Анализ законопроекта, инициированного депутатами Парламента «Об Уполномоченном по правам человека (омбудсмене)» и некоторые предложения к нему.
Наличие полноценных компетенций и эффективность деятельности этого важного государственного правозащитного института, внедрение всех Парижских принципов Организации Объединенных наций (ООН) - является важным шагом в деле демократизации общества, в реализации концепции «слышащего государства», «справедливого общества и эффективного государства», провозглашенного Президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым. Глава государства поручил на заседании Национального совета общественного доверия (НСОД) принять закон, соответствующий международным стандартам и потребностям общества, усиления эффективности защиты конституционных прав наших граждан. Теперь, конечно, же закон по всем параметрам должен соответствовать международным стандартам и не быть декларативным. На встрече, как члена НСОД с Главой государства, говорил о несоответствии ныне действующего подзаконного акта - принципам, резолюциям Генеральной Ассамблеи ООН – такого внесудебного механизма защиты прав человека, как институт омбудсмена (уполномоченного по правам человека). В соответствии с Парижскими принципами Генеральной Ассамблеи ООН, такой институт по защите прав человека - должен быть создан в соответствии с Конституцией или специальным законом, быть независимым, с четко отраженной юрисдикцией и полномочиями, публичным, деполитизированным, доступным, оперативным, сотрудничающим с гражданским обществом, обращаться во все органы государственной власти, начиная с Конституционного совета, если с точки зрения уполномоченного по правам человека – норма закона не соответствует норме Конституции и т.д. То есть с большими правами и юрисдикцией. Сейчас депутатами Парламента разработан законопроект, который разослан экспертному сообществу, НПО и ученым с тем чтобы они могли дать свои замечания и предложения. Поэтому хотелось бы высказать ряд предложений по улучшению правового статуса уполномоченного по правам человека (омбудсмена) в целях более эффективной защиты конституционных прав наших граждан и более эффективной работы этого государственного внесудебного правозащитного механизма. В 2002 году ОБСЕ констатировало, что созданный институт омбудсмена не в полной мере соответствует международным стандартам, в частности Парижским принципам ООН. Парижские принципы указывали на необходимость учреждения института посредством закона, как акта более высшей юридической силы, чем Указ Президента, носящий подзаконный нормативный характер. Все омбудсмены, в том числе и назначаемые президентами, ведут свою работу только на основании закона. Кроме того, Конституция Республики устанавливает, что даже ограничения прав человека допускаются только на основании законов, а не подзаконных нормативных актов (статья 39). По Положению, а сейчас и в депутатском законопроекте Уполномоченный по правам человека - должностное лицо, осуществляющее наблюдение за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, наделенное в пределах своей компетенции полномочиями принимать меры по восстановлению нарушенных прав и свобод. Для многих юристов остается непонятным выделение только одного метода деятельности - наблюдения, который, как правило, выступает в качестве одного из элементов в составе других. Во всех странах мира институт омбудсмена либо контрольный, либо надзорный орган. Контроль, как известно, охватывает не только простейший и начальный этап сбора информации и выяснения фактического состояния, а еще предполагает выступление с предложениями с целью устранения выявленных недостатков, что в принципе и установлено в полномочиях омбудсмена. Тогда надо было и указать, что Уполномоченный по правам человека осуществляет контроль за соблюдением прав человека. Еще в законопроекте закона рабочей группой, созданной руководителем Администрации Президента в 2001 году, предлагалось как раз такая формулировка: «Национальный Омбудсман – независимое должностное лицо, избранное (назначенное) для контроля за соблюдением прав и свобод человека и наделенное полномочиями проводить проверки по обращениям граждан на решения и действия государственных и местных исполнительных органов, должностных лиц и государственных служащих, а также принимать меры по восстановлению нарушенных прав и свобод человека». Такая формулировка была и в правительственном варианте 2001 года: «Уполномоченный по правам человека - должностное лицо, осуществляющее контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, наделенное полномочиями проводить проверки по обращениям граждан и по собственной инициативе решений и действий (бездействия) государственных органов, иных организаций и их должностных лиц, а также принимать меры по восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина». В правительственном варианте уже не было слова «независимое», имеется в виду должностное лицо. На наш взгляд, в целях придания защитнику прав человека более высокого статуса и соответствия международным стандартам, необходимо указать, что омбудсмен – независимое должностное лицо высокого ранга. Расширение этой компетенции путем наделения омбудсмена правом проверки «решений и действий иных организаций и их должностных лиц» представляется важным и актуальным. К примеру, законодатель Грузии в целях соблюдения прав и свобод человека наделил полномочиями Народного защитника, осуществлять надзор и за деятельностью юридических лиц, оценивать принятые ими решения. Законодатель посчитал, что юридические лица часто нарушают права человека. Также поступили народные избранники Молдовы. Парламентские адвокаты рассматривают жалобы и на учреждения, организации и предприятия независимо от формы собственности, общественные объединения, а также на должностных лиц всех уровней. В Великобритании к субъектам расследования относят юридические лица и некорпоративные организации, действующие от имени Британской короны или были образованы в силу прерогативы Ее Королевского Величества, парламентского закона, правительственного декрета, приказа, изданного на основании парламентского закона либо изданного любым другим путем министра. Омбудсмен Македонии рассматривает жалобы на действия организаций, осуществляющих публичные задачи. Уполномоченный Олий Мажилиса (Парламента) Узбекистана по правам человека наделен полномочиями проводить проверки по жалобам на действия и бездействия любых организаций и должностных лиц. На наш взгляд, казахстанскому законодателю следует определиться относить ли к субъектам расследования юридические лица, если их действиями нарушаются права человека, с учетом мнения широких слоев общественности. Как показывает анализ законов об омбудсменах, парламентарии многих стран все больше склоняются к наделению института омбудсмена более широкими полномочиями по проверке жалоб на действия любых организаций и должностных лиц. Как показывает практика, часто нарушаются нормы трудового законодательства, происходят незаконные увольнения и т.д. Эксперты ОБСЕ предложили еще дополнить полномочия омбудсмена предоставлением рекомендаций и вынесением определенных вопросов на рассмотрение суда. Омбудсмены мира, в том числе СНГ, Литвы, Латвии и Эстонии руководствуются только конституциями, законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами. В Положении же указано, что Уполномоченный осуществляет свою деятельность не только в соответствии с Конституцией, законами, но и с актами Правительства, иными нормативными правовыми актами, что сразу ставит вопросы соответствия международным стандартам. Законодательство об Уполномоченном должно основываться на Конституции Республики Казахстан, состоит из этого закона, иных нормативных правовых актов. Если международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, устанавливались иные нормы, чем те, что предусматривались законом, то применялись нормы международных договоров. Омбудсмен Казахстана должен быть независим при осуществлении своей деятельности. Мы полагаем, что необходимо подчеркнуть независимость данного института и соответствие международным стандартам: «Уполномоченный по правам человека не связан никаким императивным мандатом и указанием какой-либо власти, государственного органа и должностного лица, а также политических партий и общественных объединений». Омбудсмены обладают неприкосновенностью в течение всего срока полномочий. Их нельзя задержать, они не могут преследоваться, судиться в связи с мнениями, которые они формулируют, а также за действия, которые они совершают при исполнении должностных обязанностей. Т.е. они обладают определенным иммунитетом, который выражается, в том что, при исполнении своих служебных обязанностей они не могут быть объектом уголовного или административного преследования. Мы полагаем, что важным является распространение свидетельского иммунитета на его заместителей и сотрудников, а также экс-омбудсменов, экс - заместителей омбудсмена и экс – сотрудников по вопросам, ставшим известными им в связи с исполнением своих служебных обязанностей. Привлечение его к ответственности должно происходить с согласия Парламента. Необходимо внести в Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс нормы об ответственности за незаконное вмешательство в деятельность омбудсмена. Кроме того, надо внести дополнения в уголовно-процессуальный и гражданско - процессуальный кодексы. Все вышеизложенное, несомненно, влияет на эффективное функционирование института омбудсмена. Поэтому, на наш взгляд, необходимо восстановить норму проекта закона. Исходя из Парижских принципов ООН, на наш взгляд, следует дополнить еще принципами: конституционности, демократизма, независимости, справедливости, доступности, оперативности, сотрудничества с другими органами, с неправительственными правозащитными организациями. По Положению лицо, назначаемое на должность омбудсмена Казахстана, должно иметь юридическое или иное гуманитарное образование. Советник по правам человека ПРООН Сироткин С.В. в экспертизе от 14.03.02 отмечал, что не совсем ясным выглядит требование наличия «политического опыта» и политологического, т.е. гуманитарного образования. Практике других стран такие требования неизвестны и аргументы в пользу таких требований непонятны. В большинстве государств, омбудсменам запрещено заниматься политической деятельностью (Российская Федерация, Молдова, Грузии и т.д.). В теории прав человека первенство политических норм над правовыми создает почву для возникновения и развития тоталитарных режимов. Тоталитаризм неизбежно возникает там, где политика, политические нормы не имеют правовой опоры, где права человека не являются ограничителем политической власти, не выступают в качестве средства контроля за ее осуществлением. Некоторые ученые (Бойцова Л.В. и Бойцова В.В.) склоняются к мнению, что богатый политический опыт является серьезным препятствием для занятия должности народного правозащитника. Мы также полагаем, что необходимо использовать опыт Франции, запрещающий баллотироваться на этот пост в течение двух-трех лет бывшим депутатам представительных органов власти и политикам. Приоритет прав человека по отношению к политике, политической власти – непреложный принцип современной культуры. В большинстве стран мира законодатели установили, что омбудсменами могут быть только юристы, вследствие того, что они хорошо знают юридические способы защиты прав человека. Они должны быть, преимущественно, специалистами в области конституционного права. НПО, в частности, Казахстанское международное бюро по правам человека также посчитало необходимым наличие высшего юридического образования. Весь опыт развития этого института во многих странах мира показывает, что для эффективной работы национального омбудсмена он должен обязательно иметь высшее юридическое образование. На наш взгляд, необходимо не просто наличие юридического образования, а квалификация судей Верховного Суда, научная степень. Его деятельность основывается не только на моральном авторитете и опыте, но и квалификации, а высшее юридическое образование является в этом случае необходимым условием. Можно представить себе какова будет эффективность работы такого института, если омбудсмен не сможет отличить гражданские права от гражданского права, не будет понимать в правовых механизмах защиты прав человека. Кроме того, большая юридическая работа должна проводиться по совершенствованию законодательства и приведению его в соответствие с международными стандартами, правовому просвещению. Поэтому как показывает практика, даже доктора юридических наук (Польша, Россия и т.д.) не всегда справлялись со своими задачами. Заниженные требования к кандидатуре омбудсмена, как показывает анализ функционирования института в других странах, приводит к снижению эффективности работы столь важного правозащитного органа. Наиболее важным и распространенным является требование безупречной общественной репутации и доверия. Данное положение представляется важным, поскольку речь идет об общественной фигуре, авторитет которого важен с точки зрения эффективности работы нового института. Мы полагаем, что необходимо восстановить норму проекта закона. Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что одной из важнейших составляющих является именно личность уполномоченного по правам человека. Атмосфера уважения прав человека, взаимного доверия, понимания выполнения возложенных на них высоких и благородных задач по защите прав человека – вот что должно царить в аппарате омбудсмена и в этом главная роль самого уполномоченного по правам человека. Об установлении возрастного барьера. Эксперты ОБСЕ предлагали исключить данную норму и включить требование о том, чтобы лицо обладало избирательным правом в Республике Казахстан. Подобные нормы часто встречаются в законодательстве других стран. Возраст не всегда является гарантией мудрости и опытности. Кроме того, статья 14 Конституции Казахстана провозглашает равенство всех перед законом и судом, запрещение дискриминации по любым мотивам. Вследствие этого, конечно, не стоит устанавливать возрастной ценз для претендентов. Установление разработчиками закона нормы о цензе оседлости в 10 лет противоречит Конституции Казахстана, поскольку противоречит статье 14 Конституции, запрещающей дискриминацию по любым основаниям. Предлагается несколько заместителей (не менее четырех) по наиболее важным направлениям защиты прав человека. ОБСЕ считало, что наличие одного омбудсмена, и как минимум, четырех его заместителей, избираемых в том же порядке, что и омбудсмен, является признанным способом обеспечения в рамках института плюрализма мнений и демократизма. Один из разработчиков проекта закона Журсимбаев С.К. предлагал вариант учреждения одновременно омбудсменов по семи наиболее важным правозащитным направлениям деятельности, к примеру, омбудсмен пенитенциарной системы, по защите прав женщин и детей, по защите политических прав, прав военнослужащих, несовершеннолетних и молодежи и т.д. Но прагматична и объективна норма, что «Уполномоченный имеет не менее двух заместителей, которые являются должностными лицами и координируют деятельность от имени Уполномоченного в сфере гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав. Один из заместителей одновременно является Уполномоченным по правам ребенка, полномочия которого определены Законом «О правах ребенка». Каждый из заместителей выполняет свои полномочия и задачи при условии, что их деятельность не должна ставить под сомнение цели, полномочия и задачи, определенные настоящим Законом, в том числе отношении самого Уполномоченного. Полномочия заместителя определяются Уполномоченным в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и в рамках настоящего Закона. Во время отсутствия Уполномоченного, осуществление его полномочий возлагается на заместителя. Уполномоченный назначает исполняющим обязанности Уполномоченного в случаях своей болезни, отсутствия, отпуска или неспособности выполнять им свои обязанности. Если он не назначает в письменной форме исполняющего обязанности Уполномоченного, то их осуществляет старший по возрасту его заместитель. Уполномоченный вправе делегировать в письменной форме свои обязанности, закрепленные за ним по закону и иному сотруднику. Заместители (не менее двух) назначаются и освобождаются от должности Президентом Республики Казахстан после консультаций с комитетами парламента. Кандидатуры заместителей обсуждаются с учетом мнений и рекомендаций депутатов Парламента, политических партий и общественных движений, государственных и неправительственных общественных организаций. В разных странах допускаются некоторые изъятия. В законах об омбудсменах Польши, Венгрии, Украины, Узбекистана, Грузии и других стран, вообще, нет никаких изъятий. В российском законе – омбудсмен не рассматривает жалобы на решения представительных органов федерации и ее субъектов. На наш взгляд, необходимо обратить внимание на законодательство вышеперечисленных стран и в целях эффективной защиты прав человека и гражданина исключить всякие изъятия. Для обеспечения широкой базы поддержки омбудсмена и его заместителей, ОБСЕ в 2002 году предлагало внести изменения в Конституцию и установить норму, что омбудсмены могут быть избраны и освобождены большинством в 2/3 голосов членов Парламента. Одна треть от общего количества депутатов могла инициировать освобождение от должности омбудсмена. Эксперты ПРООН и ОБСЕ предлагали включить положение о комитете, производящем отбор кандидатов. Важно чтобы был не один кандидат, а несколько. Эти кандидатуры должны быть обсуждены. В 2002 году для осуществления отбора кандидатов предлагалось создать комитет, в состав которого должны были входить лица, не задействованные в политике, такие, как Председатель Конституционного Совета, представители образовательных учреждений, представители неправительственных организаций. Другими словами, предлагалось назначить омбудсмена из 3 или 4 кандидатов. Более того, личность омбудсмена должна вызывать доверие лиц, обращающихся к нему. Это могло быть достигнуто только в том случае, если широкие круги общественности Казахстана были бы вовлечены в процесс, а также, если процедура выдвижения кандидатов была бы прозрачна и открыта. Как показывает анализ законодательств об омбудсменах, в мире существует страны, в которых омбудсмен назначается Президентом. К примеру, к ним относится Ирландская Республика. В соответствии со статьей 2 Закона об Омбудсмене от 14 июля 1980 года, омбудсмен назначается Президентом Ирландской Республики путем резолюции, рекомендующей какое- либо лицо на эту должность и принимаемой обеими Палатами Парламента. Президент может отозвать омбудсмена по долгу службы, но лишь в случае доказанного неправильного поведения, неспособности к исполнению должности либо несостоятельности лишь только путем резолюции, призывающей отозвать данное лицо и принимаемой обеими Палатами Парламента. Комиссара по вопросам администрации Кипра назначает Президент по представлению Совета Министров и с предварительного согласия Палаты представителей. В ходе исполнения своей должности Комиссар не может быть уволен, ни отозван с занимаемой должности, за исключением случаев его отзыва по тем же причинам, и в таком же порядке, что и судьи Верховного Суда. Ряд казахстанских ученых считают, что назначение и освобождение Президентом страны благотворно отразится на эффективности отправления полномочий главным правозащитником страны, и на авторитете принимаемых им решений, а также на состоятельности и имидже нового для казахстанской действительности правозащитного органа. Статус этого правозащитного государственного органа должен быть очень высоким. А в законопроекте, разработчики – установили его на уровне – министра. Статус, к примеру, в Армении на уровне – председателя Конституционного Суда, в России – на уровне первого зам. председателя Правительства, в Кыргызстане – на уровне Торага Законодательного собрания Жогорку Кенеша, в Азербайджане – руководства Милли Меджлиса и т.д. Так во всех странах. Омбудсмен должен будет общаться с руководителями конституционных органов на равных, поскольку конституционная защита прав наших граждан – приоритет деятельности государства. По требованиям к кандидатуре правозащитного омбудсмена. Наоборот нужны жесткие требования, такие как - стаж работы не менее пяти лет по юридической специальности или в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина. И самое важное - в течение двух лет кандидаты на должность не должны занимать депутатские должности, быть в политике, как во Франции и других странах. Зачем, к примеру, нужен квалифицированный юрист? Да чтобы не объяснять к примеру, что такое иерархия НПА, примат Конституции и т.д. Наиболее важным и распространенным является требование безупречной общественной репутации и доверия, но такой нормы не оказалось. Данное положение представляется важным, поскольку речь идет об общественной фигуре, авторитет которого важен с точки зрения эффективности работы нового института. Необходима норма и о досрочном освобождении омбудсмена. Если «сидит и создает видимость работы», чем страдали некоторые предыдущие омбудсмены Казахстана, то целесообразно освободить омбудсмена в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения должностных обязанностей. Важна правовая норма, которой нет в законопроекте, что «при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своей компетенции.» И таких нужных полномочий для усиления эффективности деятельности омбудсмена – много. Их нужно добавить. По вопросам оплаты труда, социальному, медицинскому и иному обеспечению омбудсмен и его заместители соответственно приравниваются к должностям Председателя Конституционного Совета и ее членов, Председателя и судей Верховного Суда. Анализ законодательства стран мира показывает, что преимущественно, должность омбудсмена приравнивается к должностям либо Председателя или членов Конституционного Суда, Председателя или судей Верховного Суда, либо к должности заместителя Председателя Правительства, Председателя Парламента или его заместителя. В Казахстане омбудсмен приравнен к уровню председателя агентства непосредственно подчиненного Президенту, что, конечно ниже статуса других омбудсменов СНГ, Литвы, Латвии и Эстонии. Соответственно аппарат приравнен к статусу агентства, непосредственно подчиненного Президенту. Необходимо подчеркнуть важность того, что Уполномоченный по правам человека должен обладать очень высоким статусом, потому что он дает рекомендации должностным лицам Правительства на самом высоком уровне и должен обладать таким же статусом как они, чтобы его рекомендациям уделяли должное внимание. Кроме того, это важно и с точки зрения противодействия коррупции. Выступая перед Правительством в качестве эксперта по законопроекту, автор обратил внимание именно на статус создаваемого правозащитного института. Необходима и норма о недопустимости вхождения омбудсмена в состав наблюдательного совета коммерческой организации и наличия конфликта интересов. На наш взгляд, необходимо более подробно раскрыть и изложить норму о досрочном освобождении вследствие совершения проступков не совместимых с нахождением на занимаемой должности и умаляющих авторитет государственной власти. В Испании защитник народа, уполномоченный Генеральными Кортесами, слагает свои полномочия в Парламенте при систематических упущениях в исполнении обязательств и обязанностей, связанных с должностью. Но там систематические упущения тщательно обсуждаются в представительном органе. В Нидерландах, законодатель установил, что Национальный омбудсман может быть освобожден от должности, если, по мнению второй палаты Парламента в результате его действий или бездействия он допустил серьезное пренебрежение оказанным ему доверием. Как показывает анализ статей законов других стран, омбудсмен, исходя из принципа оперативности, должен проходить в любое учреждение, безо всякого предварительного уведомления. ОБСЕ предлагало в 2002 году следующую редакцию: «В любое время, в установленном законодательством порядке, по предъявлению удостоверения беспрепятственно входить и находиться на территории и в помещениях государственных органов и иных организаций, в том числе воинских частях и соединениях, а также посещать места лишения свободы, встречаться и беседовать с лицами, содержащимся в них, без участия и присутствия администрации учреждения.» Конечно, же в будущий закон необходимо внести данную норму, потому что, анализ законов об омбудсменах мира, показывает, что для необходимости защиты прав человека, чьи свободы ограничены, законодатели наделяют омбудсмена такими полномочиями. Разработчики законопроекта предлагали, чтобы омбудсмену Казахстана было предоставлено право знакомиться с оконченными производством уголовными, гражданскими делами и административными материалами, решениями судов, вступившими в законную силу. Такое право есть у всех омбудсменов СНГ. В данной статье необходимо дать право омбудсмену обращаться в суды в защиту конституционных прав граждан, ходатайствовать о рассмотрении обращений граждан в соответствии с Административно процедурно-процессуальным кодексом (АППК), а также «вносить надзорные жалобы по судебным делам, которые подлежат обязательному рассмотрению». Кроме того, как в России, необходимо предоставить омбудсмену право знакомиться также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел. На наш взгляд, в целях усиления правозащитных полномочий необходимо дополнить статью такими важными нормами. Обращения лиц, содержащихся в местах лишения свободы, адресованные омбудсмену, не должны подлежать просмотру администрацией и должны направляться ему в течение 24 часов. Человек, находящийся в местах лишения свободы, надеется на защиту уполномоченного по правам человека, но в то же время боится, что из – за написанного им обращения он может пострадать. На наш взгляд, анализируя деятельность омбудсменов в других странах, следует согласиться с тем, что по случаям серьезного или массового нарушения прав и свобод омбудсмену должно быть предоставлено право выступить на очередной сессии Парламента. Он мог бы обратиться в Парламент с рекомендацией по формированию комиссии Парламента по рассмотрению фактов нарушения прав и свобод и по проведению парламентских слушаний. А также принять участие в работе такой комиссии и в самих парламентских слушаниях. Ответ, направляемый заявителю должен включать все ответы, полученные от органов, но не может включать информацию, в отношении которой такой орган или омбудсмен должны сохранять конфиденциальность. Уполномоченный по правам человека вправе представлять заключение и рекомендации Президенту, в Парламент, Генеральному Прокурору, общественности. Омбудсмен должен представить специальный доклад в Президенту Казахстана и в Парламент, если государственный орган продолжает препятствовать проведению проверки или отказывается выполнять его рекомендации, а также включать данную информацию в свой ежегодный отчет. В целях защиты прав заявителя необходимо дополнить нормой, что Уполномоченный по правам человека должен обеспечить конфиденциальность информации, касающихся жалоб и проверок, включая личности заявителей и материалы проверок, за исключением случаев, когда он считает такое разглашение необходимым для выполнения обязанностей, установленных законом, или для подготовки отчетов, предусмотренных законом. Спорным является утверждение маслихатами представителей Уполномоченного по правам человека в регионах. Это ставит в зависимость деятельность омбудсмена от маслихатов, в которых преобладают партии. На наш взгляд, можно дополнить еще одной важной нормой для эффективной работы омбудсмена и реализации конституционных прав граждан на получение информации: «Средства массовой информации оказывают Уполномоченному по правам человека содействие в осуществлении им своих обязанностей. Уполномоченный по правам человека вправе потребовать, а средства массовой информации обязаны ему предоставить время на государственном теле- и радиоканале, места на страницах газет и журналов, в которых государство имеет контрольный пакет акций, для сообщения о материалах и фактах, полученных в результате исполнения им своих служебных обязанностей. Официальные средства массовой печати публикуют материалы Уполномоченного по правам человека в первоочередном порядке». Рабочая группа закрепляла за омбудсменом право «требовать и получать все сведения, документы и иные материалы, необходимые для рассмотрения обращения». Секретность запрошенных им для ознакомления документов не могла служить основанием для отказа в их выдаче, кроме документов, относящихся к национальной обороне, государственной безопасности или внешней политике. В акте реагирования, омбудсмен высказывает мнение и предложения о способе разрешения дела, он может рекомендовать органу изменить решение, пересмотреть существующую практику, компенсировать материальный ущерб гражданам. В научной литературе дискутируется вопрос о необходимости придания актам омбудсмена обязательного характера, что способствовало бы обеспечению большей эффективности его деятельности. Законодательство стран СНГ рассматривает необходимость направления представления в более категоричной форме, чем законы других стран, т.е. не как право уполномоченного, а как его прямую обязанность. Такой акт называется заключением, содержащим рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления нарушенных прав и свобод. Мы полагаем, что следует дополнить данную статью нормой, что в ходе рассмотрения обращения омбудсмен должен предоставить государственным органам и органам местного самоуправления, юридическим лицам, должностным лицам и служащим, чьи решения или действия (бездействия) явились причиной обращения, возможность предоставить объяснения по любым вопросам, требующим разъяснения в ходе рассмотрения обращения. До момента формального представления отчета, содержащего критику или неблагоприятную информацию об органе или лице, омбудсмен проводит консультации с таким органом или лицом и предоставляет такому органу или лицу достаточное количество времени для подготовки ответа. Такая норма часто используется в законах других стран. На наш взгляд, эксперты ОБСЕ предложили внести рациональное положение, которое бы способствовало эффективной защите прав человека посредством института омбудсмена: «премьер-министр, министры или руководители государственных органов, которые получают отчет или рекомендации от Уполномоченного по правам человека (омбудсмена), должны в течение 30 дней или к началу следующей сессии Парламента в зависимости от того, которая из дат наступит позднее, предоставлять Президенту и в Парламент доклады о мерах, принятых в ответ на отчет или рекомендации омбудсмена». Нижеследующая статья должна установить специфические полномочия омбудсмена по предоставлению рекомендаций и отчетов по ним Президенту, Парламенту и другим государственным органам: «Основываясь на результатах исследования и ознакомления с информацией по нарушениям прав и свобод, омбудсмен может: 1) направлять в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам уведомления и общие рекомендации о защите прав и свобод и усовершенствованию административных процедур; 2) обращаться к лицам, обладающим правом законодательной инициативы в Республики Казахстан, и представлять рекомендации о внесении изменений в законодательство Республики Казахстан в случаях, когда у омбудсмена имеются основания полагать, что решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц и сотрудников, нарушающие права и свободы человека основываются и приводятся в исполнение в силу существующего в Республике Казахстан законодательства, или в случаях, когда нормы законодательства противоречит общепринятым принципам и нормам международного права и международных соглашений, участником которых является Республика Казахстан». На наш взгляд, в целях расширения правозащитных функций необходимо, при внесении изменений и дополнений в Конституцию, предоставить Уполномоченному по правам человека право законодательной инициативы. В статье 12 Конституции прямо указано, что права и свободы определяют содержание и применение законов. Предоставление Уполномоченному по правам человека право законодательной инициативы даст возможность инициировать законы, непосредственно регулирующие сферу защиты прав и свобод человека в Республике Казахстан. Следует наделить омбудсмена правом присутствовать на всех заседаниях парламента, правительства, заседаниях высших судебных органов, прокуратуры, министерств и ведомств и других при рассмотрении вопросов защиты прав человека. На наш взгляд, анализ работы омбудсменов других стран показывает, что в целях организации эффективной работы Уполномоченного по правам человека следует включить в проект закона следующие положения. Наделить омбудсмена надзорными полномочиями, внесения протеста, если Генеральная прокуратура такой протест не вносит, но в целях эффективной защиты прав человека такой протест необходим. Мировой опыт имеется. К примеру. К обязанностям Парламентского омбудсмена Финляндии в соответствии с Конституционным законом от 17 июля 1919 года относятся: «надзор за соблюдением законов и исполнением своих обязанностей судами и другими органами власти, государственными служащими, а также работниками публичных корпораций и прочими лицами при исполнении своих публичных обязанностей. Исполняя свои обязанности, Парламентский омбудсмен следит также за соблюдением основных прав человека». Он имеет право опротестовывать или требовать опротестования ошибок, допущенных служащими или халатного выполнения обязанностей в сфере, являющейся предметом его надзора. Одним из главных способов реализации омбудсменом своих полномочий является процесс рассмотрения жалоб, кроме тех дел, от возникновения которых прошло более пяти лет. Надзор омбудсмена распространяется на министров правительства. Создание института омбудсмена явилось важным фактором обеспечения контрольно – надзорных функций за аппаратом исполнительной власти. Омбудсмен Дании в исполнении своих функций он не зависим от Парламента, которому он представляет ежегодно доклад о своей работе. В законе N 473 от 12 июня 1996 года «Об омбудсмене Дании» установлено, что юрисдикция омбудсмена распространяется на все сферы публичной администрации, но не правом контролировать судейские органы. «Тот факт, что судебная власть как таковая не относится к компетенции омбудсмена, является следствием того, что датское государствоведение, с одной стороны, учитывало возможности проверки судебных решений, а с другой стороны, не считало возможным сочетание независимости судьи с внешним контролем». В законе прямо указано, что омбудсмен должен иметь юридическое образование. Военные учреждения в Дании и Финляндии входят в сферу деятельности омбудсменов, надзирающих за деятельностью гражданской администрации. В соответствии со статьей 75 Конституции Королевства Норвегии от 17 мая 1814 года Стортинг (парламент) «назначает в установленном законом порядке лицо, не являющееся членом Стортинга, для надзора за публичной администрацией и всеми лицами, работающими в системе ее обслуживания, и с целью обеспечения законности их действий по отношению ко всем гражданам». Омбудсмен исполняет свои обязанности независимо от парламента, но в пределах определенной Стортингом компетенции, которому он ежегодно представляет доклад. В случае несоблюдения срока одного года, предусмотренного для подачи жалобы, это не служит препятствием для омбудсмена, чтобы рассмотреть ее по собственной инициативе. Уполномоченный по правам человека должен обладать квалификацией, установленной для судьи Верховного суда Норвегии. Многие государства, учредившие пост омбудсмена (уполномоченного по правам человека), при определении ему места в реестре государственных должностей, определяли его в один ряд с судьями Верховных судов. Первым социалистическим, а затем и постсоветским государством, учредившим институт омбудсмена, стала Польша. Уполномоченный по правам человека (омбудсмен) после рассмотрения дела может: 1) требовать возбуждения производства по гражданским делам, а также принять участие на правах прокурора в любом уже ведущемся производстве; 2) требовать возбуждения уполномоченным обвинителем подготовительного производства по делам о преступлениях, преследуемых по закону; 3) обратиться с требованием о возбуждении административного производства, обжаловать решение в административный суд, а также участвовать в этих производствах на правах прокурора; 4) обратиться с требованием о наказании, а также об отмене вступившего в законную силу решения в производстве по делам о проступках, в соответствии с принципами и в порядке, определенными отдельными положениями; 5) вправе вносить чрезвычайные ревизии в Верховный суд на решения Главного административного суда, а также кассации по уголовным делам. Омбудсмен вправе вносить протесты, если Генеральная прокуратура не приняла решение по внесению протеста. Институт стал одним из важных существующих форм надзора за обеспечением прав, а также за соответствием деятельности государственных служб принципам социальной справедливости, социального общежития и административной этики. Необходимо внести норму, что омбудсмен проводит анализ законодательства республики в области защиты прав человека и инициирует реформы, направленные на дальнейшее повышение их эффективности». Необходимо восстановить эту норму законопроекта. Необходимо также чтобы омбудсмен был обязан предоставлять средствам массовой информации по их просьбе возможность ознакомления с результатами проведённых проверок по фактам нарушений прав и свобод человека и гражданина. ОБСЕ предложило включить положение о предоставлении консультаций государству по ратификации международных документов по правам человека. Совершенствование процедур и механизмов защиты прав и свобод человека является важнейшей задачей любого демократического государства. Поэтому важной является дальнейшая работа по приведению нормативного акта об омбудсмене Казахстана в соответствие с международными стандартами, определение статуса, полномочий и основ организации правозащитной деятельности Уполномоченного по правам человека. Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что учреждение должности омбудсмена в Казахстане явилось важным шагом в деле демократизации общества и подняло рейтинг государства, учреждающего институты, рекомендованные ООН и Советом Европы. Хочется надеяться, что этот институт оправдает возложенные на него задачи в области защиты прав человека, станет важным достоянием правовой системы, укрепит государственность. Функционирование института Уполномоченного по правам человека будет способствовать формированию демократического правового государства, самодостаточного гражданского общества с его свободными гражданами, обладающими неотчуждаемыми правами, развитию правового сознания личности. Мировой опыт показывает, что демократичным считается государство, которое осознает, что необходимо использовать все доступные механизмы защиты прав человека, такие как институт омбудсмена (Уполномоченного по правам человека). Марат Башимов доктор юридических наук, профессор Предложения к законопроекту об омбудсмене - профессора Башимова М.С.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||