Новый Узбекистан: ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ и парламентские выборы

Новый Узбекистан: ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ и парламентские выборы

Современная экономическая система, как и современная демократическая система, созданы для обеспечения соблюдения прав и свобод каждого человека. Как известно, в мире нет одинакового для всех пути демократического развития, этот процесс необходимо развивать в соответствии  с  условиями каждой страны и потребностями людей, не допуская шаблонного подхода.

Новый Узбекистан: демократические реформы и права человека

Год назад впервые в истории Узбекистана принята новая Конституция страны на всенародном референдуме, которая послужила укреплению конституционных основ строительства Нового Узбекистана. Основная часть конституционных изменений затронула права и интересы каждого человека, значительно усилило гарантии их реализации.

На основе обновленной Конституции вносятся изменения и дополнения во многие законы, принимаются новые законы. Изменения также затронули принципы организации государственной власти, формирования законодательной ветви власти, других государственных органов, в частности Центральной избирательной комиссии.

Достижение Целей устойчивого развития до 2030 года в Узбекистане неуклонно осуществляется в соответствии с основополагающим принципом ООН «Никого не оставлять позади» для обеспечения прав и свобод каждого человека.

Осуществляемые в стране демократические реформы приобрели сегодня необратимый характер. Равные возможности, уважение прав человека, повышение благосостояния народа и обеспечение достойных условий жизни населения являются приоритетом стратегии реформ Нового Узбекистана.

Основная суть реализуемой Стратегии «Узбекистан – 2030»:

▪ защита прав человека;

▪ создание достойных условий для реализации потенциала каждого человека;

▪ сокращение бедности и обеспечение благосостояния населения;

▪ усиление роли гражданского общества;

▪ борьба с коррупцией и устойчивое экологическое развитие.

Наша главная цель – к 2030 году войти в число государств с уровнем доходов населения выше среднего.

Реализуется Национальная стратегия по правам человека. В стране принимаются конкретные шаги по обеспечению гендерного равенства, свободы слова, религии, борьбы с пытками. Особое внимание уделяется защите прав женщин, искоренению любых стереотипов и насилия в отношении них.

На конституционном уровне закреплены демократические институты правосудия – «Правила Миранды», «Хабеас корпус»,
Pro Bone.
С 1 января 2025 года вводится должность следственного судьи.

В 2021 году мы ратифицировали Конвенцию о правах инвалидов, положения которой отражены в новом Законе «О правах лиц с инвалидностью». В стране приняты кардинальные меры по совершенствованию системы государственной поддержки указанных лиц. Создано Агентство социальной защиты, решаются многие проблемы по обеспечению для лиц с инвалидностью доступной среды, в том числе в жилищной сфере.

Узбекистан активно сотрудничает со структурами ООН, другими международными и региональными организациями в вопросах продвижения интересов и защиты прав человека. По инициативе Узбекистана в рамках Генеральной Ассамблеи ООН были разработаны и приняты 11 резолюций, только в 2024 году принято 4 резолюции.

За последние годы для ознакомления с ситуацией по правам человека и реформами Узбекистан посетили Генеральный секретарь ООН Антонио Гуттериш (2017 и 2024 гг.), Верховные комиссары ООН по правам человека Зейд Раад аль Хусейн (2017 г) и Фолькер Тюрк (2023 г.), генеральные директора МОТ Гай Райдер (2018 г.) и Жилбер Унгбо (2024 г.), Специальный представитель ЕС по правам человека Эймон Гилмор (2023 г.), директор Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека Маттео Мекаччи (2023 г.), Генеральный секретарь Межпарламентского союза Мартин Чунгонг (2022-2023 гг.).

В 2021-2023 годах Узбекистан впервые осуществил членство в Совете ООН по правам человека. В этом году Узбекистан впервые избран в ЭКОСОС, Комитет ООН по правам человека, Административное бюро МОТ.

В 2018 году Узбекистан вошел в число стран, предоставивших всем мандатариям постоянное приглашение. За это время состоялись визиты специальных докладчиков по вопросу о свободе религии или убеждений А.Шахид, по вопросу о независимости судей и адвокатов Д.Гарсия-Саян и по вопросу о поощрении и защите прав человека и основных свобод в условиях борьбы с терроризмом Ф.Ни Аолайн.

В августе 2024 г. посетил Спецдокладчик ООН по вопросу о достаточном жилище Б. Раджагопал.

Парламентские выборы – новый этап демократического развития Нового Узбекистана

Выборы являются одним из важнейших критериев на пути к демократии. Посредством этого процесса граждане выражают свою политическую волю, влияют на формирование органов государственной власти.

В 2024 году в мире проходит большой избирательный марафон. В течении года предусмотрено проведение президентских и парламентских выборы около 70 стран, на которые приходится больше половины мирового населения. В числе которых состоявшиеся выборы в Европарламент, досрочные парламентские выборы во Франции.

В 2023 году состоялись досрочные выборы Президента страны. Президентские выборы еще раз продемонстрировали политическую зрелость нашего общества, поддержку осуществляемых реформ на пути строительства Нового Узбекистана.

Следующим шагом являются выборы в парламент, который получает существенные полномочия на основе новой Конституции.

В соответствии с Конституцией Центральной избирательной комиссии принято решение о проведении парламентских выборов –
27 октября
2024 года.

Наряду с этим будут проведены выборы в местные представительные органы, т.е. Жокаргы Кенес Каракалпакстана и областные, городские и районные Кенгаши народных депутатов.

Следует отметить, что особую важность представляет то, что предстоящие выборы проходят в совершенно новой общественно-политической обстановке, определенной Конституцией.

В последние годы в целях углубления демократических реформ и модернизации страны осуществлены широкомасштабные реформы, направленные на усиление роли парламента и политических партий, дальнейшее совершенствование порядка проведения выборов и референдума.

В соответствии с Конституцией и избирательным законодательством выборы проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

В статье 128 Конституции Республики Узбекистан в новой редакции установлена норма о том, что граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда за совершенные тяжкие и особо тяжкие преступления, могут быть лишены права участия в выборах только в соответствии с законом и на основе решения суда. В любых других случаях прямое или косвенное ограничение избирательных прав граждан не допускается.

Новеллы избирательного законодательства и процесса

В соответствии с новыми нормами Конституции, международными обязательствами и рекомендациями по итогам прошедших выборов, в избирательное законодательство внесены ряд существенных изменений и дополнений.

Уникальность предстоящих парламентских выборов заключается в следующем:

Во-первых, выборы в Законодательную палату Олий Мажлиса впервые в истории Узбекистана пройдут на основе смешанной, то есть мажоритарно-пропорциональной избирательной системы.

75 депутатов будут избираться непосредственно по мажоритарной системе, когда избиратели голосуют за конкретных кандидатов, а оставшиеся 75 – по пропорциональной системе путем голосования за политические партии. 5 политических партий для избрания должны получить минимум 7-процентов голосов.

Во-вторых, деятельность избирательных комиссий всех уровней, их взаимодействие с участниками избирательных процессов были полностью цифровизированы. Посредством информационной системы «E-saylov» около 60 видов взаимодействия избирательных комиссий с политическими партиями, кандидатами, наблюдателями и СМИ будет осуществляться полностью в электронном виде.

Информационная система позволяет получать статистическую информацию об избирателях и избирательных участках, информацию о кандидатах в депутаты на всех видах выборов, ознакомиться с кандидатами в депутаты и их биографическими данными через интерактивные карты. Таким образом, в избирательных процедурах минимизированы бюрократия, чрезмерная трата времени и излишний документооборот.

В-третьих, полностью усовершенствовано избирательное законодательство в соответствии с передовыми демократическими стандартами. В частности, введена новая система избирательных органов во главе с Центральной избирательной комиссией, которая функционирует на основе постоянного членства.  

Кроме того, изменилась система подсчета голосов с мажоритарной на плюралистическую. Законодательно установлено, что для избрания депутатом достаточно получить голоса относительного большинства избирателей. Соответственно, кандидат считается избранным, если он наберет больше голосов, чем другие кандидаты в соответствующем избирательном округе, и, в результате чего, отпадает необходимость в проведении повторного голосования.

Более того, усилена административная и уголовная ответственность за нарушение избирательного законодательства, в т.ч. за «семейное» голосование.

В-четвёртых, выборы пройдут в условиях значительного усиления парламентаризма и полномочий представительных органов на местах, закреплённых обновлённой Конституцией. В частности, абсолютные полномочия Законодательной палаты увеличены с нынешних 5 до 12, а Сената — с 12 до 18. Расширены контрольные функции парламента над деятельностью исполнительных, судебных, правоохранительных органов и специальных служб. Упраздняется институт руководства хокимами местными Кенгашами народных депутатов. В целях повышения роли представительных органов в решении важных вопросов государственной жизни, 33 полномочия, ранее находившиеся в ведении хокимов, переданы местным Кенгашам.

В-пятых, увеличивается число кандидатов от женщин. В соответствии с изменениями в Избирательный кодекс, теперь женщины должны составлять минимум 40 процентов (а не 30 как было раньше) от числа выдвигаемых кандидатов в депутаты политическими партиями.

В октябрских выборах будут избраны 150 депутатов Законодательной палаты, 56 членов Сената, 65 депутатов Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, а также депутаты областных, Ташкентского и 208 районных (городских) Кенгашей.

Согласно статье 37 Избирательного кодекса право на выдвижение кандидатов в Законодательную палату и местные Кенгаши имеют политические партии.

Сейчас идет активный процесс избирательной кампании. Политические партии подписали этические правила касательно проведения предвыборной агитации, которые разработаны для предотвращения распространения в ходе избирательной кампании ложной информации, обеспечения соблюдения основных принципов выборов и предоставления возможности избирателям сделать свой свободный выбор.

Таким образом, в избирательном процессе ожидается активное участие около 30 тысяч кандидатов и около 90 тысяч их доверенных лиц, а также участие более 120 тысяч членов избирательных комиссий в качестве организаторов и более 70 тысяч местных и зарубежных (международных) наблюдателей.

В частности, ожидается, что по наблюдению за выборами примут участие более 1 000 международных и зарубежных наблюдателей, в частности около 400 — из 50 стран, около 500 — от 21 международной организации, как Содружество независимых государств, Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Шанхайскую организацию сотрудничества, Организация тюркских государств, еще 60 — от избирательных комиссий 26 зарубежных стран.

Необходимо отметить, что Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе намерен принять участие в наблюдении за выборами в Узбекистане с полномасштабной миссией в составе с основной группой, долгосрочными и краткосрочными, в общей сложности около 350 наблюдателями.

Кроме того, в 39 странах созданы 56 избирательных участков при дипломатических и иных представительствах Республики Узбекистан.

Предстоящие выборы являются примером демократической государственности в нашей стране, имеют важное значение в деле реализации конституционных прав граждан избирать и быть избранными, участвовать в демократическом формировании государственных органов в полном соответствии с национальным законодательством и международными избирательными стандартами.

В заключение хочу привести слова писателя и летчика, автора «Маленького принца» Антуана Сент-Экзепюри, который писал, что «Совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда ужи ничего нельзя отнять».

А.Х. Саидов,
первый заместитель Спикера Законодательной палаты
Олий Мажлиса Республики Узбекистан, директор Национального центра Республики Узбекистан по правам человека

 

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 0

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
×