В Узбекистане прошла международная конференция: « Современный конституционализм: национальный и зарубежный опыт».
14 декабря 2021 года состоялась международная конференция на тему «Современный конституционализм: национальный и зарубежный опыт».
Мероприятие было организовано Национальным центром по правам человека, Центром устойчивого развития и Институтом государства и права при поддержке Делегации Европейского Союза в Республике Узбекистан.
На мероприятии приняли участие представители Олий Мажлиса, государственных органов, институтов гражданского общества и политических партий, академического сообщества Узбекистана, зарубежные ученые и эксперты, а также представители международных организаций и дипломатического корпуса.
Целью конференции стало выявление современных тенденций в реализации конституционных реформ в различных странах мира, сравнительное изучение передового национального и международного опыта в этой сфере, а также обмен мнениями по вопросам гармонизации Основного закона страны с современными реалиями развития общества и государства, создающего прочный правовой фундамент Стратегии развития Нового Узбекистана.
Участники конференции отметили, что любые демократические реформы будут устойчивыми и эффективными только в том случае, если они будут иметь прочную конституционно-правовую основу. Мировой опыт показывает, что следующие два фактора могут препятствовать процессу модернизации:
во-первых, реформы в политической, социальной, экономической, правовой, духовно-культурной и других сферах не сбалансированы и отстают друг от друга. Это чревато возможными различными кризисами;
во-вторых, существующая конституционно-правовая база, уровень развитости справедливого гражданского общества, политического и правового сознания и культуры граждан не соответствует интенсивности демократических реформ.
Поэтому Конституция и законы постоянно совершенствуются в зависимости от требований самого времени, в котором мы живем, а также интенсивности, динамичности реформ и потребностей людей. В настоящее время в мире практически не осталось конституций в первоначальной редакции. Только в XXI веке около 90 стран мира успешно осуществили конституционные реформы, 57 - приняли новые конституции. Причем в число десяти стран, наиболее часто принимавших дополнения и изменения к конституции, входят Мексика, Новая Зеландия, Бразилия, Швейцария, Австрия, Израиль, Чили, Колумбия Грузия и Индия.
Участники конференции особо отметили, что конституционные изменения во всех странах объединяет то, что они выступают ответом на внешние и внутренние вызовы для государства. Более современные конституции охватывают больше тем, включая в себя новые повестки, которые не были актуальны столетие назад, такие как экология, гендерное равенство, защита прав, свобод и законных интересов человека, особенно лиц с инвалидностью, подрастающего поколения, а также формирование информационного общества, безопасность цифровых данных, научно-технологическое и инновационное развитие, внедрение элементов прямой электронной демократии и народной законодательной инициативы и т.д.
Прежде всего, необходимо отметить, что за последние годы в Узбекистане осуществляются коренные взаимосвязанные и взаимообусловленные демократические политические, экономические и социальные и правовые реформы, направленные на построение Нового Узбекистана, формирование свободного и справедливого гражданского общества. В рамках Стратегии действий 9 раз вносились 32 изменения и дополнения в 21 статей Конституции.
Вместе с тем, эпоха глобализации, цифровизации, изменения климата и стремительно меняющаяся жизнь ставят все новые безотлагательные, чрезвычайно важные и актуальные задачи по дальнейшей модернизации страны, укреплению мира, стабильности и национальной независимости. В Стратегии развития Нового Узбекистана поставлены еще более серьезные задачи. Предусматривается принятие более 50 кодексов, законов, стратегий, концепций и программ, выдвинуты свыше 100 других инициатив по семи направлениям модернизации страны.
Стратегия развития ориентирует систему законодательства, правопонимания и правоприменения, политико-правовое сознание общества на общечеловеческие ценности и принципы устойчивого развития. Было особо отмечено, что реформа Основного закона в 9 направлениях, обозначенных Президентом, резюмируя предложения электората, послужит укреплению конституционной и правовой базы реформ в стране.
Участники конференции оценили особую важность внедрения в жизнь в Узбекистане положений Стратегии развития выводит демократические реформы на новый качественный уровень.
В первую очередь это касается полного воплощения в жизнь приоритетного принципа «Во имя чести и достоинства человека». При этом «достоинство человека» – это обеспечение мирной и безопасной жизни, фундаментальных прав и свобод граждан, создание достойных условий жизни и современной инфраструктуры, квалифицированное медицинское обслуживание, качественное образование, социальная защита и здоровая экологическая среда для каждого жителя страны.
В Стратегии развития особое внимание уделяется вопросам закрепления конституционной нормы о реализации принципа «Новый Узбекистан – социальное государство». Социальное государство – это государство, которое гарантирует своим гражданам определенный минимум благосостояния, в условиях жесткой рыночной экономики, различных пандемий и эпидемий. Это – определенная форма организации общественного устройства, целью которого становится человек как личность, высоко развиты социально-экономические и политические отношения, что обеспечивает правовую гарантию прав и свобод граждан и совершенствование государственного строительства.
На конференции обсуждались следующие вопросы, которым следует уделить приоритетное внимание в процессе конституционной реформы:
первое, реализация принципов неприкосновенности и защиты частной собственности, в том числе на землю и полезные ископаемые, как важнейших и необходимых условий обеспечения благосостояния населения, развития национальной экономики и экономических прав человека;
второе: создание такой системы, при которой суд, восстанавливая права граждан и предпринимателей, стоит на защите частной собственности, обязывает исполнительные органы действовать в рамках закона, что способствует развитию общества, в первую очередь его экономическому прогрессу;
третье: касательно зарубежного опыта подчеркнуто, что главными аспектами конституционно-правового содержания частной собственности, выступают признание большинством конституций права частной собственности в качестве одного из конституционных прав человека;
четвертое: закрепление конституциями различных стран не только субъективного права частной собственности, но и важнейших характеристик частной собственности как института объективного права, прежде всего - ее соотношения с иными формами собственности, социальный характер частной собственности.
По мнению участников форума в настоящее время многие развитые государства, учитывая глобальные климатические изменения, вводят в свои конституции специальные экологические разделы. В этом плане представляет интерес опыт Франции, России и других европейских страны в сфере принятия экологических хартий в качестве составных частей Конституции.
При этом в целях обеспечения конкурентоспособности Узбекистана в условиях, когда многие страны входят в четвертую промышленную революцию, а также развития институтов информационного общества, необходимо рассмотреть вопрос об укреплении конституционно-правовых основ усиления государственной поддержки использования информационных технологий и «институтов цифрового конституционализма».
Выступили: Акмал Саидов – Первый заместитель Спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, директор Национального центра Республики Узбекистан по правам человека, академик Шарлотта Адриан – Посол Делегации Европейского Союза в Узбекистане Матильда Димовска – Постоянный представитель Программы развития ООН в Республике Узбекистан, Муроджон Тургунов – д.ю.н., директор Института государства и права Академии наук РУ; Мирзатилло Тиллабаев – д.ю.н., первый заместитель директора Национального центра РУ по правам человека; Аскар Гафуров – к.ю.н., заместитель председателя Конституционного суда РУ; Уильям Эллиотт Батлер – профессор Университета штата Пенсильвании и Университета Лондона; Валерий Лазарев – главный научный сотрудник Центра фундаментальных исследований Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации; Марат Башимов – директор Экспертного института Европейского права и прав человека Республики Казахстан; Эрхан Доган – профессор университета Мармара; Алишер Пулатов – декан школы права, технологий и образования (SOLTE); Алишер Муминов – д.п.н., эксперт Центра устойчивого развития, декан факультета истории Национального университета Узбекистана; Омон Окюлов – д.ю.н. профессор, главный научный сотрудник института государства и права Академии наук РУ; Шухрат Рузиназаров – д.ю.н., профессор Ташкентского государственного юридического университета; Елизавета Кутибаева – д.ю.н., декан Каракалпакского государтсвенного университета; Жуманазар Холмуминов – д.ю.н., декан Термезского государственного университета; Джурабой Тошкулов – профессор., д.ю.н. главный научный сотрудник института государства и права Академии наук РУ; Азиз Исматов – доцент юридического факультета Нагойского университета, Гарвардская школа права (Япония); Лукмонжон Исаков – к.ю.н., начальник отдела Академии генеральной прокуратуры Республики Узбекистан.
Участники международной конференции обменялись мнениями по всем обсуждаемым вопросам и дали соответствующие рекомендации.