СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ: В ЧЕМ ИХ ОТЛИЧИЯ?
Пять лет назад было принято Распоряжение Президента Республики Узбекистан «Об организационных мерах по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах».
В соответствии с этим в 2017–2021 годах приняты комплексные меры направленные на построение в стране правового демократического государства, сильного гражданского общества, развитие экономики, основанной на приоритете свободных рыночных отношений и частной собственности, создание условий для мирной и благополучной жизни народа
и обеспечения достойного места Узбекистана на международной арене.
Недавно, в качестве последовательного и неразрывного продолжения Стратегии действий, был принят важнейший документ, непосредственно связанный с будущим Узбекистана – Указ Президента Республики Узбекистан «О Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022–2026 годы». Тем самым, утверждена Стратегия развития на ближайшие 5 лет.
Данный документ вызывает интерес у всех, кому небезразлично развитие и процветание Узбекистана, на этот счет высказывается много мнений. В связи с этим, среди наших граждан возникают такие вопросы, как «Какими аспектами Стратегия развития Нового Узбекистана отличается от Стратегии действий, принятой пять лет назад». И это, конечно же, естественно. Мы сочли необходимым ответить на этот вопрос, который интересует многих, в меру наших сил и возможностей.
Прежде всего, в отличие от Стратегии действий, Стратегия развития Нового Узбекистана направлена на достижение 100 целей в рамках 7 приоритетных направлений развития Узбекистана на ближайшие 5 лет и включает 398 мер, которые должны быть реализованы в 2022 году. Усилия, предпринимаемые для достижения этих целей, также очевидны. Они, в свою очередь, значительно облегчат контроль эффективности и результативности. Иными словами, внедряется система оценки результативности планируемых реформ в соответствии с уровнем достижения целей развития.
Во-вторых, участие населения нашей страны в разработке и принятии Стратегии развития значительно возросло в сравнении со Стратегией действий. Благодаря этому документ стал более народным. В частности, об этом свидетельствуют, более 17 тысяч отзывов, поступивших по итогам общественных обсуждений только на три основные электронные платформы. Следует особо отметить, что важную роль в этом сыграла система диалога с народом, начатая пять лет назад в рамках Стратегии действий. Потому что именно в ходе реализации мероприятий, определенных в Стратегии действий, была налажена прямая связь государственных органов с населением, из года в год повышалась прозрачность, что само по себе радикально изменило отношение населения к государственным органам, повысило их активность, степень доверия и сопричастности к реформам. Самое главное, расширились возможности граждан ставить вопросы перед государственными органами.
В-третьих, данный программный документ определяет, каковы тенденции развития нашей страны на ближайшую и среднесрочную перспективу, приоритетные задачи в этом направлении. Особое внимание уделяется обеспечению преемственности и непрерывности реформ на основе принципа «От Стратегии действий – к Стратегии развития». В частности, если Стратегия действий начиналась с осуществления масштабных реформ в каждой сфере, в Стратегии развития эти реформы будут продолжены с обеспечением непрерывности, а на основе накопленного большого опыта и возможностей реформы будут совершенствоваться с еще большей решимостью и интенсивностью. При этом повышается коэффициент результативности и эффективность проводимых реформ.
В-четвертых, усовершенствован механизм исполнения Стратегии развития. В частности, Указом Президента Шавката Мирзиёева «О Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022–2026 годы» утвержден состав Национальной комиссии по реализации стратегии. Примечательно, что в состав этой комиссии вошли представители государственных органов страны и общественные активисты. Члены данной комиссии определены ответственными за непосредственную реализацию Стратегии развития и обеспечение контроля в этом отношении за соответствующими ответственными лицами.
В связи с этим, наряду с определением конкретного исполнителя соответствующих пунктов и ответственного за контроль, следует обратить внимание на точность планируемых затрат. Это, с одной стороны, повышает эффективность работы по плану, а с другой стороны, способствует повышению ответственности соответствующих должностных лиц.
В-пятых, заслуживает внимания, также, усиление участия общественного контроля в реализации каждого этапа Стратегии развития. Естественно, стоит обратить особое внимание на то, что для осуществления такого контроля создаются широкие возможности. Цифровизация различных сфер, а также планирование создания электронных платформ служат, прежде всего, достижению этими организациями эффективности в своей деятельности, а с другой стороны, способствуют формированию у населения чувства удовлетворенности деятельностью государственных органов. Эта прозрачность и открытость также позволяют эффективно осуществлять общественный контроль. Кроме того, повышение подотчетности государственных органов всех уровней перед народными представителями – депутатами – также будет способствовать усилению контроля за государственными органами, ответственному отношению должностных лиц к своим обязанностям.
Самое главное, для обеспечения постоянного мониторинга населением процесса реализации каждой цели будут запущены и постоянно совершенствоваться электронные платформы.
В-шестых, очевидно, что за первый год реализации Стратегии развития – в 2022 году увеличился в несколько раз и объем средств, выделяемых на поставленные задачи. В частности, в Государственной программе по реализации Стратегии развития в текущем году предусмотрено 398 мероприятий на общую сумму 55 трлн. сумов и 11,7 млрд. долларов. В то время, как на выполнение намеченной государственной программы в 2021 году было выделено 29 трлн. 492,7 млрд. сумов и 2 млрд. 600,4 млн. долларов США, а на выполнение государственной программы в 2020 году – 18 трлн. 171,4 млрд. сумов и 10 млрд. 301,5 млн. долларов США.
В заключение следует отметить, что для полноценной реализации поставленных в Стратегии развития целей от всех нас требуются сильная воля и строгая дисциплина, полная мобилизация имеющихся возможностей. Конечно, каждый из нас должен быть активным в этом, сплотиться и приложить все силы чтоб внести свой вклад в построение Нового Узбекистана.
Ведь, как отметил Глава нашего государства Шавкат Мирзиёев, «все реформы, все действия мы будем проводить вместе с обществом. Все мы должны сплотиться и приложить все силы для служения нашему народу»
Элдор ТУЛЯКОВ,
исполнительный директор Центра «Стратегия развития»