Открытый диалог с народом как эффективный механизм защиты прав и интересов человека » Новостной портал Infozakon
star archive bad ca calendar cat coms dislike down down2 fav fb gp info left like login love mail od pass rel reply right search set share sort_down sort_up top tw up views vk votes cross phone loc ya
Открытый диалог с народом как  эффективный механизм защиты прав и интересов человека

Открытый диалог с народом как эффективный механизм защиты прав и интересов человека

Последние годы в Республики Узбекистан были очень богаты на события, в том числе в политико-правовой сфере. В новейшей истории нашей страны  30 апреля 2023 года состоялся всенародный референдум, по итогам которого принята по сути новая редакция Конституции Республики Узбекистан. Напомним, что предыдущая редакция была принята 8 декабря 1992 года.

В новой редакции Конституции принцип открытости нашёл своё отражение, прежде всего в преамбуле: «осознавая высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями за построение гуманного демократического государства, открытого и справедливого общества, в котором высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь и достоинство».

Развивая принцип открытости, статья 115 Конституции определяет, что Кабинета Министров Республики Узбекистан принимает меры по обеспечению открытости и прозрачности, законности и эффективности в работе органов исполнительной власти, противодействию коррупционным проявлениям в их деятельности, повышению качества и доступности государственных услуг. Данный принцип в соответствии со ст. 148 Конституции также установил, что процедуры формирования и исполнения Государственного бюджета Республики Узбекистан осуществляются на основе принципов открытости и прозрачности.

Статья 137 Конституции Республики Узбекистан регламентирует, что разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом заседании допускается лишь в случаях, установленных законом.

Как видно, открытый и искренний диалог с населением становится эффективным практическим механизмом осуществляемых во имя благополучия народа реформ. Является воплощение принципа “Не народ служит государственным органам, а государственные органы должны служить народу”.

Но так было не всегда, буквально десятилетие назад государственные органы и чиновники  были недосягаемыми как для граждан так и для юридических лиц. Отсутствовали механизмы для создания реального диалога, обратной связь между государством и обществом. Увеличивающийся разрыв между ними негативно влиял на качество принимаемых решений, работу органов государственного и местного управления. Негативно отражался и на  государственной политике и настроении народа.

Удовлетворение потребностей и обращений граждан было на критически низком уровне. Руководящие кадры государственных органов высшего звена практически не работали с гражданами. Не практиковалась организация встреч представителей органов государственной власти с населением на местах. Отсутствовал не только непосредственный, но и интерактивный доступ к вышестоящим руководителям через интернет ресурсы (веб-сайты, мессенджеры, социальные сети). Обращение к государственным органам и их руководителям возможно было только через неоднократные официальные письменные обращения и постановкой на очередь на время официального приёма. Практика отписок на обращения физических и юридических лиц достигла своего апогея и породила у просителей склонность к кверулянтству. 

Резкое изменение данной ситуацию народ почувствовал в 2016 году, когда была открыта 24 сентября 2016 года виртуальная приемная Премьер-министра, которая в последующем была преобразована в виртуальную приемную Президента Узбекистана (pm.gov.uz). Также был установлен прямой диалог между главой правительства и народом, в том числе через телефон доверия по короткому номеру 1000 или 0-800-210-00-00. Данное событие коренным образом изменило и развернуло лицом к народу руководителей всех уровней. Поддержание постоянной обратной связи между государством и гражданами имеет первостепенное значение в обеспечении эффективной реализации и обеспечении основополагающих прав человека, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека и Конституции Узбекистана – свободы мнений и их выражения, а также свободы мысли, слова и убеждений.

Данное событие привело к дальнейшему полному и неоднократному пересмотру институциональных, организационных и правовых основ работы с обращениями физических и юридических лиц. Ныне действующее законодательство об обращениях полностью соответствует Цели 16 Устойчивого развития ООН (содействие построению миролюбивого и открытого общества в интересах устойчивого развития, обеспечение доступа к правосудию для всех и создание эффективных, подотчетных и основанных на широком участии учреждений на всех уровнях).

Учитывая высокую потребность граждан в диалоге с государственными органами, Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев  одним из главных приоритетов своей политической деятельности обозначил поддержание обратной связи с народом. В феврале 2017 года была озвучена Стратегия развития Узбекистана на 2017-2021 гг. Первый год ее реализации объявлен Годом диалога с народом и интересов человека.

За прошедшие годы законодательное закрепление нашли основные механизмы обеспечения открытого диалога такие как, понятия и порядок проведения публичного приема, в том числе через видео-конференц-связь, а также порядок рассмотрения электронных обращений, обязанность государственных органов, организации и должностных лиц по созданию своих виртуальных приемных.

Теперь обращения рассматриваются путем анализа, организации выездных приемов и обхода каждого домовладения лично первыми лицами министерств и ведомств, последнее способствовало установлению прямых контактов с людьми, испытывающими трудности, но в силу различных причин, не обращающихся в государственные органы.

Принятые меры способствовали росту политической активности граждан, для изучения настроения и мнения населения был разработан веб-портал Mening fikrim (meningfikrim.uz). У народа появилась возможность обращения через Интернет, а также через веб-сайты. Свободное и открытое обсуждение проблем в соцсетях стало нормой жизни, что это положительно сказалось на свободе мысли, слова и убеждений, а также свободе мнений и их выражения, стал развиваться принцип социальной справедливости.

Первые успешные шаги к построению открытого диалога с населением, а в рамках одной статьи их даже невозможно просто перечислить, коренным образом изменили государственную политику в сторону открытости деятельности государственных органов, их доступности для населения, действенной обратной связи между государством и гражданином.

Открытый диалог с людьми повышает уровень доверия граждан к властным структурам. Способствует устранению последствий имеющихся на местах проблем и является самым эффективным механизмом защиты прав и интересов человека. 

Севархон Марипова,

заведующая кафедрой Частно-правовых наук Центра повышения квалификации юристов при Министерстве юстиции Республики Узбекистан, PhD, доцент

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 0

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Актуальные новости

Логотип

О портале

Новостной портал Казахстана, только свежие новости со всего мира!

© 2025 INFOZAKON. Все права защищены.

×