Вопросы прав чести и достоинства в конституционных реформах
Как в любом обществе, так в любом государстве существуют определенные права, честь и достоинство человека, которые должны быть защищены на конституционном уровне. В связи с этим, проводимые в стране реформы, направленные на обновление и улучшение конституции, могут иметь огромное значение для гарантирования прав, чести и достоинства человека.
Поскольку, права человека – это нормы, закрепленные в конституции, которые обязывают государство уважать и защищать основные свободы и права граждан. Но не только закрепление прав в конституции является важным моментом для защиты прав человека. Важно также разработка инструментов и механизмов для защиты этих прав, таких как системы правосудия, механизмы обращения касательно прав человека, а также гражданского общества.
Несомненно, честь и достоинство человека – это также важные понятия, которые неразрывно связаны с защитой прав человека. В конституции могут быть закреплены нормы, защищающие честь и достоинство человека, например, запрещение насилия, дискриминации и нарушения личной жизни. Однако, защита чести и достоинства человека также должна основываться на приверженности социума общим моральным и этическим нормам. Конституционные реформы могут внести поправки в общественные ценности и этическую доктрину, содействуя укреплению взаимного уважения и толерантности.
Пожалуй, в реформировании конституционных норм, касательно прав человека основную роль играют международно-правовые документы. Так, в 1990 году была принята Копенгагенская декларация, которая призвала к защите прав человека, демократии и правового государства. Эта декларация проявила мировое единодушие в поддержке прав человека и выделила научные принципы, которые могут служить основой законодательства и практической работы в области прав человека. При этом важность Копенгагенской декларации заключается не только в ее практическом значении, но и в том, что она стала символом общепризнанного нормативного базиса для защиты прав, чести и достоинства человека.
В свою очередь можно отметить, что Преамбула Конституции Узбекистана пронизана чувством гордости за свою историю, культурное и духовное наследие великих предков, ответственности перед будущими поколениями, интересами народа Узбекистана о равенстве и единстве межнационального и межконфессионального согласия.
В современных конституциях помимо политических аспектов исключительно важную роль играют принципы, согласно которым функционирует государство: права человека, демократия, правовое и социальное государство, разделение властей и ограничение политической власти.
Так, Конституция Узбекистана в новой редакции – это 65% поправок, пришедшие через серьезные обсуждения, дополнения и замечания экспертов.
В качестве прочной и надежной гарантии долгосрочного развития нашей страны Узбекистан объявляется «суверенным, демократическим, правовым и социальным государством».
Ключевая суть конституционной реформы заключается в необходимости гармонизации Основного закона с современными реалиями общества, последовательно проводимыми реформами, и, самое главное, создания прочного правового фундамента для построения Нового Узбекистана.
Неоднократно в выступлениях Президент страны Шавкат Мирзиёев отмечает: «Нам необходимо разработать современную Конституцию, проникнутую целью обеспечения интересов человека, уважения его чести и достоинства как высшей ценности, такой Основной закон, который будет полностью соответствовать задачам построения Нового Узбекистана, послужит будущим поколениям». За последние шесть лет в Узбекистане процессы в области прав человека демонстрируют позитивную динамику. Так, широкое внедрение в жизнь общества и государства поддержанного народом принципа «Во имя чести и достоинства человека». Обеспечение чести и достоинства, прав, свобод и законных интересов человека является сердцевиной, стержнем и связующим звеном всех семи направлений Стратегии развития Нового Узбекистана.
Следовательно, в данном контексте Новый Узбекистан — это государство, в котором высшей ценностью является человек, его честь и достоинство, права и свободы, где обеспечивается свободная, благоустроенная и благополучная жизнь многонационального народа. Это государство, развивающееся в строгом соответствии с общепризнанными нормами в области демократии, прав и свобод человека, опирающееся на принципы дружбы и сотрудничества.
В связи с чем принято 350 законов, свыше 4,4 тысячи решений Президента Республики Узбекистан. Среди них особое место занимают Национальная стратегия Республики Узбекистан по правам человека, Национальные цели и задачи в области устойчивого развития на период до 2030 года, Стратегия достижения гендерного равенства в Республике Узбекистан до 2030 года, Концепция развития гражданского общества в 2021-2025 годах, Концепция государственной политики Республики Узбекистан в сфере межнациональных отношений, Концепция развития государственной молодежной политики в Узбекистане до 2025 года, основанная на Стратегии ООН «Молодежь-2030».
Помимо прочего, в обеспечении чести и достоинства личности принимаются меры по укреплению институциональных механизмов защиты прав и свобод человека. Так, созданы Народные приемные и Виртуальная приемная Президента Узбекистана, укреплены национальные институты по правам человека, такие как Парламентский омбудсман, Бизнес-омбудсман, Детский омбудсман, Национальный центр по правам человека, а также сформированы и организована работа таких парламентских институтов, как Парламентская комиссия по контролю за реализацией Национальных целей и задач в области устойчивого развития Республики Узбекистан на период до 2030 года; Парламентская комиссия по соблюдению международных обязательств Республики Узбекистан в области прав человека; Национальная комиссия по противодействию торговле людьми и принудительному труду и другие.
Обеспечиваю гарантию защиты и поощрения чести и достоинства личности в стране не допускаются случае применения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Так, В Постановлении Президента, подписанном 26 июня 2021 года, поставлены задачи о необходимости продолжать разрабатывать эффективные правовые механизмы раннего предупреждения применения пыток, оперативного и объективного рассмотрения связанных с ними обращений, регулярно посещать с целью мониторинга места содержания лиц с ограниченной свободой передвижения. Вместе с тем, 22 февраля 2021 года в речи на 46-й сессии Совета ООН по правам человека Глава государства отметил, что в рамках внедрения Национального превентивного механизма по предупреждению пыток мы и впредь будем жёстко пресекать все их проявления, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения. Такие преступления не будут иметь срока давности. Поскольку самим главой государства было выдвинуто предложение ратифицировать факультативный протокол к Конвенции против пыток, что с свою очередь, подписание факультативного протокола к Конвенции против пыток даст государствам возможность укрепить свои меры по предотвращению пыток и других форм жестокого обращения с людьми, и поможет государствам улучшить свои законы и политики в области прав человека и сделать их более соответствующими международным стандартам.
В заключение, конституционные реформы, основанные на уважении прав, чести и достоинству человека, являются исключительно важными для любого государства. Принятие и реализация таких реформ могут способствовать укреплению гражданского общества и респекту к правам и свободам каждого человека.
Шахноза Ганибаева,
доцент кафедры Центра повышения квалификации юристов при Министерстве юстиции Республики Узбекистан