Жизнь ребенка – самое ценное!
Нетипичное поведение подростка родители нередко связывают с пубертатным периодом, однако бывает, что перемена настроения сигнализирует об эмоциональном стрессе, который в затяжной фазе может привести к плачевным ситуациям. Поэтому многие казахстанские психологи настоятельно рекомендуют папам и мамам внимательно следить за детьми и уметь отличать тревожные сигналы от сиюминутного перепада настроения. В интервью с директором департамента мониторинга и диагностики уровня благополучия детей Национального научно-практического института благополучия детей «Өркен», кандидата педагогических наук Марьям Кахармановной Таиповой мы поднимаем важную для казахстанского общества тему – профилактика суицидального поведения.
– Какие факторы чаще всего влияют на развитие суицидального поведения у подростков? Какую роль играют соцсети и кибербуллинг?
– Причины могут быть очень разными, но есть группы факторов, которые особенно опасны. Это, к примеру, внутренние переживания: депрессия, тревога, неуверенность в себе; семейные проблемы: постоянные конфликты, холод, насилие, непонимание; сложности в школе: буллинг, плохие оценки, ощущение одиночества. И, конечно, интернет. Соцсети – это не только общение, но и место, где ребенок может столкнуться с травлей, сравнивать себя с другими и чувствовать себя хуже.
Кибербуллинг особенно опасен. Его жертва чувствует, что от него не спрятаться. Ведь форма такой травли происходит не только в школе, но и дома, через телефон, круглосуточно.
Вот ситуация в школе. У одного мальчика из 7 класса начался кибербуллинг: в чате одноклассники писали оскорбления, высмеивали его ответы на уроках, называли «ботаном» и «слишком правильным». Он стал раздражительным, начал прогуливать школу, подолгу зависал за играми, отказывался от семейных разговоров. Родители сначала думали, что это просто «переходный возраст», но потом учитель заметил, что он избегает одноклассников, не выходит на переменах. Подключили школьного психолога, поговорили с родителями и детьми в классе. Ситуацию удалось разрядить, но сам мальчик признался: «Я не знал, к кому идти. Думал, что всем все равно». Этот ответ, может говорит о внутреннем эмоциональном состоянии ребенка и требует работы с педагогом-психологом.
– Какие ранние признаки могут указывать на суицидальные мысли у ребенка или подростка? Как родителям научиться их распознавать?
– Когда ребенок или подросток переживает внутренний кризис, это редко проходит незаметно. Родители могут обратить внимание на такие тревожные сигналы. Например, ребенок становится замкнутым, уходит в себя, избегает общения; теряет интерес к любимым занятиям; становится агрессивным или, наоборот, слишком тихим, печальным; может говорить что-то вроде: «Я всем надоел», «Никому нет дела до меня», «Лучше бы меня не было»; меняется аппетит и сон (либо спит постоянно, либо почти не спит, теряет или набирает вес); начинает отдаляться от друзей, отказывается от помощи; иногда дети дарят свои любимые вещи, как будто прощаются, или пишут тревожные посты в соцсетях.
Родителям важно быть рядом, создать маленькие семейные ритуалы, например, семейные ужины и поддерживающие разговоры. Интересоваться, как прошел день, что тревожит. В семье должна быть обстановка, где чадо может рассказать о своих переживаниях и доверится взрослому, знать, что его не накажут, не осудят, а помогут.
В практике был случай: девочка из 9 класса всегда была активной, ходила на танцы, общалась с подругами. Но за последний месяц стала отказываться от кружков, перестала встречаться с друзьями, все больше сидела в комнате. Мама сначала подумала, что это просто подростковое «настроение», но оказалось, что дочка переживала сильный стресс после ссоры с близкой подругой и плохих оценок.
– Как говорить с подростком, если есть подозрение, что он переживает серьезный кризис?
– Главное – не бояться разговора. Такие темы не наводят на мысль о суициде, а, наоборот, могут спасти. Разговор можно начать так: «Я замечаю, что ты изменился. Мне важно понять, как ты себя чувствуешь». Если есть серьезные подозрения, можно прямо спросить: «Ты когда-нибудь думал о том, чтобы причинить себе вред?».Очень важно дать понять: «Я рядом. Ты не один. Мы найдем выход». Не стоит говорить: «Да брось, все пройдет», так как подростку может казаться, что его не слышат. Лучше сказать: «Я вижу, как тебе трудно. Это не глупости». И, конечно, следует предложить помощь: «Давай вместе найдем специалиста, с которым ты сможешь поговорить». Если риск высокий, то действовать нужно сразу. Обратиться к школьному психологу, врачу, в кризисный центр.
Бывает, подросток сам не может сказать: «Мне плохо». Например, мама увидела, что сын все чаще запирается в комнате, перестал играть в футбол и как-то пробросил фразу: «Жить тяжело». Она подошла к нему вечером и сказала: «Я очень за тебя волнуюсь. Ты мне дорог, и я вижу, что тебе тяжело. Давай поговорим». Этот разговор стал началом обращения за помощью и спас ситуацию.
– Какова роль школ в вопросах профилактики суицидального поведения учащихся?
– Очень многое зависит от атмосферы в школе. Хорошо, когда в учебных заведениях работают сразу в нескольких направлениях: проводят занятия о том, как справляться со стрессом, как выражать чувства, как просить о помощи; создают среду, где безопасно, где нет места буллингу, где к ребенку относятся с уважением; психологи работают не только с теми, кто уже в трудной ситуации, но и со всеми ребятами для того, чтобы заметить, если кто-то начинает «гаснуть»; обучают учителей тому, как замечать первые сигналы беды. И что очень важно: следует вовлекать самих детей в жизнь школы: проекты, волонтерство, спорт, творчество. Там, где подросток чувствует себя нужным, ему проще пережить трудности.
В нашем казахстанском пилотном проекте профилактики буллинга «ДосболLIKE» основой становится создание благоприятной образовательной среды через включение учащихся в проектную деятельность, где они учатся выстаивать дружеские отношения в школе, решать конфликты, оказывать поддержку младшим.
– С какими заблуждениями чаще всего сталкиваются родители и учителя?
– Есть несколько распространенных мифов, которые могут мешать вовремя помочь. Взрослые говорят: «Он просто манипулирует». На самом деле, если подросток говорит о своих чувствах «на публику», это уже признак боли. И его нельзя игнорировать. Следующее мнение: «У него все есть, чего грустить?». Однако депрессия не зависит от достатка. Это внутреннее состояние, а не реакция на комфорт. Некоторые считают: «Раз говорит – значит, не сделает». Как раз-таки все, наоборот. Часто именно те, кто говорит о самоубийстве, действительно находятся в опасности. Еще один миф: «Лучше не поднимать эту тему, а то вдруг подам идею». Разговор помогает, потому что подросток чувствует, что его слышат и готовы поддержать. Некоторые уверены: «Если уже пытался совершить самоубийство, то больше не будет». К сожалению, это заблуждение. Повторные попытки – реальная угроза. Нельзя расслабляться. Одна учителт говорила про ребенка: «Он просто хочет привлечь внимание». А подросток через неделю оказался в больнице после попытки суицида. Мы потом обсуждали с педагогами: даже если кажется, что ребенок «перегибает», это все равно сигнал. Лучше лишний раз поговорить, чем потом жалеть. В головах педагогов, родителей стержневой мыслью должна быть такая: жизнь ребенка – это самое главное и ценное.
– Спасибо за интервью!
Алия Даурембекова
