Германский опыт административной юстиции важен..
Казахстанская делегация во главе с руководителем рабочей группы Мажилиса по законопроекту об административной юстиции, депутатом, доктором юридических наук, профессором Маратом Башимовым, секретарем рабочей группы Азаматом Нургазиным и членом рабочей группы, ученым в сфере административной юстиции, судьей Суда г. Астаны по гражданским делам Айым Шаяхметовой - знакомятся и обмениваются с опытом работы административной юстиции в Германии, с досудебным урегулированием публично-правовых споров и исполнением правовых актов административных судов, организованным Германским фондом по правовому сотрудничеству (IRZ). У Германии огромный, 150-летний опыт в этой сфере. В Дюссельдорфе прошли встречи в Министерстве юстиции земли Северный Рейн-Вестфалия, с доктором права Андреас Христианс, с руководителями департамента гражданского, публичного и международного права доктором права Христиан Райтемайер, заместителем руководителя департамента гражданского права, публичного права и международных отношений Софией Христманн, LL.M., руководителем подразделения европейского и международного права и международных отношений. Прошло представление Министерства юстиции земли Северная Рейн- Вестфалия и опыта работы по правовой политике в области административной процедуры, а также доклад и экспертная дискуссия по теме «Медиация в административной юрисдикции земли Северный Рейн-Вестфалия» с доктором права Маттиас Келлер, председательствующим судьей административного суда города Аахена.
Очень важная и укрепляющее юридическое сотрудничество встреча прошла с министром юстиции земли Северный Рейн- Вестфалия доктором права Бенджамином Лимбахом, а также экспертные обсуждения по теме «Предварительное производство в административной юрисдикции и финансовой юрисдикции». По процедуре обжалования в административной юрисдикции выступили доктор права Маркус Хан-Лорбер, судья административного суда. По процедуре обжалования в налоговой юрисдикции – доктор права Хайде Даниэльс, Судья налогового суда. По политическим и юридическим аспектам при введении и отмене процедуры обжалования с Бьёрн Баумайстер, министерским советником, начальником отдела юридического и административного права Министерства внутренних дел земли Северный Рейн-Вестфалия.
Очень долго, по сравнению с другими постсоветскими государствами, более 11 лет обсуждалась целесообразность внедрения административной юстиции в Казахстане. Особенно сопротивлялись институты исполнительной власти. Боялись, что сломается авторитет госоргана и граждане начнут требовать восстановления своих нарушенных прав. 9 июня 2020 года Главой государства подписан Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан. С 1 июля 2021 года в стране заработала административная юстиция – институт по рассмотрению публично-правовых споров, где одной из сторон выступает государственный орган, а с другой простой гражданин. В Казахстане публично-правовые споры граждан с государственными органами ранее рассматривались в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса РК общими судами. Например, дело по спору между гражданином и государственным органом, когда гражданин был не согласен с решением (актом) госоргана по переименованию улицы, ранее рассматривалось районным судом общей юрисдикции. Простому гражданину в споре противостоял мощный государственный орган с большими материальными, правовыми и информационными ресурсами, мощным телефонным правом. Стороны спора, естественно, были неравны, и, как правило, выигрывал госорган. Теперь и государственному служащему будет даваться право обращения в суды административной юстиции, чтобы отстаивать свои права. И это важно.
Главный признак административной юстиции – это равное положение сторон в споре, то есть государство и простой гражданин равны. Полагаю правильным, что многие нормы по внедрению административной юстиции в нашем государстве взяты именно с немецкой модели. Сейчас, например, в административных судах гражданину нет необходимости доказывать свою правоту. Бремя доказывания ложится на госоргане. Кроме того, соблюдается важный принцип административного судопроизводства – это активная роль суда. Судья не ограничивается предоставленными доказательствами от сторон. Он может истребовать дополнительные сведения по своей инициативе.
На сегодняшний день в Мажилисе Парламента РК обсуждается законопроект по административной юстиции, который имеет важное значение и решает проблемные вопросы в данной сфере. Законопроектом предусматривается внесение изменений и дополнений в Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан (АППК РК): - передача в подсудность административного суда особого искового производства, то есть главы 30 ГПК РК «Производство по делам об оспаривании законности нормативного правового акта»; - право гражданина в рамках досудебного производства обращаться в госорган, вынесший акт, нарушающий его права и интересы, либо воспользоваться правом напрямую подать иск в административный суд; - закрепление за Правительством полномочий по разрешению споров по толкованию законодательных норм между государственными органами, госорганами и государственными организациями; - внесение дополнений в процедуру проведения заслушивания сторон в досудебном производстве, в части заслушивания, которое может осуществляться как устно, так и в письменной форме. И многие другие важные правозащитные поправки. Принятие законопроекта будет способствовать улучшению работы государственных органов, повлияет на качество выносимых решений судов, повысит гражданскую активность в процессе принятия управленческих решений, и в целом, позволит совершенствовать институт административной юстиции, учитывая его важное значение для человека, общества и государства.
Марат Башимов
12 комментария