Гуманизация правовой политики как результат справедливого правосудия
Принятая в далеком 2002 году Концепция правовой политики Республики Казахстан на период до 2020 года обозначила основные направления развития правовой системы страны. Безусловно, основоплагающий документ за это время претерпел множество изменений (третья волна) в связи с требованиями времени. Приняты немало законодательных актов, которые предопределили поступательное развитие государственных и общественных институтов, в свою очередь послужившие основой для устойчивого социально-экономического развития Казахстана.
За годы реализации Концепции удалось существенно обновить основные виды отраслей национального законодательства, буквально все сферы жизнедеятельности человека, начиная конституционного, административного, гражданского, банковского, налогового, финансового, таможенного, экологического, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательств. Как можно заметить, изменения коснулись всех сфер жизнедеятельности человека, а значит всеми возможными методами и способами население информировалось о принимаемых в стране мерах по качестенному улучшению правовой системы.
Таким образом можно с полной уверенностью сказать, что нормотворческий процесс удалось вывести на новый качественный уровень путем достижения спланированности, осуществления научной экспертизы всех нормативно-правовых актов и обеспечения финансирования всех принимаемых законов.
В период с 2000 по 2010 годы в Казахстане приняты основополагающие принципы казахстанской модели устройства путем принятия соответствующего Закона "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан". О них более полно также было доведено до населения путем информирования не только через организации круглых столов, семинаров на всех уровнях ветвей власти, но и посредством брифингов и пресс-конференции для СМИ, специальных программ, репортажей, наглядных информационных мтериалов, отчетных встреч с населением первых руководителей соответствующих госорганов и подведомственных организаий, где доходчиво разъяснялись все реализуемые в рамках Концепии нюансы правовой политкии РК.
Население получило досканальную информацию и о ходе конституционной реформы по существенному повышению значения Палат Парламента. Ведь отныне на Мажилис и Сенат возлагаются еще больше ответственности за состояние дел в стране.
Активно развиваются институты гражданского общества, вместе с тем взаимоотношение государства и общества приведены в соответствующее русло развития, благодаря снятым определенным запретам и ограничениям еще более тесно государство стало взаимодействовать с общественными институтами. Усиливается роль представителей местной власти с передачей им многих функции госорганов. Все эти поступательные качественные изменения направлены на удовлетворение внутренних потребностей Казахстана. То есть ведутся работы по активному вовлечению населения в процессы государственного обустройства и управления их механизмами, реализации принципов меритократии. Активная часть населения не только получает полную информацию, но активно вовлекается в процесс взаимодействия с госорганами, отстаивая и реализуя свои гражданские права и делигируя своих представителей через обществнные институты.
Новый импульс развития получила судебно-правовая реформ. Она стала еще более независимой, а смертная казнь ограничена террористическими преступлениями, а также особо тяжкими преступлениями, совершенными в военное время. Одним словом, в условиях нашей страны это означает фактическую отмену данного вида наказания. Отныне санкции на арест выдает не прокуратура, а суд. Все предпринимаемые меры в итоге направлены на дальнейшую демократизацию институтов государства и общества. Суды таким образом в глазах народа постепенно реабилитирует былую славу беспристрантности при отправлении правосудия. Люди ищут правду теперь не только у журналистов, депутатов и Президента, а возвращаются защищать и отстаивать свои права в залах судов, появляется уверенность в верховенстве закона и возвращается доверие к власти как к определителю справедливости.
Как было сказано выше, постоянные новые вызовы времени, изменения, происходящие в мире, бесконечные процессы глобализации требуют постоянного процесса совершениствования нормотворческой и правоприменительной деятельности.
Амбициозные цели и задачи по вхождению Казахстана к 2050 году в число 30 самых развитых государств мира предъявляют высокие требования к национальной правовой системе, требуя постоянно повышения качества жизни человека, общества и укрепления государственности.
А потому отечественная правовая система должна доказать свою жизнеспособность и конкурентноспособность в вопросах простоты применения и надежности защиты прав с законодательством развитых стран мира. Известно, что именно удобная в применении правовая система привлекает внимание бизнеса. Казахстанская правовая ситема должна быть максимально приближена не только к нуждам своих граждан, но и отвечать интересам иностранных инвесторов. Это тоже очень важно. Все новшества, которые делают пребывание иностранцев в Казахстане максимально удобными и комфортными, должны быть немедленно доведены до потенциальных иностранных инвесторов, готовые на немалые капиталовложения. А поэтому отечественная правовая система будет и дальше стремиться приблизиться к общемировым стандартам и заимствовать успешные мировые опыты, которые доказали свою эффективность и практичность, с тем, чтобы составить конкуренцию развитым странам мира в вопросах удобства применения и надежности защиты прав.
Параллельно ведутся работы по введению международных стандартов оценки нормативных правовых актов, что также должно позволить учитывать интересы гражданского обществаа и государства, обеспечивать прозрачность, эффективность, экономичность и рациональность норм права.
Сейчас активно ведутся работы в разрезе отраслей законодательства. В частности устаревшие и дублирующие друг друга нормы постепенно смещаются.
В рамках проводимых комплексных мер по усовершенствованию правовой политики пристальное внимание уделяется постоянному мониторингу в части прогнозно-аналитического обеспечения нормотворческой деятельности и доскональному анализу их применения. Ведь как показывает практика, широкое применение социологических методов позволяет максимально учитывать мнение общества в ходе реализации правовой политики. А учет мнения общества напрямую указывает на учет мнения каждого гражданина Казахстана в частности, то есть можно наблюдать ответную реакцию населения на любые принимаемые изменения и решения, то есть происходит тесный консилидированный процесс.
Данная мера должна позволить создать регулируемую и предсказуемую систему, которая бы на практике отражала абсолютно все этапы деятельности по каждому акту по отдельности начиная от разработки и принятия, до применения, внесения изменений и дополнений, а также признания утратившим силу либо разработку нового акта.
Бурный экономический рост и развитие предпринимательства в стране привели к формированию соответствующего законодательства, которое явилось правовой фундаментальной базой системных экономических реформ.
Для максимального облегчения и доступности применения для бизнеса законов в экономической сфере привело к тому, что был принят соответствующий Кодекс, который регламентирует предпринимательскую деятельность.
В любом правовом обществе реализация определенных значимых интересов осуществляется через механизм лоббирования в законотворческом процессе. Напрашивается вывод, что необходимо легализовать и регламентировать отношения, связанные с пропагандой разработки, обсуждения и принятия Парламентом проектов законов.
Необходимо и дальше привлекать к нормотворческой деятельности представителей общественности, НПО, представляющие интересы среднего и малого бизнеса, то есть наших сограждан.
Безусловно перспективы совершенствования механизмов правового регулирования во многом связаны с широким внедрением информационных технологий, а значит есть потребность в постоянном совершенствовании и повышении уровня юридической техники, которая определяет качество нормативных правовых актов и в целом уровень культуры работы с документами в госаппарате.
Иными словами, сформированная база «электронного правительства», единый банк данных нормативных правовых актов «Адилет» являются существенным шагом на пути в информатизации национального права.
В этом свете, как говорилось выше, совершенствование законов – процесс непрерывный. Если посмотреть на изменения, которые имеют в системе модернизации процессуальных основ правоохранительной деятельности, то четко видно, как идет процесс «очеловечения» сферы.
В частности новый законопроект становится более гуманным по отношению к гражданам, а все дела постепенно и поступательно переводятся в электронный формат, усиливается прокурорский контроль, а внедряемая новая IT-система должна способствовать облегчению работы как следователя, так и прокурора и судьи. Все это ведет в итоге к полной автоматизации, то есть прозрачности правоохранительной деятельности, что в итоге должна стать барьером на пути к коррупции. То есть еще один огромный шаг к завоеванию доверия населения.
В новом законопроекте определены пять важных направления и в конечном итоге все они направлены на гуманизацию – справедливое правосудие, экономичность правоохранительной системы и так далее.
Как в один голос твердят сами специалисты, данные новшества не новы в мировой практике, особенно в странах ОЭСР. В разработке законопроекта активное участие принимало и адвокатское сообщество Казахстана, то есть состоялось массовое вовлечение к обсуждению важного закона страны. Благодаря настойчивости представителей общественности удалось сократить задержание гражданина без санкции суда с 72 часов до 48. Существенно расширены полномочия адвокатов. Все ясно и четко понимают, что какие бы фундаментальные не были принимаемые изменения в законодательство, через некоторое время придеться вернуться к вопросу совершенствования процессуальных основ правоохранительной системы с учетом уже новых вызовов времени.
А совершенствование законов, как было уже сказано выше, – процесс постоянный и в этом абсолютно нет ничего предосудительного. Все изменеиия происходят, в первую очередь, с активным участием населения. Ведь весь норматворческий процесс нацелен на гуманизацию, то есть для людей. Не наказать, а помочь. Не навредить, а предупредить.
Как сообщалось ранее, за прошедшие годы в рамках реализации правовой реформы проделана значительная работа по совершенствованию уголовно-исполнительной системы, в том числе процедура передачи исправительных учреждений и следственных изоляторов из МВД в ведение Минюста. Данный шаг, безусловно, является важным поворотом в деле гуманизации уголовной и уголовно-исполнительной политики и выводит Казахстан в лидеры по реформированию пенитенциарной системы в Центрально Азиатском регионе.
В рамках Программы дальнейшего развития уголовно-исполнительной системы модернизированы работы по управлению уголовно-исполнительной системы и улучшению условий содержания лиц в учреждениях УИС, повышению эффективности исполнения уголовных наказаний, обеспечению трудовой занятости осужденных.
С целью общественного контроля за обеспечением прав осужденных с начала 2000-ых годов во всех регионах страны внедрены общественные наблюдательные комиссии, созданные по инициативе НПО, что также делает работу отрасли более прозрачной. Также осужденным предоставляется возможность выполнять свои религиозные обряды. А общеобразовательное обучение обеспечивает неразрывную связь с системой образования в стране, предоставляя осужденным возможность дальнейшего получения образования после освобождения. Это дает возможность возвращению в общество полноценных граждан с соответствующей психологической адаптацией. Для этого во всех учреждениях УИС специально введены должности психологов.
Специалисты уверены, что реализация всех основных направлений национального законодательства позволят создать все необходимые условия гражданского общества. А реализация законодательства в свою очередь зависит от конструктивного взаимодействия государственных органов всех ветвей власти.
Своевременное принятие новой редакции Уголовного Кодекса не смогло не сказаться благотворно и на содержательной части Кодекса об административных правонарушениях. Введено новое понятие, как «уголовный проступок», представляющий собой промежуточное звено между административным правонарушением и преступлением.
Все эти принимаемые меры по усовершенствованию правоприменительной системы активно и на постоянной основе озвучиваются и доводятся до широких слоев населения через встречи, круглые столы, пресс-конференции для СМИ.
Ведь самая главная цель проведения реформ и процесов модернизации в правоохранительной сфере – повышение чувства защищенности граждан, обеспечение не только прозрачности уголовного процесса, но снижаение его репрессивности и карательности. Когда законы понятны населению, появляется доверие со стороны граждан к правоохрранительным органам. Когда нет волокиты, обеспечивается экономичность процесса и исключаются дублирующие функции, развязываются руки адвокатов и расширяется судебный контроль – люди начинают постепенно осозновать, что защита прав граждан усиливается, что органы не нацелены наказать стороны, а разрешить конфликты до суда, внедрив системы медиаторства, не доведя дело до нелециприятных разборок в суде.
И люди, самое главное, должны понимать и укрепиться в вере, что подозреваемый это не виновный человек, гражданин имеет полное право на конфиденциальность и возмещение необоснованного морального и физического ущерба. А самое главное, что все прнимаемые изменения в национальной правовой системе должны максимально сблизить отечественные стандарты к межднуродным. Это общемировая практика. Такое соответствующее поручение Гава государства давал на открытии Парламентской сессии 2017 года.
Как было уже сказано, основной акцент в Концепции делается на развитие правозащитных институтов. В этом смысле важную роль играет адвокатура, являющаяся основой системы оказания гражданам юридической и правовой помощи. Ведь каждый гражданин по Конституции имеет право на получение адвокатской помощи, а это является главным условием и гарантией доступа к правосудию. Концепция предусматривает также необходимость доступности адвокатской помощи лицам с низким уровнем доходов, а также решение проблемы неравномерности обеспечения адвокатскими услугами в городской и сельской местностях.
Как рапортуют специалисты отрасли, в процессе разработки норм законопроекта были учтены передовые мировые практики и направлены на реализацию состоявшейся в этом году конституционной реформы и Плана нации. Как прогрессивный закон, как его называют, он должен позволить Казахстану укрепить институты правового государства, в котором высшими ценностями определены человек, его жизнь, права и свободы, каким их провозгласила главный закон страны - Конституция.
Ведь нельзя забывать, что при любом демократическом устройстве права и свободы граждан, а также их обязанности являются показателем его зрелости и цивилизованности. А значит защита прав и свобод граждан от любых необоснованных посягательств – первостепенная задача правовой системы страны, в частности совершенствования деятельности органов, от которых зависят результаты проводимой работы.
Именно в этом свете в Казахстане получило поддержку развитие правозащитного института как Омбудсмен, который призван уделять внимание развитию законодательства о правах человека, в первую очередь о правах лиц, попавших в сферу уголовного процесса.
Вообще в новой Концепции правовой политики определяются стратегические направления дальнейшего совершенствования всех отраслей отечественного права, правоохранительной и судебной систем, а также правовых основ внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности. Безусловно, поэтапная поступательная реализация основных положений Концепции являются основой построения в Казахстане правового государства.
Рауан Аргын
10 комментария