций.
Судья Асия Дощанова