Более 6 000 работников легкой промышленности могут остаться без работы
Министерство оборонной и аэрокосмической промышленности отклонило объединение юридических лиц (Консорциум) в качестве исполнителей государственного оборонного заказа (ГОЗ) в проекте нового закона «Об оборонной промышленности и государственном оборонном заказе». Таким образом, министерство, зная положительную практику работы консорциумов в системе ГОЗ с 2016 года, игнорирует модель межзаводской кооперации бизнеса, ущемляет законное право бизнеса на объединение для решения комплексных государственных задач, что ставит под угрозу эффективную производственную деятельность всей отрасли легкой промышленности.
Мажилис уже одобрил документ, и в ближайшее время его направят на рассмотрение в Сенат. Разработчиком законопроекта является Министерство оборонной и аэрокосмической промышленности (МОАП).
"Исключение "объединений юридических лиц" из участников оборонного заказа фактически закрывает гарантированный доступ для отечественных производителей сырья в оборонный заказ, что является для последних единственной возможностью получения стабильной работы и плановой загрузки производства. Эти действия разработчика способствуют снижению доли местного содержания в продукции оборонного заказа и увеличению импортозависимости Казахстана", – заявила председатель исполнительного совета консорциума отечественных производителей "Жасампаз" Гульмира Уахитова на пресс-конференции в Астане.
По мнению членов консорциума "Жасампаз", нововведение "приведёт к закрытию более 40 предприятий обрабатывающего сектора и существенно сократит количество работников".
"А это более 6000 человек из 13 регионов страны. Почти 90% из этого числа – женщины, некоторые из которых единственные кормилицы в семье", – написали в пресс-релизе консорциума.
Исполнительный директор союза обрабатывающей промышленности Адилбек Бектибаев рассказал журналистам, что изначально вокруг этой нормы шли жаркие дебаты в Парламенте.
"МОАП было категорически против участия консорциумов (в гособоронном заказе. – Авт.). Веских оснований, почему нельзя участвовать консорциумам, они не представили. Депутаты согласились с нашей позицией и внесли поправки, в результате которых участие консорциумов в гособоронзаказе стало возможным. На предпоследнем заседании какие-то поправки уже были приняты, некоторые были на обсуждении. Приходим 12 декабря, открываем таблицу на рабочей группе – ни одной поправки нет, консорциумов больше нет. Никаких объяснений не было, почему были сняты", – рассказал он.
Адилбек Бектибаев сказал, что внутренний рынок сбыта у отечественных производителей небольшой, и конкурировать там сложно. Но развитие отечественного производства частично решает вопросы государства по созданию рабочих мест. Однако если законопроект в таком виде примут сенаторы, и он вступит в силу, действующий консорциум распустится. А гособоронзаказ будет дробиться между предприятиями. Это, по его мнению, повлияет на качество конечного продукта.
"Допустим, есть 50 предприятий, ежегодно объём (госзаказа. – Авт.) – 10 млрд тенге. Не более 200 млн получит одно предприятие. Каждое, имея небольшой объём, будет стараться максимально завысить прибыть. Это ведь бизнес. Зачем покупать наше сырьё чуть дороже? Они будут покупать за границей более дешёвые ткани, и пойдёт отток капитала туда. Пойдёт сокращение производства и рабочих мест. Этого всего не будет. Ни одно нормальное предприятие не будет в убыток инвестировать на расширение или модернизацию, если нет гарантированного сбыта", – уверен Адилбек Бектибаев.
Это, по его мнению, приведёт к стагнации отрасли.
"Я не говорю, что от одного гособоронзаказа зависит вся отрасль. Это одна из возможностей, когда без дополнительных средств можно было бы лёгкой промышленности развиться и при этом полностью одеть наши силовые структуры в нашу одежду", – отметил он.
Заместитель директора Института современного права Бауыржан Курманбаев считает, что казахстанские чиновники "существуют в параллельной реальности", а в разработке законопроектов руководствуются своими "узковедомственными интересами".
"Глава государства несколько раз говорил: поддерживайте обрабатывающую промышленность. Наши чиновники на все эти вещи закрывают глаза, уши. Этот законопроект – наглядный пример. Разрабатывает МОАП его под себя. Принятие законов, на мой взгляд, осуществляется без должной научной, правовой, социальной проработки. Отрасль только начинает дышать, встаёт с колен. При этом отдельное министерство создаёт такие условия, чтобы она не поднималась, не развивалась и не приносила пользу для национальной экономики нашей страны", – сказал он.
Бауыржан Курманбаев отметил, что зачастую чиновники и депутаты меняют недавно принятые законопроекты. В пример он привёл закон о госзакупках, который приняли 4 декабря 2015 года. В 2016 году в него вносили изменения четыре раза. В 2017 году – шесть раз, в 2018 году – четыре раза. Всего за три года в него внесли изменения и дополнения 14 раз. Предпринимательский кодекс приняли 20 октября 2015 года. На сегодня в него вносили изменения и дополнения уже 28 раз.
Советник президента Союза производителей продукции лёгкой промышленности Батырбек Аубакиров сообщил, что в отрасли сейчас трудится более 12 тысяч человек, большая часть из которых – женщины.
"Активно действующих предприятий 984, из них 80% – это малый и средний бизнес. Объём производства продукции за январь-октябрь этого года составил 76 млрд тенге, что в номинальном выражении на 3,2% выше по отношению к 2017 году", – сказал Батырбек Аубакиров.
В январе 2018 года консорциум уже заявлял об угрозе закрытия 44 предприятий из-за срыва сделки с АО "НК "Казахстан Инжиниринг". Однако позже Нацкомпания отменила решение расторгнуть контракт с отечественными производителями.
Пресс-служба Консорциума "Жасампаз"