Гарантия эффективного правосудия
Девять лет прошло с момента, как в Казахстане была утверждена Концепция правовой политики Республики Казахстан, рассчитанная на период с 2010 до 2020 года. Спустя шесть лет некоторые из ее пунктов вошли в План нации «100 конкретных шагов», что позволило свести к минимуму «провисающие» моменты правовой модернизации.
Один из главных факторов сохранения внутренней стабильности и благополучия любого государства – отлаженная работа правоохранительной системы, адекватность к современным реалиям и функциональная устойчивость которой измеряется кадровым потенциалом. В условиях Казахстана, сформировавшего собственные правоохранительные органы на основе советских традиций и наследия, перед государством стоит важная цель – системное реформирование правоохранительной системы. Именно об этом говорится в Концепции. Настоящий документ призван не просто определить приоритетные задачи в этом направлении, но и детально раскрыть современные методы формирования правовой системы.
– Высокие темпы развития демократических процессов в Казахстане, рост социального благополучия, новые политические и экономические условия функционирования казахстанского государства существенно усиливают роль и ответственность правоохранительных органов в построении правового государства. В то же время допускаемые представителями правоохранительных органов нарушения законности, прав и свобод граждан, все еще имеющие место проявления коррупции и непрофессионализма в действиях сотрудников существенно снижают доверие к представителям органов правопорядка. Концепция – основа для разработки нормативных правовых актов, направленных на дальнейшее совершенствование правовой политики Республики Казахстан, – прописано в Концепции.
Модернизация в действии
Буквально через некоторое время Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал более 15 законов, ориентированных на внедрение новой модели правоохранительной деятельности, позволяющей расширить спектр институтов и инструментов обеспечения правопорядка, защиты прав граждан, интересов общества и государства. На этой законодательной основе осуществлен комплекс мер, направленных на улучшение качества персонала и работы правоохранительных органов в целом. Через год-два в нашей была внедрена технология альтернативного урегулирования споров – медиация – с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны – медиатора, который помогает сторонам выработать определенное соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения. С 2014 года по 2017 год сотрудниками республиканского общественного объединения «Центр развития медиации» было разрешено 15119 споров по гражданским делам, 1466 – по административным делам, 1570 – по трудовым спорам. Общее количество досудебных и судебных споров, рассмотренных с помощью медиаторов РОО ЦРМ – 24147. Помимо медиации в рамках Концепции было расширено использование информационных технологий, упрощено судопроизводство, повышена доступность, открытость и прозрачность правосудия. Так, в стране внедрена система автоматизации судебного делопроизводства. К примеру, вот уже несколько лет граждане могут подавать иски в суд через Интернет, а на судебных процессах внедрена
система аудио-, видеофиксации судебных заседаний. Более того, теперь лично участвовать на процессах необязательно, поскольку существует видеоконференцсвязь, позволяющая тем же свидетелям по делу давать показания на расстоянии. Еще одно новшество в судебной системе – создание единого окна для доступа к электронным сервисам судебных органов Республики Казахстан – Судебный кабинет. Через него на сегодняшний день подано 3293593 заявлений, выдано 420914 судебных повесток, просмотрено 28997 судебных документов к извещению. Добавим, что сервис «Судебный кабинет» доступен посредством мобильного приложения. Он позволяет в режиме онлайн найти информацию о назначенных судебных заседаниях (дату, место и время проведения) с возможностью выбора по конкретному судебному органу; создавать события в календаре, а также отображать в нем сведения о судебных заседаниях, в которых вы являетесь участником процесса. Таким образом, сервис предоставляет возможность учитывать занятость адвоката в других судах,
а также проверки обоснованности ходатайства адвокатов (участников) об отложении судебного разбирательства в связи с участием в другом судебном процессе. Также, если говорить о модернизации судебной системы, внедрен единый сall-центр судебных органов с единым номером «1401».
Также в рамках модернизации процессуальных основ правоохранительной деятельности введен новый вид производства «Приказной порядок». Суть его в том, что виновное лицо не вызывается в суд, судья лишь назначает наказание в виде штрафа. Данный порядок охватывает уголовные проступки и преступления небольшой тяжести. Основания для его применения – признание лицом предъявленного подозрения, а также согласие с собранными доказательствами, размером причиненного ущерба и его волеизъявление на применение приказного производства. При этом, уголовное дело по уголовным проступкам направляется начальником органа дознания напрямую в суд, а по преступления небольшой тяжести через прокурора.
– При решении вопроса о применении приказного порядка лицо, осуществляющее досудебное расследование в течение пяти суток с момента получения ходатайства на применение приказного производства, расследование должен окончить составлением постановления о применении приказного производства, – сообщается на сайте Министерства внутренних дел РК.
К слову, согласно рейтингу Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума по индикатору «Судебная независимость» сегодня Казахстан занимает 68 место. В прошлом году – 72 место. За три последних года рост составил 20 позиций (с 88 до 68).
Гуманизация в приоритете
– Важнейшим звеном правовой политики государства является уголовная политика, совершенствование которой осуществляется путем комплексной, взаимосвязанной коррекции уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права, а также правоприменения. Дальнейшее развитие уголовного права, как и прежде, должно осуществляться с учетом двухвекторности уголовной политики. Гуманизация должна касаться главным образом лиц, впервые совершивших преступления небольшой и средней тяжести, а также социально уязвимых групп населения - беременных и одиноких женщин, имеющих на иждивении несовершеннолетних детей, несовершеннолетних, людей преклонного возраста. Вместе с тем, необходимо и впредь проводить жесткую уголовную политику в отношении лиц, виновных в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, скрывающихся от уголовного преследования, а также при рецидиве преступлений, – сказано в Концепции.
В целях исполнения данного пункта в стране повсеместно внедряется политика гуманизации уголовного процесса, которая, по словам Елбасы, концептуально модернизировала систему уголовного судопроизводства. В итоге же она выведет наше право на уровень, позволяющий адекватно реагировать на современные вызовы. Если в середине 80-х на 100 тысяч казахстанцев было 676 заключенных (это в 2,5 раза больше, чем в 2015 году), а в начале 90-х из 700 тысяч заключенных СССР 100 тысяч (каждый седьмой отбывал наказание в колониях Казахстана), то сегодня статистика изменилась в лучшую сторону. В Казахстане численность заключенных сократилась с 57 тысяч в 2011 году до 35,5 тысяч в 2017 году. Этому, как показала практика, способствовало расширение применения альтернативных методов наказания, тюремный срок все чаще стали использовать только в качестве крайней меры. Правонарушителей начали наказывать штрафами, общественными работами, пробационным контролем. В связи с сокращением численности осужденных, МВД было принято решение о ликвидации некоторых учреждений с наиболее худшими коммунально-бытовыми условиями. Так, за последние полтора года в стране оптимизировано семь колоний.
– 15 лет назад Казахстан по количеству заключенных в мировом рейтинге занимал третье место после США и России. Сейчас мы находимся на 68-ой строчке. В перспективе баланс осужденных по мерам уголовного наказания должен измениться. Предполагается, что тех, кто приговорён к лишению свободы будет меньше, а тех, кто остаётся на свободе под надзором службы пробации и полиции, значительно больше. Многолетняя практика убеждает, что содержание преступников в местах лишения свободы не всегда эффективно. Лишение свободы практически не работает как средство исправления преступников, предупреждения повторного совершения преступления. К тому же содержание большого количества граждан в колонии серьезно обременяет бюджет государства, – сообщил министр внутренних дел РК Калмуханбет Касымов в ходе правительственного часа в Мажилисе Парламента РК.
В целях уменьшения тюремного населения в Казахстан перешел на путь гуманизации уголовной системы. Сегодня она проявляется не только в амнистии, но внедрением новых методик по уменьшению количества заключенных. Специально для этого даже была создана Служба пробации.
– Досудебная пробация заключается в оказании социально-правовой помощи наиболее уязвимым подозреваемым и обвиняемым лицам: несовершеннолетним, женщинам, беременным, имеющих детей до 3 лет и некоторым другим категориям граждан. Приговорная пробация заключается в контроле по месту жительства за отбывающими наказание в виде ограничения свободы, а также за поведением осужденных условно в течение испытательного срока. Задача службы пробации здесь сводится к обеспечению исполнения судебных предписаний, определенных в приговоре. К примеру, не менять место жительства, не посещать определенные места, пройти лечение и так далее. Инструментарием воздействия здесь является угроза применения реального лишения свободы за нарушения условий поведения, – пояснил Калмуханбет Касымов.
По словам министра, под надзором Службы пробации в прошлом году находились 28 тысяч человек. Из них 15 тысячам оказано содействие в трудоустройстве, лечении, восстановлении документов, получении образования и другая помощь.
В один клик
Еще один важный момент в реализации Концепции – создание системы информационного обмена правоохранительных и специальных органов Республики Казахстан (СИО ПСО). С ее помощью сотрудники правоохранительных и специальных органов Республики Казахстан имеют доступ к информационным системам государственных органов, также она позволяет получать информацию, необходимую для уголовного, административного, гражданского делопроизводства и прочих функциональных обязанностей. Проще говоря, теперь не выходя из кабинета, за считанные минуты можно определять номера уголовных дел, проверять лица на предмет судимости, розыска, учета в психиатрических и наркологических учреждениях, получать другие сведения.
Подписывая Концепцию, Елбасы поставил задачу – создать правоохранительную систему, отвечающую ожиданиям общества и высоким международным стандартам. Превалирование в уголовном законодательстве мер наказания, альтернативных лишению свободы, уже позволило сделать решающий шаг к изменению пенитенциарной системы. Постепенный переход к современным методам превентивного воздействия на преступность и расследования уголовных дел с использованием инновационных технологий – еще один путь модернизации правовой политики Казахстана. Без этих и других современных технических средств и информационных технологий обеспечения общественной безопасности в современных условиях невозможно добиться высокого уровня правопорядка.
Асель Катранова