Речь члена Национального Совета общественного доверия Рахыма Ошакбаева на первом заседании 6 сентября 2019 года
Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич!
Уважаемые члены Национального Совета!
В первую очередь от лица нашей группы по экономической модернизации позвольте поблагодарить за доверие, которое оказала нам Ваша администрация, включив нас в Ваш консультативно-совещательный орган. Каждый из нас постарается как эксперт в своей сфере принести пользу стране, используя высокий статус Вашей площадки.
Концепция пенсионной реформы
Мы глубоко приветствуем ваше решение отложить до 2023 года введение дополнительных 5% дополнительных пенсионных взносов. Эта мера усугубила бы и без того высокую нагрузку на Фонд оплаты труда и еще больше увеличило бы зарплаты в конвертах. Но текущее состояние пенсионной системы нельзя назвать удовлетворительным. Необходимость модернизации всей пенсионной системы – это такой слон в комнате, который мы, экономисты, не можем игнорировать.
Мы декларируем трехуровневую систему – солидарная и базовая из бюджета, обязательные накопительные и добровольные отчисления. Планировалось, что второй уровень – ЕНПФ в перспективе заменит солидарную и снизит нагрузку на бюджет. Однако 92% пенсий по прежнему выплачивается из бюджета.
Обязательные накопления в ЕНПФ. На самом деле, наши деньги там обесцениваются. Например, за первое полугодие 2019 года реальная доходность активов ЕНПФ составила всего 0,09%. За время существования ЕНПФ (2013-2018 гг.) накопленная инвестиционная доходность составила 56,1%, а накопленная инфляция – 56,5%. Если же мы берем реальную покупательскую способность, то с учетом девальвации тенге в 2,5 раза наши деньги потрясающе обесценились.
Низкое доверие к ЕНПФ, влечет тотальное уклонение от участие в пенсионной системе и занижение облагаемых доходов. Регулярные пенсионные взносы 12 раз в год делают всего порядка 2,5 млн человек при более чем 8 млн занятых. При этом 63% из них показывают зарплату меньше чем минимальная зарплата – 42,5 тысячи.
Очень низкий уровень накоплений. 6,6 млн казахстанцев имеют накопления до 1 млн тенге, а свыше 5 млн тенге – только у 282 тыс. человек. Использовать свои накопления на образование и жилье согласно Вашей инициативе скорее всего смогут всего 95 тыс. человек, которые имеют более 8 млн для мужчин и 10 млн. для женщин.
Цифры удручают. На этом фоне впечатляют аппетиты АО “ЕНПФ”, который в год имеет 60 млрд комиссионных доходов с наших накоплений, причем не занимаясь управлением пенсионными активами взимает 45 млрд комиссии с инвестдохода. Одни только административные расходы ЕНПФ составляют 20 млрд тенге. Мне тяжело представить, как одна квазигос-аошка может в год потратить такую колоссальную сумму в 20 млрд на адм.расходы. Для сравнения, содержание одного из самых больших министерств - Минфина который состоит из 81 гос.учреждения и администрирует все налоги и бюджеты обходится нам в 6 млрд.
Считаем необходимым совместно с Минтруда и МНЭ начать работу над Концепцией пенсионной системы, которая должна основываться на общих выверенных актуарных расчётах. Цель проста и понятна - как обеспечить нам всем приемлемые доходы на старости с коэффициентом замещения не менее 40%... У нас по этому поводу уже есть конструктивное сотрудничество с Минтруда
Другая Ваша важная инициатива, озвученная в Послании, – это объединение всех налогов и платежей во внебюджетные фонды в единый платёж. Сейчас эти сборы сложно уплачивать и администрировать, нам нужен простой метод. Следующим этапом мы видим объединение трёх фондов ЕНПФ, ФСМС и ГФСС в один и постепенное снижение нагрузки на ФОТ до 20% по примеру Грузии, которая благодаря подобной реформе значительно увеличила поступления в бюджет. Такая реформа поможет, как вы и говорили в Послании, модернизировать налоговую систему с фокусом “на более справедливое распределение национального дохода” и дать предпринимателям стимулы, чтобы не уходить в тень, а наоборот, быть активными налогоплательщиками.
Кроме того, в 2017 году Елбасы давал поручение правительству пересмотреть механизм вредрения ОСМС. Но это было не сделано, и механизм обязательного медицинского страхования до сих пор содержит в себе те родовые травмы, о которых мы спорили на публичных дебатах в 2017 году с министром здравоохранения уважаемым Елжаном Биртановым.
Как Вы отметили в своем Послании, “права на ошибку у нас уже нет”. Поэтому предлагаем помимо 5% приостановить также рост ставки взносов в ФСМС с 1,5% до 3% со следующего года и отложить запуск ОСМС до исполнения правительством Вашего поручения по созданию единого социального фонда и введения одного социального платежа.
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА
Важно сказать про денежно-кредитную политику. Прошло 4 года с начала сомнительного монетарного эксперимента над страной под названием якобы “инфляционное таргетирование” и якобы “свободно-плавающий обменный курс”. Результаты удручающие. Курс тенге обесценился за 4 года в 2 раза и приближается к 400. Большинство населения ждет девальвации (70% населения в июле), и скорее всего они правы. Доверия к тенге нет. А даже плавное девальвирование в нашей импортозависимый экономики всегда влечет рост цен. И если не стабилизировать курс, то рано или поздно, неизбежная девальвация при текущем режиме обесценит текущую социальную поддержку и повышение заработных плат бюджетников.
Якобы инфляционное таргетирование работает в основном в пользу банков, которые за счет нот Нацбанка без риска извлекают высокую доходность из воздуха и не имеют стимулов кредитовать бизнес. В итоге банки основную долю своих доходов сейчас извлекают от деятельности, не связанной с кредитованием. А кредиты бизнесу достигли исторического минимума в 22% к ВВП. Для сравнения, даже в подсанкционной России кредиты составляют 48%. Также не будем забывать, что за последние 10 лет государство оказало банкам прямой и косвенной поддержки более 20 млрд долларов США. Если смотреть строго на гос.расходы, то можно прийти к выводу, что банки - это самая субсидируемая отрасль экономики. И судя по бонусам, банки процветают.
Вы очень правильно сказали, что представителям финансового сообщества необходимо определить, какой режим наиболее полно отвечает нашим задачам, отбросив в сторону личные амбиции.
На расширенном заседании Правительства вы дали поручение до 1 ноября Национальному банку совместно с Правительством привлечь признанные международные организации и международных экспертов, для определения наиболее подходящем для нашей экономики режиме курсовой политики. Мы, как казахстанские экономисты, также хотели бы принять участие в этой дискуссии.
Наш Центр TALAP за послендний год разработал эконометрическую модель DSGE на основе самых современных подходов к макроэкономическому моделированию. Мы задались вопросом: какой должна быть денежно-кредитная политика в Казахстане, чтобы максимизировать общественное благосостояние, в т.ч. занятость и уровень жизни? Ведь потери общества и экономики не полностью сводятся к инфляции. Потери благосостояния возникают также в результате нестабильности валютного рынка, завышенной ставки процента, недоинвестирования, неконкурентоспособности отечественного экспорта и низких темпов экономического роста. Потери связаны в том числе с так называемыми провалами рынка: несовершенная конкуренция, негибкие цены, несовершенная информация. При неразвитом рынке капитала большой объём заимствований осуществляется из-за рубежа, и по этой причине так же важна стабильность и предсказуемость обменного курса.
Предварительные результаты нашего моделирования на основе DSGE-модели показывают, что из-за несовершенства текущей денежно-кредитной политики среднегодовые потери общества могут составлять минимум 3,2% от потенциального уровня благосостояния. Мы уже передали результаты моделирования в Нацбанк и МНЭ и будем очень рады совместной работе над оптимизацией денежно-кредитной политики. Также считаем необходимым проведение совместной с МНЭ и НацБанком над совершенствованием макроэкономического моделирования в стране для принятия взвешенных решений, основанных на экономических расчетах, а не на лозунгах. Мы готовы опубликовать нашу модель и совместно с экспертным сообществом и гос.органами развивать ее. Например, проработать фискальный блок, для понимания взаимного влияния монетарной и бюджетно-налоговой политики, проработать блок прогноза нефтяных поступлений и так далее.
БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА
Нас беспокоит устойчивость бюджетно-налоговой системы. Как ее адаптировать к возможному снижению нефтяных поступлений. Как создать устойчивую налоговую базу. Как снизить теневой сектор. Только объем зарплат в конвертах наш Центр оценивает до 10 трлн тенге в год. Перед МНЭ, Минфином, местными бюджетами поставлена сложнейшая задача балансировать бюджет в условиях роста социальных расходов населения, снижения дисперсности налоговых поступлений от МСБ и ограничения трансфертов с Нац.фонда.
Вы в послании поставили задачу повышения качества текущей налоговой системы, ее модернизации. Мы также готовы участвовать в работе по ее совершенствованию.
Объявленное Вами освобождение от налогов на доходы микро- и малого бизнеса безусловно хорошо ими воспринято. Однако как Вы всегда подчеркиваете, подобные прощения налогов и кредитов являются временными мерами. Доходы от МСБ со следующего года планировалось передать в местные бюджеты, что должно было бы повысить их самостоятельность и заинтересованность в развитии МСБ. Сейчас эта важная задача может быть отодвинута на три года. Поэтому важно за предстоящие три года не потерять налоговую базу местных бюджетов, которая по нашим оценкам в части налога на доходы оценивается в более 300 млрд. тенге налогов. Мы также опасаемся, что налоговые каникулы по доходам могут привести к повышению других налогов, например ставки НДС или снижением порога по НДС для компенсации выпадающих доходов. У нас есть замечательный специальный налоговый режим по упрощенной декларации 3%. Давайте его совершенствовать. В целом, налогообложение МСБ - это важная и чувствительная тема, предлагаем все решения по ней принимать на основе расчетов. Подойти максимально взвешено и тактично. Правительством проводится очень сильная реформа по ЕСП - Единому совокупному платежу, который только за полгода его введения позволил уже более 160 тысяч самозанятых легализовать свои доходы на основе очень доступного и простого единого платежа.
Другая сторона фискальной политики - это расходы бюджета. Важно понимать бюджетные приоритеты, проводить анализ эффективности бюджетных расходов. Мы бы хотели начать реализацию проекта “Open Budget”, чтобы сделать прозрачнее бюджетные процедуры, бюджетные расходы, информацию о государственном долге, обязательствах ГЧП. Просим поддержку со стороны Минфина.
ЗАКРЕДИТОВАННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
Спасибо, что вы обратили внимание на закредитованность населения. Прощение долгов было важной мерой, она реально помогла многим заёмщикам сбросить груз долгов. Однако, как вы сами подчёркивали, это мера экстренная и разовая. Вчера нашему знакомому зампреду НПП “Атамекен” государство списало кредит за сотовый телефон в банке, мы за него рады. Но в Казахстане сейчас около миллиона человек продолжают находится на просрочке, и они остались за бортом кредитной амнистии. Всем им разом государство помочь не может, и многие наши сограждане остались, можно сказать за бортом. Нам нужны системные меры по поддержке таких заёмщиков.
Наш центр TALAP уже 2 года борется с онлайн-ростовщиками, которые предоставляли кредиты населению до 1800% годовых. Спасибо Национальному банку за поддержку, сейчас введён серьезный пакет регулирования, с 1 января будут действовать ещё более жёсткие меры, не позволяющие загонять людей в долговую яму.
Но осталась мера, которую предпочитают замалчивать или оставлять без внимания – это закон о банкротстве физических лиц. Ещё в 2015 году Елбасы поручал разработать этот закон, но воз и ныне там. Сейчас эта мера отложена до 2023 года, и мы подозреваем серьёзное банковское лобби, которое не заинтересовано в подобном регулировании. Они говорят о том, что банкротиться людям можно позволить только после введения обязательного декларирования доходов и расходов, но мы считаем, что связь между этими вещами далеко не самая очевидная.
Сейчас очень тяжело объяснить простому человеку, почему банки могут обанкротиться без последствий на триллионы тенге, а банкиры после этого остаются никому и ничего не должны. А у населения долги остаются, люди не могут оформить свою неплатежеспособность. Мы должны дать им такую возможность, но, разумеется, цена за банкротство должна быть очень высокой. Нам необходимо подойти взвешенно к этому решению.
Мы хотим взять за разработку проекта закона “О банкротстве физических лиц” в рамках рабочей группы со всеми заинтересованными государственными органами. Также считаю необходимым повысить защищенность населения от неправомерных действий коллекторов и судоисполнителей
ЭКОЛОГИЯ
Мы приветствуем создание отдельного Министерства с приоритетом вопросов экологии. Новый министр очень хорошо начал, предложил замечательную акцию «Бірге – Таза Қазақстан!», мы ее поддержали.
Однако последние годы вопрос проблема грязного воздуха в наших городах становится все более острой. Например, в городе Нур-Султан уровень загрязнения воздуха по PM 2,5 может превышать нормы Всемирной организации здравоохранения порядка 180 дней в году, а в Алматы - более 200 дней. Особенно остро проблема качества воздуха стоит в промышленных городах, только в г. Темиртау, за 2018 год объем выбросов вредных веществ в атмосферу составило 245 тысяч тонн - это сопоставимо со 42% от общего объема выбросов на целую Карагандинскую область.
Мы не можем обойти стороной такой важный для населения вопрос. Предлагаем совместно с Министерством экологии реализовать проект “Чистый воздух” с использованием сбора больших данных, облачных вычислений и искусственного интеллекта. Объединить информацию с государственных и гражданских датчиков мониторинга качества воздуха в одну облачную базу данных. На ее основе дать возможность казахстанцам получать достоверный и качественный экомониторинг. Иметь математическую модель загрязнения воздуха в наших городах, на основе которой можно было бы разрабатывать реально работающие планы по улучшению качества воздуха.
Сейчас разрабатывается новая редакции Экологического кодекса. Идут большие споры между промышленниками, экологами и государственными органами. Необходимо предусмотреть такие меры, чтобы промышленным предприятиям было выгодно вкладываться в модернизацию, чем платить неощутимые для них штрафы. Мы готовы проводить общественную экспертизу проекта Кодекса на площадке Нац.совета, как это предусмотрено п.4 утвержденного Вами Положения о Нац.совета.
ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
В сентябре 2015 года Казахстан присоединился к 17 Целям устойчивого развития ООН. На сегодня это самая передовая мировая повестка. По всем целям разработаны 169 задач и 242 глобальных индикатора.
Мы предлагаем начать реальную работу по национализации ЦУР. Это потребует актуализации документов государственного стратегического планирования.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСПРОГРАММ И РЕФОРМ
В этом году на площадке партии Nur Otan мы успешно проводили публичную оценку качества гос.программ с участием министров, экспертов и депутатов с обязательной прямой трансляцией онлайн в социальные сети. К сожалению, эта работа приостановлена. Предлагаем ее возобновить на площадке Нац.Совета.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ РЕАЛЬНЫХ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ И МОДЕРНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Экономическим блоком правительства реализуется много реформ и инициатив по наращиванию темпов роста ВВП. Однако фактом является то, что реальные доходы населения за последние 4 года радикально упали и еще очень далеки от восстановления.
Разбалансированы ключевые макроэкономические показатели. Все меры по повышению номинальных заработных плат учителей, бюджетников, можно только приветствовать. Но при этом актуальны опасения, что этот рост в скором времени съест рост цен.
Согласно опросам Нацбанка, по состоянию на июнь 2019 года 34,8% населения оценивает инфляцию своей потребительской корзины свыше 10%, а у более чем 17% корзина выросла по их ощущениям более чем на 20%.
Поэтому несмотря на отдельные прогрессивные инициативы и положительные темпы роста экономики, экономическая политика не может быть признана эффективной, пока не будет достигнут рост реальных доходов населения.
Хорошо, что вы упомянули опасность роста иждивенчества. Хочу отметить, что ещё в 2012 году Нурсултан Абишевич в своей статье “Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к обществу всеобщего труда” предсказывал все эти риски – о росте патерналистских настроений и популизма, – и его предсказания сбылись.
Также мы с коллегами хотели бы поднять вопросы разработки нового закона о гос.закупках, и пакета мер по дальнейшему развитию МСБ,
В заключение хочу сказать, что мы далеки безапелляционности суждений и претензий монополии на истину. Мы просто хотим конструктивную дискуссию основанную на фактах, как говорится, evidence-based. Нужна очень тщательная проработка, оценка всех эффектов, применение профессионального макроэкономического моделирования по каждому из любых предложений. Нужно подходить очень взвешенно к каждому решению. Ведь несмотря на разницу во мнениях, наличие споров и дискуссий - наша цель одна - эта устойчивая государственность Казахстана. Это высшая наша ценность.
Большое спасибо!
Предложения в протокол от Рахима Ошакбаева
Концепция пенсионной реформы |
|
Денежно-кредитная политика |
|
Бюджетно-налоговая политика |
|
Закредитованность населения |
|
Экология |
|
Цели устойчивого развития |
|
Оценка эффективности гос.программ и реформ |
|
Госзакупки |
|
Поддержка МСБ |
|
Общественный контроль |
1. Участие членов НСОД в контроле за реализацией Общенационального плана по реализации Послания Главы государства народу Казахстана |