О предках, о Конституции, о нас
История борьбы наших предков за создание своей государственности была длительной, затяжной, в борьбе с внешними противниками, у которых на счёт казахов были свои планы.
Историки установили, что султаны Керей и Жанибек в 1465 году преодолев сложности впервые создали казахское ханство, без земли и столицы, а их последователи добивались, чтобы наши предки жили по определенным правилам. В частности, Қасым хан в 1512 году ввел кодекс правил об имуществе, уголовный, военный законы и закон общественности, получившего название «Қасым ханның қасқа жолы».
Есім хан в 1598 году подверг реформе политическую систему власти. Институт төре был заменен институтом биев и старшин, вместо улусной системы введена жузовая организация. Юридически эти изменения были закреплены под названием «Есім ханның ескі жолы», принятой как дополнение к кодексу Қасым хана.
Тәуке хан специалистами признан основоположником обычного права, создателем юридической системы казахского общества. В 1680 году став ханом, окружил себя умными людьми. Создал централизованное государство. Разработал свод законов «Жеті-Жарғы», куда вошли правила, обычаи и традиции казахов, передававшиеся испокон веков из поколения в поколение.
Абылай хану в борьбе с внешними врагами удалось сохранить территорию, где обитали казахи, с дружественными государствами установить дипломатические отношения.
В 1740 году заключение договора о покровительстве с Российской империей впоследствии привело к упразднению институтов ханства. Революции в России в 1917 году привели к прекращению существования империи, к власти пришли большевики, которые казахам не препятствовали созданию автономии.
Образование в 1922 году Союза Советских Социалистических Республик как государство, повлияло на принятие в 1926 году впервые в истории своей Конституции как Автономной Республики, а в 1937 году к принятию Конституции Казахской Социалистической Советской Республики, где было закреплено, что Республика осуществляет государственную власть самостоятельно.
В Конституции Казахской ССР, принятой в 1978 году, нашло закрепление, что вся власть принадлежит народу. Однако, над системой органов власти и управления была поставлена Коммунистическая партия Казахстана.
Начатая в конце прошлого века в СССР перестройка впоследствии привела к принятию Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР, которой провозглашен суверенитет и декларированы политико-правовые основы Казахстана, как независимого государства.
С прекращением существования СССР, 16 декабря 1991 года принят Закон «О государственной независимости Республики Казахстан», который положил начало независимости Казахстана, и стал основой для Конституции.
Первая Конституция независимого Казахстана была принята Верховным Советом страны 28 января 1993 года, в её основу легла модель парламентской республики, наложен запрет, что идеология общественных объединений не может устанавливаться в качестве государственной.
Постановление Конституционного суда о нелегитимности Верховного Совета страны, привело к принятию 30 августа 1995 года ныне действующей Конституции путем проведения референдума, в которой закреплено, что деятельность общественных объединений регулируется отдельным законом. Граждане наделены определенными правами и обязанностями, а Глава государства является гарантом незыблемости Конституции, прав и свобод граждан. На её основе в стране происходят положительные перемены, приняты амбициозные планы для улучшения благосостояния граждан.
По мнению правоведов Конституция является договором между обществом и государством. Народ проголосовал, что Казахстан утверждает себя демократическим, правовым и социальным государством, высшими ценностями являются человек, его жизнь, права и свободы.
С того времени прошло двадцать четыре года. Однако, время показало, что эти обязательства не всегда исполняются как это декларировано, о чем свидетельствуют митинги, прошедшие в некоторых городах страны. Различные транспаранты типа «от правды не убежишь» по сути являются реакцией общества на различные злоупотребления должностных лиц государственных органов и учреждений, следствием не прекращения менторского отношения к своим гражданам.
Имевшее место событие в исправительном учреждении поселка Заречный Алматинской области свидетельствует, что специализированными учреждениями игнорируются законы. Данный факт наводит на мысли, что в стране продолжается штамповка специалистов, которыми уголовное наказание в виде изоляции от общества понимается как установление власти над осужденным, а оказание физического воздействия, методом исправления.
Печально, что министр этот факт оценил как позор, тогда как совершено уголовное правонарушение с использованием служебного положения, о позоре можно размышлять при нарушении общепринятой формы поведения и нормы морали в свободном обществе.
Непрекращающиеся факты издевательств над осужденными в исправительных учреждениях не дают возможность убедить себя, что в скором времени полиция будет оказывать сервисные услуги, полиция самовольно уступит «свое право» командовать над человеком. Проводимые переаттестации не более чем игра, без изменения действующих нормативных актов и ведомственных инструкций.
Социальные сети дали возможность обществу посмотреть, как работают чиновники. Так, недавно в Фейсбуке был опубликован пост министра, из которого следует, что по поручению Президента, на место вырубки деревьев в Щучинско-Боровской курортной зоне направлены специалисты, проводится расследование. Проконтролирует ход расследования данного инцидента. В планах министерства – ужесточить ответственность за незаконную вырубку деревьев.
Министерство запланировало ужесточить ответственность за незаконную вырубку деревьев, с чем не будет согласен любой юрист, поскольку данное ведомство вправе лишь через определенный механизм инициировать внесение изменений в закон перед Парламентом.
Услышав размер месячного оклада руководителя государственного товарищества «Астана LRT» составляющего два миллиона тенге пришел к выводу о безразличном отношении учредителя этой компании – государственного служащего к своим служебным обязанностям.
Вырубленные деревья в курортной зоне были сохранены предыдущим поколением, оклад размером в два миллиона тенге собран гражданами для содержания государства и на нужды общества, большая территория нам оставлена без исправительных учреждений. А что мы делаем, вопрос конечно не риторический.
В обязанности граждан не входит исправление упущений должностных лиц. Гражданское общество набралось терпения, продолжает ждать правильных действий служащих, адекватной траты бюджетных средств, соблюдения прав граждан, без обращения к гаранту по Конституции.
Несмотря на такие факты, спустя пять веков, казахи наравне с другими продолжают путешествие по галактике на планете земля. Жаль, что наши предки не увидели результаты своих трудов, изменивших нашу жизнь в лучшую сторону, нам во главе с Елбасы удалось сделать то, чего многие века не удавалось.
В стране уже достаточно квалифицированных специалистов и менеджеров, не имеющих навыков тормозить планы государства на повышение благосостояния граждан. Верится, что со временем их станет ещё больше. Доверие будет оказываться не к преданным начальству, а способным специалистам с нордическим характером, чтобы не остаться на обочине цивилизации, планы на повышение благосостояния граждан не превратили в лозунг, ради места в служебном кабинете.
Скоро день Конституции Республики Казахстан. В связи с этим, хочется сказать многократное спасибо предкам, отдавших жизнь за нашу свободу, оставивших огромную территорию, чтобы мы прожили жизнь достойно. Также спасибо чиновникам, без нарекания общества исполняющих свои конституционные обязанности.
Всех соотечественников от души поздравляю с днем основного закона страны.
Т. Аленов
Адвокат, г.Нур-Султан