Актуальность расширения региональных транспортных возможностей Центральной Азии и ожидаемые результаты » Новостной портал Infozakon
star archive bad ca calendar cat coms dislike down down2 fav fb gp info left like login love mail od pass rel reply right search set share sort_down sort_up top tw up views vk votes cross phone loc ya
Актуальность расширения региональных транспортных возможностей Центральной Азии и ожидаемые результаты

Актуальность расширения региональных транспортных возможностей Центральной Азии и ожидаемые результаты

Во внешней политике современного Узбекистана в последние годы предпринимаются конкретные меры по дальнейшему укреплению взаимовыгодного сотрудничества, долгосрочного и многостороннего партнерства со всеми странами мира.

В частности, отношения нашего государства со странами Центральной Азии, имеющими древние и единые исторические корни, вышли на новый уровень развития.

В этой связи главы государств Центральной Азии уделяют приоритетное внимание углублению сотрудничества, укреплению конструктивных и взаимовыгодных отношений, особо акцентируя внимание на развитии транспортного потенциала региона.

Особенно укрепление атмосферы добрососедства и доверия в регионе, углубление транспортной взаимосвязанности и интеграции создают возможности для совместной реализации стратегических инфраструктурных проектов в транспортной сфере.

По инициативе главы нашего государства созданы новые механизмы регионального сотрудничества. В качестве примера можно привести Консультативные встречи глав государств Центральной Азии.

Можно сказать, что этот институт стал важным механизмом совместного обсуждения региональных проблем. Эта важная платформа наглядно продемонстрировала свою актуальность в качестве эффективного механизма расширения практического сотрудничества в области транспорта и логистики.

В последние годы Узбекистан реализует ряд мер по развитию и выведению на новый уровень сотрудничества в транспортной сфере с соседними странами. С 2016 года Ташкент восстановил и развил транспортно-коммуникационные связи с соседними республиками.

В 2016 - 2024 годах количество авиарейсов между Узбекистаном и странами Центральной Азии увеличилось почти в 2 раза, а количество пассажиров - в 2,1 раза. Кроме того, были открыты новые пассажирские автобусные маршруты между странами, а старые маршруты были восстановлены. Это привело к многократному увеличению количества таких рейсов между Узбекистаном и соседними странами за последние
8 лет.

Одним из важных событий стало открытие в 2017 году железнодорожного и автомобильного мостов Туркменабад – Фараб через Амударью между Узбекистаном и Туркменистаном.

Открытие железнодорожной линии "Галаба – Амузанг," соединяющей Сурхандарьинскую и Хатлонскую области между Узбекистаном и Таджикистаном в 2018 году, было отмечено как историческое событие.

Все эти меры привели к значительному увеличению объемов грузоперевозок между нашими странами. Доля стран Центральной Азии в общем объеме грузоперевозок Узбекистана по всем видам транспорта в 2024 году составила 28%.

- на железнодорожном транспорте в 2024 году - 10,8 млн тонн;

- на автомобильном транспорте по сравнению с 2019 годом увеличилось на 18%, с 2,8 млн тонн до 3,3 млн тонн;

- на воздушном транспорте увеличилось в 123 раза, со 100 тонн до 12,3 тыс. тонн.

В Стратегии "Узбекистан – 2030," утвержденной Президентом Узбекистана 11 сентября 2023 года, определены конкретные задачи по поднятию практического сотрудничества в Центральной Азии на качественно новый уровень путем укрепления тесного регионального взаимодействия в приоритетных направлениях, особенно в транспортно-коммуникационной сфере.

Сегодня соседние страны активно поддерживают транспортно-транзитные проекты Узбекистана. Реализация этих проектов послужит повышению привлекательности Центральной Азии как транзитного центра международных коридоров Восток – Запад и Север – Юг.

К ним относятся развитие мультимодальных транспортных коридоров "Китай – Центральная Азия – Кавказ – Европа", "Беларусь – Россия – Казахстан – Узбекистан – Афганистан – Пакистан", "Узбекистан – Туркменистан – Иран – Турция" строительство железнодорожных линий "Китай – Кыргызстан – Узбекистан", "Узбекистан – Афганистан – Пакистан".

Эти проекты обеспечат странам Центральной Азии кратчайший выход к портам Индийского океана и соединят Южную Азию с рынками Центральной Азии, России, Китая и Европы. Их реализация позволит значительно увеличить транзитный потенциал стран Центральной Азии.

Следует подчеркнуть, что именно сотрудничество в транспортной сфере приобретает стратегическое значение для всех государств Центральной Азии. С этой точки зрения, Узбекистан продолжает активную транспортную дипломатию при содействии стран Центральной Азии и ближайших партнеров.

Это позволит гармонизировать национальные проекты стран региона с международными транспортными коридорами Север – Юг и Запад – Восток и превратить Центральную Азию в важное звено межрегиональной взаимосвязанности.

Наряду с созданием инфраструктуры важно объединить усилия по гармонизации и цифровизации процедур таможенного оформления товаров и правил пересечения границ. Это, несомненно, окажет положительное влияние на дальнейшее углубление транспортной взаимосвязанности.

Следует особо отметить, что в этом направлении Узбекистан и Казахстан полностью перешли на электронный обмен бланками разрешений на основе цифровой платформы E-PERMIT.

Кроме того, Узбекистан успешно протестировал систему "цифровой TIR," позволяющую грузовым автотранспортным средствам беспрепятственно пересекать границы непосредственно с Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном, и в ближайшем будущем планирует внедрить эту систему и с Туркменистаном.

Центральноазиатский регион издавна служил уникальным мостом, соединяющим Европу, Ближний Восток, Южную и Восточную Азию. Сегодня мы видим большие возможности и неиспользованные резервы для дальнейшего развития транспортных связей наших стран и государств Центральной Азии с другими регионами.

Сотрудничество по формированию разветвленной транспортно-коммуникационной системы позволит в полной мере реализовать транспортно-транзитный потенциал Центральной Азии по следующим причинам.

Во-первых, по оценкам ООН, к 2050 году мировой спрос на грузоперевозки увеличится в 3 раза. Такая тенденция представляет собой серьезную проблему для стран Центральной Азии, не имеющих выхода к морю.

Во-вторых, согласно данным Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), продукция стран, расположенных вдали от моря, практически отсутствует на международных торговых рынках, и на долю этих государств приходится менее 1% мирового экспорта.

Доля затрат на транспортировку грузов в странах Центральной Азии достигает 50 процентов от конечной стоимости товаров, что почти в 5 раз выше среднемирового показателя.

Учитывая это, Узбекистан в целях дальнейшего повышения транспортного потенциала стран Центральной Азии выдвигает следующие предложения:

- Разработать конкретные механизмы продвижения эффективных транспортных коридоров с применением единых тарифов, удобных для бизнеса при выходе на рынки Китая, стран Южной Азии и Ближнего Востока, Европейского Союза;

- Подготовить единую транспортную стратегию для стран нашего региона;

- Создать интегрированную цифровую платформу международных перевозок.

Несомненно, реализация этих инициатив станет важным подспорьем в решении актуальных задач, стоящих перед каждым государством в Центральной Азии:

- усовершенствуются и гармонизируются таможенные и иные процедуры по международным транспортным маршрутам, проходящим по территории наших стран;

- будут согласованы общие подходы по созданию надежной транспортно-коммуникационной системы, обеспечивающей выход на важнейшие международные рынки и морские порты;

По оценкам экспертов ООН, решение всех задач по обеспечению выхода товаров к мировым морским портам может увеличить ВВП стран Центральной Азии как минимум в 2 раза в течение 10 лет.

Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев в своем выступлении на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН подчеркнул, что сегодня перед государствами Центральной Азии стоит важная стратегическая задача по обеспечению глубокой интеграции регионального рынка в мировые экономические, транспортные и транзитные коридоры. В связи с этим было предложено создать Региональный центр развития транспорта и коммуникаций под эгидой ООН.

В рамках деятельности данного Регионального центра можно в полной мере достичь намеченных результатов по активизации существующих транспортных коридоров и формированию новых, обеспечению глубокой интеграции региона в международную транспортную систему.

Региональный центр позволит расширить взаимовыгодное и эффективное сотрудничество в транспортной сфере, что, в свою очередь, обеспечит рост товарооборота и, несомненно, будет служить интересам стран Центральной Азии.

В условиях сегодняшней глобальной геополитической нестабильности, разрыва торговых и транспортно-логистических цепочек, обострения проблем продовольственной безопасности возрастает актуальность сотрудничества государств Центральной Азии, где транспорт выполняет ключевую связующую функцию.

Посольство Республики Узбекистан в Республике Казахстан 

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 0

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Актуальные новости

Логотип

О портале

Новостной портал Казахстана, только свежие новости со всего мира!

© 2025 INFOZAKON. Все права защищены.

×