Бизнес заявляет: маркировка не решает заявленную цель борьбы с теневой экономикой! » Новостной портал Infozakon
star archive bad ca calendar cat coms dislike down down2 fav fb gp info left like login love mail od pass rel reply right search set share sort_down sort_up top tw up views vk votes cross phone loc ya
Бизнес заявляет: маркировка не решает заявленную цель  борьбы с теневой экономикой!

Бизнес заявляет: маркировка не решает заявленную цель борьбы с теневой экономикой!

5 декабря 2024 г. состоялась пресс-конференция Альянса ассоциаций пищевой индустрии, АПК и МСБ, которая была посвящена последним инициативам профильных госорганов (Правительства), по ускоренному внедрению маркировки и прослеживаемости в Казахстане и расширению перечня товарных групп. В ходе мероприятия спикеры озвучили открытое письмо к главе государства, где была отмечена позиция бизнеса по следующим принципиальным вопросам:

Марина Бошель, представитель Ассоциации микро малого бизнеса и торговли отметила, что профильные госорганы и бизнес оперируют разными оценками нелегального оборота в сфере пищевой промышленности, АПК и МСБ.

  1. Отсутствует единая объективная методика, что приводит к неверным оценкам и решениям со стороны профильных госорганов.
  2. Как показали итоги пилотных проектов оператора АО «Казахтелеком», маркировка «DataMatrix» является сложной, дорогой в обслуживании и не достигает заявленных целей. 

Калашникова Анастасия, исполнительный директор ОЮЛ «Ассоциация прямых продаж Казахстана» прокомментировала: «Если сейчас внедрить качественную аналитику в уже имеющиеся бесплатные электронные инструменты, то можно обеспечивать полную прослеживаемость товара до точки реализации, хотим ли мы за большие деньги получать дополнительную информацию о том, какой именно товар отправился данному потребителю остается вопросом». Она дополнила, что государственные органы действуют непоследовательно. Вместо устранения причин проблемы, работы над ошибками с уже введенными системами учета, вводятся новые методы контроля.

Мамытбаева Алия, президент ОЮЛ «Ассоциация производителей безалкогольных напитков и соков» отметила, что по ряду товаров (молоко, безалкогольные напитки) начиная с 2020 по 2022 годы уже были проведены пилотные проекты, итоги которых рассмотрены с участием государственных органов и Правительства и уже были приняты решения о нецелесообразности. При этом данные решения были приняты на основании Заключения уполномоченных госорганов, которые полностью соответствуют условиями «Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе» от 2 февраля 2018 г. Необходимым условием которого является то, что решение о введении товаров в обязательный формат маркировки происходит на основании Анализа целесообразности введения маркировки товаров, то есть информации о влиянии введения маркировки на условия ведения бизнеса. Мы прошли весь путь. Во-первых, наша индустрия была введена в пилотный проект на основе искаженной информации, что изначально противоречит условиям Соглашения.

И далее как показал эксперимент, в Казахстане отсутствуют технологические возможности, а именно отсутствует соответствующее оборудование для маркировки внутри страны, отсутствуют соответствующие типографии, что сказывается на сроках поставки стикеров с топовых типографий России, при этом даже у таких типографий имеется брак, необходимо привлекать зарубежных интеграторов для наладки и сопровождения систем на производстве в связи с отсутствием квалифицированных интеграторов внутри страны,  интернет работает нестабильно и т.д.

И наконец, маркировка приведет к необоснованным огромным затратам и снижению операционной эффективности добросовестных участников рынка. Так, к примеру, стоимость одной линии для маркировки пищевой продукции в зависимости от ее производительности и конфигурации составляет от 20 до 60 млн. тенге.  Если учесть количество производственных линий на производстве - от 2 до 12 , то расходы приравниваются к открытию нового производства. Производительность линий в процессе маркировки упадет в среднем от 30% до 50 %.   

Стоит отметить, что производители уже работают в эффективно работающей системе прослеживаемости (ЭСФ, виртуальный склад), где видны все движения товаров. То есть введение обязательной маркировки в отношении сахаросодержащих напитков и бутилированной воды не оправданы ни с экономической, ни с операционной точки зрения. Тем более предлагаемый формат маркировки в текущий момент не работает на уровне розницы, что делает маркировку абсолютно бессмысленной и бремя маркировки ложится только на добросовестный бизнес. Поэтому необходимо разобраться сначала с новым налоговым кодексом,  должны быть решены все технические проблемы. Кроме того, учитывая дороговизну оборудования для маркировки, рассмотреть вопрос доработки существующих систем прослеживаемости, имея ввиду ЭСФ, виртуальный склад и другие разработки.

Айтмаганбетов Жаслан, председатель ОЮЛ «Республиканская ассоциация потребителей Казахстана», заявил, что не видит в маркировке ни дополнительных выгод для потребителей, так как нет новой информации о товаре в QR-коде, ни дополнительной гарантии качества и безопасности для товара, так как эти свойства можно проверить только в лаборатории. 

Кенжебулат Мадияр, К.Э.Н. руководитель исследовательской группы «BSR» отметил, что среди прочих негативных последствий введения маркировки на широкий спектр товаров будет дополнительное давление на рост инфляции в стране, что отрицательно скажется на росте реальных доходов населения.

Участники мероприятия обратились с просьбой к главе государства:

  1. Приступить к немедленному открытому диалогу с привлечением профильных госорганов, депутатов Парламента, независимых экспертов и представителей бизнеса.
  2. Утвердить добровольный формат маркировки, для возможности экспорта продукции на рынки, где существует требование о наличии маркировки.
  3. Приостановить принятие решений о внедрении маркировки для новых товарных групп до вступления в силу нового налогового кодекса и получения его первых результатов работы.
  4. Приостановить введение административной ответственности за нарушение правил маркировки и прослеживаемости товаров до вступления в силу нового налогового кодекса и получения его первых результатов работы.
  5. Уполномоченным госорганам при принятии решения о введении новых товарных групп следовать условиям Соглашения о маркировке ЕАЭС от 02.2018 г., т.е. неукоснительно соблюдать все процедуры (в том числе АРВ, положительное Заключение уполномоченного госоргана,  критериев успешности пилотного проекта и пр.).
  6. Рассмотреть возможность отмены института единого оператора маркировки в зависимости от товарных групп.
  7. Рассмотреть варианты доработки казахстанских уже существующих учетных систем, которые реализованы бесплатно, являются фактически полным аналогом маркировки и позволяют вести контроль за товарооборотом через систему счетов-фактур и виртуальный склад.
  8. Доработать предлагаемые проекты методик оценки нелегального оборота и оценки эффектов маркировки с участием заинтересованных сторон (в т.ч. уполномоченных госорганов, экспертов, представителей бизнеса).

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 0

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Актуальные новости

Логотип

О портале

Новостной портал Казахстана, только свежие новости со всего мира!

© 2025 INFOZAKON. Все права защищены.

×