Современные методы повышения эффективности как одна из стратегических целей Правительства РК
Вопросы повышения эффективности и результативности государственного управления в современных условиях приобретают особую значимость. Девятый «Гайдаровский форум», запомнился широким спектром тем, в настоящее перед государственными структурами – и перед государством в целом – в условиях современной цифровой эпохи стоит множество задач, которые требуют новых подходов в регулировании всех сфер жизни общества: в медицине, в инфраструктуре, в образовании и в других сферах. Некоторый прогресс в этом направлении мы можем оценить уже сегодня: к врачу можно записаться через электронный терминал и через интернет, получить оперативную помощь с документами, не обращаясь в несколько организаций, можно в центре госуслуг «Мои документы». Однако эти примеры – лишь небольшой шаг к новому формату государственного управления.
Модель управления должна быть более гибкой, но как ее создать? Универсального ответа на этот вопрос нет – есть предложения. Так, Герман Греф, президент, председатель Правления Сбербанка считает, что государству нужно перенимать лучшие практики у бизнеса – у крупных компаний (например, Google, Alibaba Group), которые работают с Big Data, с "большими данными". Если государство организует свою работу таким же образом, это позволит упросить многие операции.
По мнению Германа Грефа, для этого нужен «океан» данных и нужен «двигатель», который позволяет извлекать из этих данных необходимый объем информации и который – более того – может принимать простые решения без участия человека: зарегистрировать бизнес или не зарегистрировать, выдать или не выдать паспорт, выдать пенсионное удостоверение или нет.
Такой принцип работы, основанной на Big Data, – ключевая идея «государства-платформы», или «цифрового государства» – современной модели госрегулирования, которая пока что относится к категории будущего, но которую интенсивно обсуждают уже сегодня [28].
Реализация концепции цифрового государства является одним из главных направлений реформы госуправления, кроме того, должен появиться «главный архитектор» государства-платформы – Центр управления эффективностью, который будет отвечать за цифровую трансформацию всех процессов оказания госуслуг и оценивать эффективность изменений.
Работа с единой базой данных, которая заменит множество небольших баз отдельных структур, сможет обеспечить прозрачность государственного регулирования.
Новая модель предъявляет принципиально новые требования к чиновникам, к их управленческим навыкам и в целом к образованию кадров. Главной установкой любого человека в современном, быстроменяющемся мире должны быть способность признать, что он чего-то не знает, и желание научиться новому.
Изменения должны произойти также и в диалоге между правительством и наукой, без должного внимания как госуправления, так и бизнеса до сих пор остается «промежуточная фаза» между фундаментальной и прикладной наукой – «поисковая» наука. Это направление не обещает конкретного результата и коммерческой выгоды, но без него не смогут продвинуться дальнейшие исследования. Такая негативная тенденция во многом возникает из-за пробелов в стратегическом планировании.
Герман Греф рассказал о возможности построения принципиально новой системы государственного управления — «Государства 3.0», которое объединяет в себя комплексное предоставление всех государственных услуг и создает абсолютно эффективную и прозрачную систему предоставления бизнесу всех сервисов, выступая на Биржевом форуме — 2017.
По словам Грефа, новая модель управления должна включать три составляющие: управление текущими процессами, встроенный механизм постоянного изменения этих процессов и инновационные «подрывные» технологии.
Герман Греф, предлагает проскочить несколько стадий в развитии государственного управления и построить самую последнюю модель управления. Нужно использовать самые продвинутые IT-технологии, нужно использовать самые продвинутые аналитические платформы, так как в настоящее время есть и бизнес-практики, и специалисты, и технологии. И, конечно, нужно внедрять это все в систему государственного управления. Не нужно идти последовательным путем, не нужно экспериментировать на чиновниках и идти шаг за шагом, нужно сразу же внедрять "Государство 3.0"», — подвел итог Греф [29].
Хотелось бы подчеркнуть, что Главой государства поддерживаются новые и современные идеи и методы управления в государственном секторе, что не раз подтверждалось в ходе социально-экономической и политической модернизации, в которой важную роль занимают упорядочение и повышение эффективности системы государственного управления.
В векторе развития госуправления на современном этапе опыт наиболее развитых мировых экономик имеет важное значение. Так, лучшие практики стран ОЭСР внесли вклад в построение стратегии реформирования государственного управления и развития человеческого капитала.
В 2014 году ОЭСР в рамках проекта «Повышение конкурентоспособности в Казахстане» проведена оценка системы государственного управления РК на центральном уровне власти. Основная цель - предоставление рекомендаций по повышению качества по таким отдельным ключевым направлениям, как государственное планирование, межведомственное взаимодействие и подотчетность, совершенствование госслужбы, повышение эффективности деятельности госаппарата, децентрализация власти.
В результате проведенной оценки ОЭСР большинство рекомендаций нашли свое отражение в Программе Главы государства План нации «100 конкретных шагов».
Наряду с реализацией Плана нации госорганы ведут активную работу по всем направлениям реформ, и уже есть определенные результаты. Так, за последние два года наша страна продвинулась вперед с 50-го на 42-е место в рейтинге индекса глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума.
В рамках проекта ОЭСР придает особое значение системе оценки эффективности деятельности государственного аппарата РК и ее совершенствованию. Примечательно, что из 37 представленных рекомендаций ОЭСР десять посвящены именно данному направлению.
Как во многих странах-участницах ОЭСР, методика проведения оценки эффективности государственного аппарата постоянно совершенствуется в целях акцентирования внимания преимущественно на конечных итогах, нежели на процессе работы и промежуточных результатах.
Соответственно, совершенствование системы оценки работы государственного аппарата предусмотрено в 93-м шаге Плана нации. В плане опыта других стран ОЭСР ссылается на доклад Кабинета министров Великобритании, посвященный вопросам эффективности государственного аппарата, где говорится, что чрезмерное количество целевых индикаторов в процессе оценки госорганов может иметь негативный эффект.
Соответственно, в новой усовершенствованной модели системы оценки работы государственного аппарата РК решено оптимизировать количество направлений оценки с пяти до трех:
- достижение стратегических целей и реализация бюджетных программ;
- взаимодействие госорганов с гражданами;
- организационное развитие госорганов.
Кроме того, в рамках данной оценки предусматривается введение института внешней независимой оценки - Комиссии по оценке деятельности госорганов.
Далее ОЭСР обращает внимание на расширение возможности граждан получать информацию об эффективности госорганов, тем самым делая вклад в усиление прозрачности государственного сектора. Так, по мнению экспертов ОЭСР, «публикация данных о результатах деятельност и усилит подотчетность Правительства перед гражданами. Это способствует повышению эффективности деятельности и, по мнению аналитиков, является нормой, отражающей представление о том, что люди имеют право знать, на что расходуются налоги, которые они платят».
Данная рекомендация, учтенная в рамках усовершенствованной модели системы оценки и утвержденная Главой государства в 2016 году, реализована посредством публикации на интернет-портале итогов оценки эффективности деятельности госорганов, а также через обратную связь с общественностью, тем самым обеспечивая повышение прозрачности.
Мировая практика совершенствования государственного менеджмента ориентирована, прежде всего, на обеспечение высокого качества жизни населения. Для определения уровня жизни граждан используют количественные и качественные индикаторы. Количественные показатели определяют объем доходов и потребления конкретных товаров и услуг, а качественные показатели характеризуют качественную сторону благосостояния населения. Индикаторов уровня жизни на сегодня существует большое количество и в каждой отдельной стране они видоизменены.
Государству нужны не те менеджеры, которые хотят производить лишь прибыль, забывая про людей на предприятиях, забывая про государство, а те, кто, кроме прибыли, озабочен еще целым рядом важных проблем. Только тогда появятся устойчивые предпринимательские программы, а иначе они рухнут в один день [30].
Мы же видим, что такое нынешний финансовый кризис - это кризис нравственности. Чтобы такие кризисы не повторялись, нужны люди, критически и креативно мыслящие и социально ответственные. Исходящие не из принципа, чем больше вложишь, тем больше получишь - это индустриальный путь развития, в котором победа не светит, поскольку Америка и Европа уж точно больше вложат. Но наше государство хочет подтянуться, значит, у нас скорость роста должна быть выше, чем у них. Поэтому нашему государству нужны люди, которые понимают, что только за счет образованности, за счет собственного роста, за счет создания "голубых океанов" Казахстан сможет выйти вперед. Стратегия голубого океана рассматривается нами как один из основных инструментов разработки инновационных решений, как подход, кардинально меняющий парадигму стандартного мышления. Не повторять товары, произведенные на Западе, а создавать нечто свое, новое - вот задача, стоящая перед Казахстаном.
В странах США и Европы важной задачей модернизации системы государственного управления выступает проблема обеспечения прозрачности и подконтрольности деятельности органов государственной власти. Это означает ежедневное выкладывание на сайтах официального пресс-релиза показателей деятельности правительства, доступность интерфейсов.
Политические консультанты и государственные служащие играют важную роль в обеспечении непрерывности и стабильности горизонтального процесса выработки государственной политики, но степень их участия в процессе в разных странах различна. Государственные служащие, включая высшее руководство, как правило, дольше выполняют свои функции, чем политические деятели, которых они обслуживают. В странах, где государственные служащие участвуют в выработке и осуществлении политики, их роль заключается в обеспечении непрерывности процессов и процедур. В случае быстрой ротации политических деятелей и государственных служащих трудно поддерживать горизонтальный принцип выработки политики, и только прозрачные и тщательно проработанные директивные рамки помогут сделать этот процесс непрерывным.
Чиновники и политические деятели должны поддерживать горизонтальный процесс выработки государственной политики и принимать в нем участие. Для создания эффективных горизонтальных связей следует сосредоточить внимание на административных структурах и механизмах. Не стоит при этом забывать и о важности политической воли: не менее налаженного взаимодействия государственных служащих разных ведомств важна совместная работа руководителей различных министерств. Возможность горизонтального сотрудничества теряет смысл, если при этом отсутствует готовность осуществлять политические полномочия вне узких ведомственных рамок.
Чтобы горизонтальный механизм принятия политических решений оказался эффективным, его участники должны понимать, что их вклад в процесс будет справедливо оценен. В структуру принятия политических решений следует включить механизмы, гарантирующие государственным служащим и другим участникам процесса объективную оценку их политических предложений на любом этапе. Это одинаково важно, какой бы – консенсусный или компромиссный – способ горизонтального принятия решений ни был избран.
Д.Касымова
Руководитель управления двустороннего сотрудничества Департамента внешне -экономического сотрудничества Министерства по инвестициям и развитию РК
Магистрант Академии государственного управления при Президенте РК