Дальнейшая гуманизация административно-деликтного законодательства
План нации «100 шагов» по реализации пяти институциональных реформ, как заявил Глава государства, - это реформы и казахстанский ответ на глобальные и внутренние вызовы и одновременно план по вхождению в 30 развитых государств в новых исторических условиях.
По поручению Главы государства неоднократно проводились заседания Совета по правовой политике при Президенте Республики Казахстан, в ходе которых было принято решение о дальнейшей гуманизации административно-деликтного законодательства.
В этой связи, Правительством Республики Казахстан обсуждался вопрос о внесении поправок в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее – КоАП) в части: а) расширения сферы действия института сокращенного административного производства, позволяющего в семидневный срок оплатить 50% от суммы административного штрафа, распространив его на статьи КоАП, санкциями которых предусмотрена возможность применения альтернативного взыскания в виде предупреждения или штрафа; субъектов административных правонарушений в лице несовершеннолетних, должностных лиц и юридических лиц; категории правонарушений, выявляемых посредством использования специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме (предписаний); б) распространения нормы КоАП, позволяющей судье, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении в отношении должностных и юридических лиц, при наличии смягчающих обстоятельств сократить сумму штрафа до 30%; в) пересмотра санкций статей КоАП на предмет снижения размеров установленных штрафов, а также расширения возможности применения взыскания в виде предупреждения; г) закрепления нормы, в соответствии с которой при совершении правонарушения впервые и отсутствии отягчающих обстоятельств, предупреждение будет применяться в обязательном порядке, в тех составах, где предусмотрено альтернативное взыскание в виде предупреждения или штрафа; д) установления возможности досрочного возобновления деятельности правонарушителя, действия приостановленного у него разрешения в случае устранения нарушений, явившихся основаниями для такого приостановления; е) при совершении административного правонарушения субъектами предпринимательства установления возможности лишения, приостановления у них действия не всего разрешительного документа, а только отдельных видов (подвидов) деятельности либо действий (операций), на осуществление которых такой документ был выдан; ж) восстановления института освобождения от административной ответственности лиц при малозначительности совершенного деяния, распространив его в том числе на правонарушения, за которые предусмотрено взыскание в виде предупреждения, что позволит в последующем, при решении вопроса о повторности совершения деяния, считать освобожденное лицо ранее не подвергавшимся административному взысканию.
Кроме того, на сегодняшний день, в рамках гуманизации административно-деликтного законодательства прорабатывается вопрос о признании целесообразным введения практики проведения обязательной разъяснительной работы по вопросам применения норм КоАП, в том числе с возможной раздачей специальных памяток и рекомендаций, содержащих информацию о последствиях совершенного деяния, необходимости строгого соблюдения законности, размера штрафа, который последует в случае повторного нарушения установленного правопорядка и иную информацию, способствующую воспитанию у граждан правовой культуры и уважения к требований закона.
Также необходимо отметить, что судьями, представителями государственных, правоохранительных органов обсуждается вопрос дальнейшего сокращения круга общественных отношений, охраняемых КоАП, и соответственно, числа составов административных правонарушений в целях снижения административного давления на субъекты предпринимательства, граждан и организаций.
В этой связи, в соответствии с Концептуальным планом законотворческой работы на 2016-2021 годы, были внесены изменения и дополнения в КоАП.
Основанием к этому является поручение Главы государства от 27 апреля 2015 года, в рамках которого отмечалось, что для предупреждения правонарушений необходимо максимально увеличить профилактическое направление отраслевого законодательства, а не усиливать административные взыскания.
В связи с чем, на сегодняшний день, законодатель должен быть направлен на решение следующих основных задач: дальнейшую гуманизацию административно-деликтного законодательства; систематизацию административно-процессуальных норм; совершенствование отдельных административно-правовых и процессуальных институтов.
В целом, считаем, что дальнейшая гуманизация административно-деликтного законодательства в Республике Казахстан должна обеспечить новый уровень степени защиты прав и свобод человека, интересов общества и государства.
М.С. Башимов
Профессор, доктор юридических наук