Гендерное неравенство в Казахстане и как с этим борется государство
По последним подсчетам доля женщин среди политических государственных служащих составляет около 12%, а депутатский мандат имеет всего пятая часть из всех женщин, представленных на политическом олимпе.
Индекс гендерных социальных норм (GSNI) программы развития ООН (ПРООН) показывает неутешительную статистику, согласно которой предрассудки по отношению к женщинам имеет 96% общества.
Данный индекс ООН позволяет определить, насколько существующие в обществе гендерные предрассудки и стереотипы мешают женщинам добиваться успехов в политике, на рынке труда и в образовании. На основе индекса проанализированы данные 75 стран с охватом 80% глобального населения.
«Стеклянный потолок» - метафора, придуманная феминистами, обозначающая невидимую преграду для слоя общества, выше установленную иерархию которого невозможно пересечь из-за человеческих предрассудков. Результаты весьма плачевные и наглядно показывающие, что данный барьер уже совсем не стеклянный в нашей стране.
«Несмотря на достигнутый прогресс в сокращении гендерного неравенства, в Казахстане 96% населения все еще имеют предубеждения в отношении женщин, анализ которых позволяет понять те невидимые барьеры, c которыми сталкиваются женщины в профессиональной и личной жизни для достижения равенства», - отметил постоянный представитель ПРООН в Казахстане Якуп Бериш.
Согласно данным последнего доклада о человеческом развитии ООН, гендерный паритет в Казахстане постепенно увеличивается в части базового неравенства в таких сферах, как образование и здравоохранение. Но в политике заметна стагнация сохраняющая курс на стабильность.
Первое гендерное неравенство представлено в парламенте страны, где женщины составляют около 30% от общего числа депутатов. Также женщины в стране обделены в оплате труда. Только за 2018-2021 гг. разрыв между зарплатами мужчин и женщин составлял внушительные 35%. Даже в ситуациях равноценной значимости занимаемых должностей, женщины в Казахстане в среднем выполняют в два раза больше домашней работы по дому, чем мужчины.
В прочем определенные шаги на встречу сокращения гендерных разрывов все же делается. Например, представленные около 30% женщин с депутатским мандатом в Парламенте РК, достижение законодательной инициативы Президента К.К. Токаева, установившего данное требование для всех партий. Это не глобальный уровень, но намного лучше, чем аналогичные ситуации в странах СНГ.
На текущий момент уровень разрыва в заработных платах все еще сохраняется, но идет постепенная индексация заработных плат для женщин, а также принятие новых социальных норм для поддержания женщин, многодетных матерей и в целом семейных пар. К чему приведут новые реформы власти покажет время.
Сергей Петров