Узбекистан выступает за сотрудничество стран Центральной Азии в области обеспечения водной безопасности » Новостной портал Infozakon
star archive bad ca calendar cat coms dislike down down2 fav fb gp info left like login love mail od pass rel reply right search set share sort_down sort_up top tw up views vk votes cross phone loc ya
Узбекистан выступает за сотрудничество стран Центральной Азии в области обеспечения водной безопасности

Узбекистан выступает за сотрудничество стран Центральной Азии в области обеспечения водной безопасности

В последние годы вопросы обеспечения водной безопасности становятся актуальной задачей для Центральноазиатского региона. При этом важным направлением внешней политики Республики Узбекистан является развитие сотрудничества со странами Центральной Азии. В частности, в стратегии «Узбекистан – 2030» вывод практического сотрудничества в Центральноазиатском регионе на качественно новый уровень, включая усиление тесного взаимодействия со странами региона в различных областях, особенно экологии и охраны природы, рационального использования водных ресурсов (цель 91) и поиск поэтапного решения проблем, связанных с водой в нашей стране, (цели 62-73) перечислены в качестве приоритетных.

Большинство водных ресурсов Центральной Азии формируется в результате таяния снегов и ледников в горах Тянь-Шаня, Гиндукуша и Памира и сливаются в общие водные источники, главным образом в Сырдарью и Амударью. В этом контексте следует отметить, что занятость большей части населения Центральной Азии сельскохозяйственной деятельностью, удовлетворение значительной части энергетического потребления региона за счет гидроэнергетических ресурсов, а также ежегодный рост демографических показателей приводят к увеличению потребности в воде.

С первых дней независимости республики Центральной Азии начали изучать ситуацию в сфере трансграничных водных ресурсов и создавать взаимовыгодные механизмы сотрудничества в этом направлении. Так, 12 октября 1991 года по инициативе Узбекистана был предпринят первый важный политический шаг – Ташкентский протокол руководителей национальных водохозяйственных органов республик Центральной Азии, что стало отправной точкой переговорного процесса между странами региона в области использования трансграничных водных ресурсов. В результате которого 18 февраля 1992 года в г. Алматы были подписаны межправительственные соглашения «О сотрудничестве в сфере совместного управления использованием и охраной водных ресурсов межгосударственных источников» и «О создании межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии».

В этом контексте следует отметить, что Межгосударственная координационная водохозяйственная комиссия, включающий в себя секретариат, две бассейновые организации рек Сырдарья и Амударья, а также научно-информационный центр, занимается разработкой региональной водной политики, комплексным и рациональным использованием региональных водных ресурсов, долгосрочной программы водоснабжения и годовых норм водопользования каждой республикой региона.

Кроме того, в марте 1993 года при сотрудничестве лидеров региона был создан Международный фонд спасения Арала с целью положить конец экологическому кризису и улучшить социально-экономическую ситуацию, связанную с водой бассейна Аральского моря. На его первом заседании, состоявшемся 13 июля 1993 года в Ташкенте, была разработана «Концепция решения проблем Аральского моря». Уникальность фонда заключается в том, что он является механизмом совместного решения текущих вопросов, связанных с водопользованием в регионе.

В настоящее время повышается роль нашей страны в усилении сотрудничества стран региона и объединения общих усилий по обеспечению водной безопасности. Избрание в 2016 году Ш.М. Мирзиёева Президентом Республики Узбекистан стало поворотным моментом в водных отношениях в Центральной Азии. Официально Ташкент начал развивать отношения с соседними странами в двустороннем и многостороннем форматах для решения водных проблем, продвигать региональные подходы и инициативы по обеспечению водной безопасности. В связи с этим Республика Узбекистан последовательно поддерживает рассмотрение и решение всех вопросов, связанных с использованием трансграничных водных ресурсов Центральной Азии и водной безопасностью, с учетом общепризнанных норм международного права и взаимного уважения интересов стран региона.

Говоря о двустороннем сотрудничестве Республики Узбекистан со странами региона, прежде всего, необходимо остановиться на водных отношениях со странами, расположенными в верховьях трансграничных рек – Таджикистаном и Кыргызстаном. В частности, правительство Узбекистана поддержало строительство Рогунской ГЭС в Таджикистане при условии учета национальных интересов нашей республики. В 2018 году стороны также достигли общего согласия по вопросу Фархадской ГЭС, что стало историческим переломным моментом в межгосударственных отношениях. Между двумя странами достигнуто соглашение о совместном использовании водных и энергетических ресурсов в бассейне реки Зарафшан (источник орошения 560 тысяч гектаров плодородных орошаемых земель в Самаркандской, Навоийской и частично Бухарской и Джизакской областях). Стороны договорились совместно построить на этой реке две гидроэлектростанции общей мощностью 320 МВт. Вместе с тем, в августе 2024 года на заседании совместной рабочей группы по комплексному использованию водных ресурсов Узбекистана и Таджикистана была рассмотрена реализация новых совместных трансграничных проектов в сфере водного хозяйства между двумя странами, в том числе совместное использование ресурсов Сарезского озера для обеспечения чистой питьевой водой других стран региона.

Одновременно узбекская сторона подписала ряд соглашений по водным отношениям и с Кыргызстаном. Ярким примером этого является достижение взаимовыгодного соглашения в 2019 году по Каркидонскому водохранилищу и подписание соглашения в 2022 году о совместном управлении водными ресурсами Андижанского (Кампир-Абадского) водохранилища. Кроме того, официальный Ташкент заявил о готовности участвовать в строительстве гидрообъектов в Кыргызстане. В результате в 2024 году министерствами энергетики Узбекистана, Кыргызстана и Казахстана было подписано трехстороннее соглашение о подготовке реализации проекта по строительству и эксплуатации Камбаротинской ГЭС-1, а также создан Координационный донорский комитет по ее строительству, в число членов которого вошли Всемирный Банк, Фонд ОПЕК, АБИИ, АБР, ИБР, ЕБРР и другие.

Республика Узбекистан, подчеркивая необходимость активизации не только двусторонних, но и многосторонних отношений по обеспечению водной безопасности в Центральной Азии, выдвигает ряд предложений и инициатив на встречах в рамках региона. В частности, по инициативе официального правительства Узбекистана 6 августа 2021 года в городе Туркменбаши проведено совещание высокого уровня в сфере обеспечения водной безопасности региона в целях смягчения водных проблем в Центральной Азии. По итогам этой встречи пять республик Центральной Азии подписали совместное заявление, в котором подчеркнули важность водно-энергетических вопросов, существующих и строящихся гидроэнергетических объектов с учетом интересов стран региона. Такой подход свидетельствует о том, что в регионе возникли общие интересы в сфере использования трансграничных вод.

В целом, итоги встречи в Туркменбаши стали успешным примером практического сотрудничества стран-соседей в нынешней сложной ситуации. Так, в начале зимнего сезона Узбекистан и Казахстан договорились поставлять Кыргызстану необходимое количество электроэнергии в вегетационный период в обмен на подачу воды с Тохтагульской ГЭС. Также, дополнительные потоки энергии из Туркменистана в Кыргызстан были направлены транзитом через территорию нашей республики.

Следует отметить, что основной целью встречи высокого уровня глав государств Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана, состоявшейся в Ашхабаде 4 августа 2023 года, было согласование вопроса обеспечения водной безопасности в Центральной Азии. В частности, в рамках данной встречи Президент Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёев предложил активизировать взаимное сотрудничество в сферах внедрения передовых водосберегающих технологий, модернизации ирригационных систем, цифровизации процессов управления водными ресурсами, совместного развития инфраструктуры сбора и хранения селевых и паводковых вод. Глава нашего государства в своем выступлении заявил, что страны Центральной Азии должны использовать не только весь потенциал Международного фонда спасения Арала, но и налаживать сотрудничество по линии партнерских организаций и структур, таких как Всемирный банк и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций.

В августе текущего года в г. Астана на очередной консультативной встрече глав государств Центральной Азии Ш.М. Мирзиёев предложил разработать и принять «Региональную стратегию рационального использования водных ресурсов трансграничных рек». Здесь следует отметить, что принятие данного документа создает основу для эффективного использования существующих трансграничных вод в Центральной Азии, формирования и развития регионального подхода в этом отношении и в целом разработки и реализации единой политики стран региона по обеспечению водной безопасности.

Необходимо подчеркнуть, что, говоря об обеспечении водной безопасности в Центральной Азии, особое внимание следует уделить строительству канала «Куштепа». Полноценная эксплуатация данного канала и односторонняя водная политика афганской стороны могут усугубить сложившуюся ситуацию в регионе, а также в корне изменить порядок и баланс водопользования. В этой связи глава нашего государства в своем выступлении на заседании Совета глав государств-учредителей Международного фонда спасения Арала 15 сентября 2023 года заявил о необходимости формирования совместной рабочей группы по изучению всех аспектов строительства канала «Куштепа» и его влияния на водный режим Амударьи с привлечением исследовательских институтов наших стран, а также рассмотрения вопроса вовлечения представителей Афганистана в региональный диалог по совместному использованию водных ресурсов.

В заключение следует отметить, что наблюдаемые проблемы, связанные с водой в Центральной Азии, требуют реализации скоординированных и последовательных мер. Для эффективного обеспечения водной безопасности в регионе считается необходимым проводить государственную политику не только на национальном, но и на региональном уровне, а также развивать взаимовыгодные отношения сотрудничества. Осознавая эту реальность, развитие двусторонних и многосторонних водных отношений Республики Узбекистан со странами региона может стать важным фактором в обеспечении водной безопасности в Центральной Азии в ближайшей перспективе.

д.ф.п.н. (PhD), доцент Гуламов А.Г.

 

 

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 0

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Актуальные новости

Логотип

О портале

Новостной портал Казахстана, только свежие новости со всего мира!

© 2025 INFOZAKON. Все права защищены.

×