Заметки на полях проекта закона о мирных собраниях
Объективно, что проект закона о мирных собраниях, продолжает вызывать пристальное внимание общества и государства. Это вполне нормальная реакция на ожидания общества о том, что новый закон внесет свою лепту в углубление и развитие права граждан на управление делами государства. Примечательно, что актуальность принятия нового закона обнародована, поддержана Главой государства. Это обстоятельство придает уверенность тому, что закон будет не декларативным, а обязательно работающим во благо интересов народа Казахстана.
Вне всякого сомнения, что проект нового закона существенно отличается от действующего закона 1995 года, который в целом выполнил свою историческую миссию. Во всяком случае, его наличие в арсенале действующего права Казахстана, также свидетельство того, что Казахстан, будучи правовым государством, то есть «государством законности», постоянно и последовательно наращивает потенциал строгого выполнения общепризнанных идей и норм международных обязательств в сфере защиты прав человека. Это заметно и по непрерывно нарастающему демократическому арсеналу политических, правовых, экономических основ общества и государства, нацеленных, главным образом, на признание и гарантирование конституционных прав и свобод человека.
Достоинства проекта нового закона, можно свести к трем важным положениям: впервые наиболее конкретно регламентируются условия, основания, последовательность осуществления и оформления права на мирные собрания; «выбивается» почва для произвола чиновников и государственных структур при реализации права на мирное собрание; верно подмечены и открываются широкие возможности к механизмам и методам организации и проведения мирного собрания.
В контексте изложенного, не должна вызывать вопросов разумная, на мой взгляд, зарегламентированность в проекте закона процедур организации и проведения мирного собрания, поскольку они могут различаться по видам и качественному составу участников. Это предполагает в целях защиты этого права граждан и, собственно, субъектов мирного собрания, местными органами власти и управления, исключения возможных здесь негативных последствий, четкое очерчивание в проекте закона рамок (меры) возможного (субъективного права) и необходимого поведения (юридической обязанности) сторон. Надо полагать, данное обстоятельство принимают во внимание также международные документы о правах человека, имеющие универсальный характер, которыми обозначены отдельные ограничения в пользовании этим правом, а установление действительного смысла которых отдано законодателям суверенных государств - членов ООН.
Так, подача уведомления и оформление согласования на мирное собрание, на что накладывает отпечаток разные формы мирного собрания, дача на них ответа местными органами власти и управления, сокращены в сроках. Их вполне достаточно, чтобы мотивировать как необходимость публичной мирной акции, так и допустимость ее проведения.
Например, не секрет, что демонстрации и шествия всегда вызывают важность их безопасного проведения и исключения любых нарушений прав и свобод других граждан, посягательств на конституционный строй и общественную нравственность. В связи с чем, здесь избрана форма согласования, требующая более взвешенных подходов к их проведению.
Не должны вызвать опасения и регламентируемые законом достаточно конкретные основания к отказу в проведении мирного собрания. Они, что принципиально, не носят общего характера. Их закреплено 13. И это правильно, при таком подходе законодателя исключается любое незаконное и необоснованное толкование возможных ограничений в пользовании данным правом со стороны местных органов власти и управления.
Аналогично, детализацией и взвешенностью юридических оснований, отличаются случаи к приостановлению и прекращению начатого мирного собрания. Они учитывают все реальные жизненные ситуации, которые могут иметь место в ходе мирного собрания и требуют принятия подобных решений.
Очень принципиально, с учетом активного и разнообразного характера жизни на местах, введение в проект нового закона понятия «специализированное место», точное и правильное определение которых для разных видов мирного собрания (территория, определенный участок дороги), обеспечит доступ к ним населения и его результативность. Полагаю, что по итогам закрепления таких мест после введения в действие закона, можно будет судить об ответственности органов власти и управления в регионах по исполнению нового закона, а также пониманию ими точного содержания его норм по специализированным местам.
Несколько слов о проведении пикетирования. Актуально, что этот вид мирного собрания в законе остается, как апробированный временем. Для него нет количественных ограничений, в том числе временных, прежде всего, при использовании в специализированном месте. Кстати, о нем (месте). Надо полагать, это будет место исключительно для проведения пикетирования, с хорошим обзором для населения и чиновников, кому адресованы претензии пикетчика или лиц, которых он вправе представлять.
И еще. Проведение пикетирования вне специализированных мест по времени и составу участников и т.д., законом правомерно ограничено. К тому же, такие пикеты не будут резко отличаться от иных статичных видов мирных собраний.
В целом, логично предположить, что практика применения норм нового закона, покажет его достоинства и недочеты, а также пути устранения возможных пробелов.
Ведь время не стоит на месте, жизнь постоянно развивается, и мы меняемся вместе с ними.
Марат Когамов
д.ю.н., профессор,
академик АЕН РК,
Почетный юрист Казахстана