Казахстанское законодательство о митингах получилось самым либеральным в СНГ » Новостной портал Infozakon
star archive bad ca calendar cat coms dislike down down2 fav fb gp info left like login love mail od pass rel reply right search set share sort_down sort_up top tw up views vk votes cross phone loc ya
Казахстанское законодательство о митингах получилось самым либеральным в СНГ

Казахстанское законодательство о митингах получилось самым либеральным в СНГ

Своим мнением о поступившем в Сенат проекте Закона «О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан» поделилась политолог Жанар Тулиндинова. Она проанализировала ключевые особенности законопроекта в сравнении с законодательством стран СНГ, передает МИА «Казинформ». НОВОСТИ ПО ТЕМЕ С новым законом о митингах все станет на порядок безопаснее и удобнее - Марат Башимов Дарига Назарбаева: Врачи и журналисты трудятся на передовой и нуждаются в особой защите Законопроект по вопросам улучшения бизнес-климата одобрили в Мажилисе Мажилис продолжает работу над законопроектами для повышения участия женщин и молодежи в жизни страны «Несмотря на карантин и режим самоизоляции, Парламент не приостанавливает законотворческую деятельность. 14 апреля в Сенат поступил законопроект «О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан». Чем примечателен законопроект? Во-первых, активнейшее участие в обсуждении и разработке законопроекта приняла широкая общественность. На этапе подготовки концепции документа состоялось несколько общественных слушаний в нескольких городах, в том числе с участием министра информации и общественного развития Даурена Абаева. Особенно оживленно прошли встречи министра с представителями гражданского общества в Алматы и в Караганде. Законопроект также обсуждался на онлайн-площадках HAQ и Talda.kz, а также с представителями международных организаций (ОБСЕ, USAID, управления верховного комиссара ООН по правам человека) и посольств Германии, Великобритании, Нидерландов и США. Живой интерес общественности к законопроекту «О митингах» вполне объясним – это один из ключевых пунктов в пакете политических реформ, инициированных на площадке Национального совета общественного доверия и поддержанных Президентом К. К. Токаевым. Документ направлен на реализацию концепции «слышащего государства». Следует также отметить, что в рабочую группу по разработке законопроекта вошли общественные деятели, члены Нацсовета общественного доверия – Ерлан Саиров, Марат Башимов, Мурат Абенов, Асылбек Кожахметов, Мухтар Тайжан и другие. Столь широкое участие гражданского общества в работе над законопроектом позволило подготовить достаточно либеральный и прогрессивный документ. Во-вторых, работа над законопроектом велась в неординарных условиях карантина и режима изоляции. При этом, по отзывам общественников и экспертов, вошедших в состав рабочей группы, онлайн-обсуждения позволяли обеспечить глубокое погружение в законотворческую работу. Наверное, впервые в Казахстане в законопроектной работе столь широко применялись цифровые технологии. Целесообразно было бы использовать этот опыт в законотворчестве и в дальнейшем. Значимость и востребованность законопроекта объясняют, почему его обсуждение и принятие не были отложены на посткарантинный период – в этом случае документ был бы принят либо осенью нынешнего года, либо только в 2021 году. Тогда к осеннему политическому сезону гражданское общество подошло бы с откровенно устаревшим, образца 1995 года законодательством о митингах. А ведь осенью нынешнего года политические силы будут находиться «на низком старте» по подготовке к парламентской выборной кампании. Очевидно, что закон «О митингах» как важнейший из документов, регулирующих политическое публичное пространство, должен соответствовать новым реалиям. В-третьих, казахстанское законодательство о митингах получилось, пожалуй, самым либеральным на постсоветском пространстве. Самое очевидное различие - в принципах организации (уведомительный или разрешительный) митингов и мирных собраний и сроках подачи и рассмотрения заявки. Во внесенном в Сенат законопроекте «О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан» установлен уведомительный принцип организации митингов, при этом уведомление должно быть подано за 5 рабочих дней до мероприятия. В России также действует уведомительный принцип, однако заявка на проведение митинга должна быть подана «в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия». В Кыргызстане – уведомительный принцип, срок подачи заявки «не позднее 12 календарных дней». В Узбекистане законопроект «О митингах, собраниях и демонстрациях граждан» был впервые разработан и вынесен на обсуждение летом прошлого года – его нормы предполагают разрешительный принцип организации митингов, а заявка должна подаваться за 30 дней до мероприятия. Наконец, в законодательстве о митингах ни одной из вышеперечисленных стран нет такого понятия как «презумпция в пользу проведения мирных собраний», которая закреплена в статье 3 казахстанского закона (в разделе о принципах организации и проведения мирных собраний». Презумпция в пользу проведения мирных собраний – это один из шести (причем первый по очередности) принципов, которые указаны в подготовленном в 2007 году Советом экспертов БДИПЧ ОБСЕ по вопросам свободы собраний документе – «Pуководящие принципы по свободе мирных собраний». Закрепление этого принципа предусматривает, что так как право на свободу мирных собраний относится к основным правам человека, его реализацию следует по мере возможности обеспечивать без регулирования. «Все, что закон непосредственно не запрещает, следует считать разрешенным, и от желающих принять участие в собрании не следует требовать получения разрешения на его проведение. В законодательстве следует четко и недвусмысленно установить презумпцию в пользу свободы собраний», - говорится о документе БДИПЧ ОБСЕ. То, что этот принцип будет закреплен в казахстанском законодательстве о митингах, позволяет говорить о его прогрессистском характере. Важно отметить, что в настоящее время в законодательном органе страны идет обсуждение в рабочих группах поправок в законодательство «О политических партиях» и «О выборах в Республики Казахстан» (в части снижения численного порога при регистрации партии и установлении квот для женщин и молодежи в партийных списках), а также законопроекта «О парламентской оппозиции». Эти законодательные документы вкупе с законом «О митингах» позволят переформатировать общественно-политическое пространство в Казахстане, повысить конкуренцию в партийном поле, а также придать более инклюзивный, сбалансированный характер выборным органам».

 

МИА «Казинформ».


 


 

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 0

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Актуальные новости

Логотип

О портале

Новостной портал Казахстана, только свежие новости со всего мира!

© 2025 INFOZAKON. Все права защищены.

×