ВЫЯВЛЕНИЕ И УСТРАНЕНИЕ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ
В целях выявления условий и причин, способствующих совершению коррупционных правонарушений в деятельности государственных органов и субъектов квазигосударственного сектора Антикоррупционной службой ВКО в 2020 году проведено 16 внешних анализов коррупционных рисков, по итогам которых выявлено 244 коррупционных рисков. Об этом сообщил первый заместитель руководителя Департамента Жигер Байдилдин в ходе прямого эфира в рамках проекта «Антикор лайф».
На сегодняшний день основными инструментами превентивной работы Агентства по противодействию коррупции выступают антикоррупционный мониторинг и внешний анализ коррупционных рисков.
«18 ноября 2015 года принят Закон РК «О противодействии коррупции», в котором нашли отражения новые меры противодействия коррупции, в том числе анализ коррупционных рисков. Данный механизм широко используется в Восточно-Казахстанской области и доказал на практике свою высокую эффективность» - отметил Жигер Байдилдин.
По итогам проведенных анализов внесено 229 рекомендаций по устранению коррупционных рисков. Стоит отметить, что объектами анализа являлись как местные исполнительные органы, так и территориальные подразделения центральных государственных органов, их подведомственные организации, а также квазигосударственный сектор. Более того, были затронуты такие важные сферы, как здравоохранение, образование, архитектура и строительство, налоговое администрирование, жилищно-коммунальное хозяйство и прочее.
Проведенные анализы показывают на наличие общих, характерных для многих государственных органов коррупционных рисков, а именно: первое - наличие дискреционных полномочий при оказании государственных услуг; второе - «коллизия законов» т.е. явное противоречие и несоответствие норм правовых актов; третье - несоответствие фактических бизнес-процессов оказания госуслуг нормам, утвержденным Стандартами, административные «барьеры»; четвертое - наличие «прямого контакта» госслужащего с услугополучателем; пятое - «размывание ответственности»; истребование «излишних» документов, не предусмотренных Стандартами; шестое - слабая техническая база и пробелы в интеграции электронных программ ИС; седьмое - низкий уровень правовой культуры и юридических знаний с обеих сторон.
«Необходимо отметить, что коррупционные риски присутствуют в деятельности почти каждого государственного органа, организации, и такой эффективный механизм, как внешний анализ, позволяет своевременно предотвращать самые неприятные последствия» - резюмировал спикер.