Открытый диалог с народом как  эффективный механизм защиты прав и интересов человека

Открытый диалог с народом как эффективный механизм защиты прав и интересов человека

Последние годы в Республики Узбекистан были очень богаты на события, в том числе в политико-правовой сфере. В новейшей истории нашей страны  30 апреля 2023 года состоялся всенародный референдум, по итогам которого принята по сути новая редакция Конституции Республики Узбекистан. Напомним, что предыдущая редакция была принята 8 декабря 1992 года.

В новой редакции Конституции принцип открытости нашёл своё отражение, прежде всего в преамбуле: «осознавая высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями за построение гуманного демократического государства, открытого и справедливого общества, в котором высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь и достоинство».

Развивая принцип открытости, статья 115 Конституции определяет, что Кабинета Министров Республики Узбекистан принимает меры по обеспечению открытости и прозрачности, законности и эффективности в работе органов исполнительной власти, противодействию коррупционным проявлениям в их деятельности, повышению качества и доступности государственных услуг. Данный принцип в соответствии со ст. 148 Конституции также установил, что процедуры формирования и исполнения Государственного бюджета Республики Узбекистан осуществляются на основе принципов открытости и прозрачности.

Статья 137 Конституции Республики Узбекистан регламентирует, что разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом заседании допускается лишь в случаях, установленных законом.

Как видно, открытый и искренний диалог с населением становится эффективным практическим механизмом осуществляемых во имя благополучия народа реформ. Является воплощение принципа “Не народ служит государственным органам, а государственные органы должны служить народу”.

Но так было не всегда, буквально десятилетие назад государственные органы и чиновники  были недосягаемыми как для граждан так и для юридических лиц. Отсутствовали механизмы для создания реального диалога, обратной связь между государством и обществом. Увеличивающийся разрыв между ними негативно влиял на качество принимаемых решений, работу органов государственного и местного управления. Негативно отражался и на  государственной политике и настроении народа.

Удовлетворение потребностей и обращений граждан было на критически низком уровне. Руководящие кадры государственных органов высшего звена практически не работали с гражданами. Не практиковалась организация встреч представителей органов государственной власти с населением на местах. Отсутствовал не только непосредственный, но и интерактивный доступ к вышестоящим руководителям через интернет ресурсы (веб-сайты, мессенджеры, социальные сети). Обращение к государственным органам и их руководителям возможно было только через неоднократные официальные письменные обращения и постановкой на очередь на время официального приёма. Практика отписок на обращения физических и юридических лиц достигла своего апогея и породила у просителей склонность к кверулянтству. 

Резкое изменение данной ситуацию народ почувствовал в 2016 году, когда была открыта 24 сентября 2016 года виртуальная приемная Премьер-министра, которая в последующем была преобразована в виртуальную приемную Президента Узбекистана (pm.gov.uz). Также был установлен прямой диалог между главой правительства и народом, в том числе через телефон доверия по короткому номеру 1000 или 0-800-210-00-00. Данное событие коренным образом изменило и развернуло лицом к народу руководителей всех уровней. Поддержание постоянной обратной связи между государством и гражданами имеет первостепенное значение в обеспечении эффективной реализации и обеспечении основополагающих прав человека, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека и Конституции Узбекистана – свободы мнений и их выражения, а также свободы мысли, слова и убеждений.

Данное событие привело к дальнейшему полному и неоднократному пересмотру институциональных, организационных и правовых основ работы с обращениями физических и юридических лиц. Ныне действующее законодательство об обращениях полностью соответствует Цели 16 Устойчивого развития ООН (содействие построению миролюбивого и открытого общества в интересах устойчивого развития, обеспечение доступа к правосудию для всех и создание эффективных, подотчетных и основанных на широком участии учреждений на всех уровнях).

Учитывая высокую потребность граждан в диалоге с государственными органами, Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев  одним из главных приоритетов своей политической деятельности обозначил поддержание обратной связи с народом. В феврале 2017 года была озвучена Стратегия развития Узбекистана на 2017-2021 гг. Первый год ее реализации объявлен Годом диалога с народом и интересов человека.

За прошедшие годы законодательное закрепление нашли основные механизмы обеспечения открытого диалога такие как, понятия и порядок проведения публичного приема, в том числе через видео-конференц-связь, а также порядок рассмотрения электронных обращений, обязанность государственных органов, организации и должностных лиц по созданию своих виртуальных приемных.

Теперь обращения рассматриваются путем анализа, организации выездных приемов и обхода каждого домовладения лично первыми лицами министерств и ведомств, последнее способствовало установлению прямых контактов с людьми, испытывающими трудности, но в силу различных причин, не обращающихся в государственные органы.

Принятые меры способствовали росту политической активности граждан, для изучения настроения и мнения населения был разработан веб-портал Mening fikrim (meningfikrim.uz). У народа появилась возможность обращения через Интернет, а также через веб-сайты. Свободное и открытое обсуждение проблем в соцсетях стало нормой жизни, что это положительно сказалось на свободе мысли, слова и убеждений, а также свободе мнений и их выражения, стал развиваться принцип социальной справедливости.

Первые успешные шаги к построению открытого диалога с населением, а в рамках одной статьи их даже невозможно просто перечислить, коренным образом изменили государственную политику в сторону открытости деятельности государственных органов, их доступности для населения, действенной обратной связи между государством и гражданином.

Открытый диалог с людьми повышает уровень доверия граждан к властным структурам. Способствует устранению последствий имеющихся на местах проблем и является самым эффективным механизмом защиты прав и интересов человека. 

Севархон Марипова,

заведующая кафедрой Частно-правовых наук Центра повышения квалификации юристов при Министерстве юстиции Республики Узбекистан, PhD, доцент

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 0

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Актуальные новости

Логотип

О портале

Новостной портал Казахстана, только свежие новости со всего мира!

© 2024 INFOZAKON. Все права защищены.

×