Ерлан Смайлов, Депутат Мажилиса Парламента РК
В преддверии Дня Конституции самое время посмотреть на картину дня масштабно и системно. Во-первых, безусловно важно, что наша Конституция – главный фундаментальный документ, закладывающий цели и принципы государства, первооснова для долгосрочной стратегии развития страны.
Как закреплено в Конституции, «Президент Республики – символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина». И мы видим, что это действительно так.
В первой статье Конституции Республика Казахстан утверждает себя социальным государством. Это важнейший принцип, который определяет политику государства. На сегодня в Казахстане сделано уже немало, но мы видим, что есть огромный потенциал сделать государство реально более социальным, обеспечить лучшее качество жизни казахстанцев, причем ко всеобщей выгоде, мы не говорим о патернализме и иждивенчестве. Президент со своей стороны гарантирует социальность государства, это высшая политическая воля. Дальнейшее должно определяться логикой действий правительства и акиматов всех уровней. Они могли бы стать действительно более социальными и, соответственно, эффективными, ориентируясь в своих действиях на интересы народа в первую очередь.
Эволюционно мир движется к ускорению и усложнению. Как отмечают эксперты, историческое время ускоряется, при этом процессы становятся сложнее. Требуется работать эффективнее и при этом быстрее. В этом смысле государства мира все чаще сталкиваются с испытаниями на прочность и устойчивость. Залогом успешности государства, его устойчивости, способности справляться с проблемами и развиваться дальше становится единство народа и власти, открытость их диалога и согласие по ключевым вопросам развития. Но правильное видение, правильные решения сами по себе не меняют реальность, ее меняют действия и прилагаемые усилия.
Президент как гарант конституционных гражданских прав и свобод казахстанцев проводит в жизнь заложенные в Конституции принципы – через законопроекты, инициированные президентом и поддержанные Парламентом, которые уже известны как президентский пакет политических реформ.
Принят Закон «О мирных собраниях», внесены изменения в законы «О политических партиях», «О выборах», «О Парламенте и статусе его депутатов». Кроме того, внесены изменения в Уголовный кодекс, касающиеся декриминализации клеветы и гуманизации статьи о разжигании розни. Инициирован Закон «Об общественном контроле», который призван обеспечить реально действующие механизмы открытости госорганов перед обществом.
Все это не просто новости из коридоров власти, это решения, прямо влияющие на жизнь казахстанцев. В частности, принятие Закона «О мирных собраниях», как отмечают политологи, позволило гражданам провести мирных собраний в разы больше: если в 2018-2019 годах было всего 35 разрешенных мирных собраний, то за время действия нового закона люди смогли провести 552 согласованных мирных собрания – и это с учетом ограничений, связанных с COVID-19. Впечатляющий результат.
Именно эти законы направлены на формирование реального взаимодействия казахстанцев с государством, их вовлечения в процесс принятия решений и контроля работы государственных органов. Как мы видим, работа ведется. Но на этом останавливаться нельзя. Нужно понять и принять не как проблему, а как возможность тот потенциал, о котором было сказано выше – делая ставку на более глубокое понимание социальности государства, социальности как человекоцентричности при принятии государственных решений. И добиваясь этого непосредственно в работе правительства и акиматов всех уровней.