Мост между детьми, родителями и специалистами
Проблема суицидального поведения среди обучающихся является одной из самых серьезных и актуальных проблем современного общества, требующей комплексных мер профилактики. Статистика Всемирной организации здравоохранения неумолимо свидетельствует о том, что самоубийства занимают лидирующие позиции среди причин смерти молодых людей в возрасте от 15 до 29 лет. Это не просто цифры в отчетах: за каждой статистической единицей стоит сломанная жизнь, боль близких и невосполнимая утрата. Поэтому профилактика суицидального поведения среди молодежи, а также детей и подростков – абсолютный приоритет для образовательных учреждений, семей и всего общества в целом. В интервью с Председателем Комитета по охране прав детей Министерства просвещения Республики Казахстан Насымжан Жамбековной Оспановой мы обсудили основные вопросы деятельности ведомства по профилактике суицидального поведения среди учащихся.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в Послании 2023 года поручил институционально усилить в образовательных учреждениях службу психологической поддержки, организовать единый телефон доверия и разработать действенную программу помощи жертвам насилия и буллинга. По словам Насымжан Жамбековны, в рамках реализации поставленных задач в стране были созданы Центры психологической поддержки, открытие которых предусмотрено также в Комплексном плане по защите детей от насилия, превенции суицида и обеспечению их прав и благополучия на 2023-2025 годы.
– Центры начали работу с прошлого года. Действуют они в 20 регионах страны. В них оказывают не только психологическую, но и медицинскую, юридическую и социальную поддержки, направленные на укрепление благополучия детей и их семей. Главная особенность Центров заключается в том, что они функционируют согласно единым стандартам, подходам, технологиям, замерам психоэмоционального состояния детей. Главная цель этих центров – создание единой системы психологической службы на местном уровне, направленной на укрепление и сохранение психологического благополучия детей, родителей и педагогов, – говорит глава Комитета по охране прав детей Министерства просвещения РК.
Центры психологической поддержки играют ключевую роль в создании безопасной и поддерживающей образовательной среды, обеспечивая доступ к квалифицированной помощи для педагогов-психологов, родителей и детей. В них организуют тренинги и семинары для повышения квалификации специалистов, а также проводят аттестацию психологов-педагогов, что гарантирует качество предоставляемых услуг. Центры служат центром межведомственного взаимодействия, налаживая сотрудничество между органами внутренних дел, социальными службами и медицинскими учреждениями, что позволяет оперативно реагировать на возникающие проблемы и способствует комплексному подходу к решению задач, с которыми сталкиваются дети и их семьи.
С момента создания в Центры поступило более 250 тысяч обращений как от школьников, так и от взрослых. Из этого количества 149 072 раза позвонили несовершеннолетние, а 97 029 – педагоги и родители детей. Мамы, папы и другие законные представители учащихся чаще всего обращаются за консультациями в вопросах воспитания подрастающего поколения. Педагоги интересуются тем, как правильно взаимодействовать с учениками в реалиях современности, а вот дети прибегают к помощи специалистов по ряду вопросов: трудности в учебе, конфликты с родителями или сверстниками, финансовые проблемы в семье и поиск своего места в жизни, насилие (включая буллинг и домашнее насилие), чувство одиночества и изоляции, неудовлетворенность собственными достижениями и низкая самооценка и другим.
– В рамках деятельности Центров разработаны методические рекомендации по единой модели, в которых подробно описаны задачи, основные направления работы, штатное расписание и должностные инструкции специалистов, а также уделено особое внимание материально-техническому оснащению и интерьерным решениям, – добавляет спикер.
Профилактика суицидального поведения среди обучающихся – это сложная, многогранная задача, требующая усилий всех участников образовательного процесса: педагогов, родителей, психологов, медицинских работников и самих обучающихся. Главное помнить, что сообща и при поддержке специалистов можно уберечь молодых казахстанцев от необдуманных действий.
Алия Даурембекова