Курс на модернизацию правовой системы
Президент Республики Казахстан поставил амбициозные цели и задачи, а именно – до 2050 года войти в тридцать наиболее развитых государств мира. И для ее достижения нам необходимы не только экономические и политические преобразования, но и совершенствование национального правосудия, которое позволит окончательно освободиться от юридических догматов, не отвечающих современным вызовам. Необходима такая правовая система, которая не только эффективно обеспечит проводимый курс страны на повышение качества жизни граждан и укрепление государственности, но и будет способна на равных конкурировать с законодательством развитых стран мира.
Фундаментальные изменения в экономике и политике, которые наблюдаются в последнее время в мире, бросают все новые вызовы для нашего государства. Конкурентоспособность и возможность движения вперед в таких условиях невозможно без определения конкретного направления дальнейшего развития, который определит будущее страны. Для этого был взят курс на индустриализацию и диверсификацию промышленности, широкомасштабная поддержка сельского хозяйства, а также представителей малого и среднего бизнеса, что дало положительный экономический эффект. Казахстан позиционирует себя как правовое, социально-ориентированное государство, но строящий рыночную экономику.
Важным фактором конкурентоспособной правовой системы служит то, что государство, в котором она применяется становиться инвестиционно-привлекательным. В свою очередь это является основой для развития бизнеса, воплощением в жизнь смелых и передовых идей и технологий. Именно поэтому на данном этапе успешная реализация стратегических проектов, решение актуальных для общества задач напрямую зависят от того насколько сбалансированной прагматичной будет правовая политика государства. Для этого нам необходимо не только применять накопленный опыт, но и ориентироваться на мировые тенденции, которые будут полезны для модернизации национального права. Именно об этом сказано в Концепции правовой политики Республики Казахстан, рассчитанной на 2010- 2020 годы.
Для модернизации нормативно-правовой базы, которая позволит выстроить новую модель государственного управления на принципах честности, результативности и прозрачности необходим комплексный подход. Это будет служить гарантией по обеспечению прав и свобод граждан нашей страны, а также стоять на страже интересов государства и общества. В соответствии с новыми реалиями экономической, социальной и политической модернизации необходимо дальнейшее совершенствование нормотворческой и правоприменительной деятельности государства Межконфессиональный мир, межнациональное согласие, уважение и соблюдение прав граждан – это реалии Казахстана, которые стали возможными именно благодаря Конституции – высшего Закона страны. Никто представить себе даже не может, если бы государство начало вмешиваться в личную жизнь, диктовало бы какой веры придерживаться или вовсе быть атеистом, какую одежду носить. Именно для недопущения таких перегибов и нужна Конституция.
«Для обеспечения прав и свобод человека и гражданина важным является создание условий, гарантирующих равенство прав и свобод независимо от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или иных любых обстоятельств, как этого требует наша Конституция.», – говорится в выдержки из концепции правового регулирования.
Последовательное развитие Казахстана как динамичного, современного государства с высокими стандартами качества жизни возможно только благодаря развитию человеческого капитала, увеличению количества предприимчивых людей и укреплению институтов гражданского общества. Именно для этого и реализовывается концепция правовой политики, которая даст новый импульс для развития гражданского общества, где каждый сможет воплотить в жизнь действительно хорошую идею. С каждым годом со стороны государственных органов растет поддержка неправительственных организаций. Они привлекаются на все значимые события, которые проходят в стране. Это проведение выставок мирового значения, спортивных мероприятий различных уровней, форумов, встреч и семинаров. Разъяснение новых стратегических инициатив, законов и программ государство также ведет через неправительственные организации. Для их дальнейшего развития статус НПО будет совершенствоваться с каждым годом.
Совершенствование правового регулирования вопросов информации будут направлены на гарантирование свободы слова и печати, но в рамках соблюдения законности. То есть без нарушения личной и семейной тайны, не распространения государственных секретов, не разглашения тайны переписи и телефонных разговоров.
В концепции правовой политики одну из решающих ролей в развитии гражданской инициативы было отведено органам местного самоуправления. Согласитесь множество проблем можно решить, не привлекая внимание госструктур. Гражданская активность – это ключ к успеху любой страны. Например такие вопросы как очистка территории от мусора, установка дорожных знаков «пешеходный переход», «ограничение скоростного режима», посадка деревьев и газона вполне решаемы на уровне местного самоуправления. А гражданская активность к тому же ведет к прозрачности и результативности системы в целом. Допустим строительная компания, выигравшая тендер на прокладку плитки или строительству дороги будет проводить свои работы более качественно, зная, что народный контроль неизбежен. Для воплощения в жизнь всего этого, в законодательстве об административно-территориальном устройстве будет четко распределена роль и предназначение каждого органа власти и местного самоуправления.
Административное право также будет постоянно совершенствоваться.
Ведь оно касается не только госструктур, но и граждан. В условиях рыночной экономики появилась необходимость в предотвращении избыточного государственного регулирования, упростить регистрационные и разрешительно-лицензионные процедуры. К тому же будет упрощена процедура обращения граждан в госорганы, будет повсеместно применяться система электронного правительства. Параллельно с этим будут регулироваться обращения рядовых казахстанцев в негосударственные структуры по вопросу защиты своих прав и интересов. Административное право – это рычаг через который государство реализует гарантированные права граждан и организаций.
Следующим шагом концепции является совершенствование налогового законодательства, где отмечается мировая тенденция «снижения налогового бремени». То есть это не только банальная минимизация налогообложения, но и уменьшение затрат на их взимание. В условиях мировой экономической рецессии это является своевременной мерой. Так как это возможность для бурного развития предпринимательства. Модернизация налогового законодательства привнесет немало пользы для страны. Привлечет инвестиции, даст толчок для развития предпринимательства.
«Следует проработать вопрос о возможности внедрения института консолидированного налогообложения, когда один или несколько налогов уплачивается "материнской" компанией от имени группы взаимосвязанных предприятий и такая группа взаимосвязанных предприятий рассматривается как единый налогоплательщик по этому налогу». Этот принцип заложенный в Концепции упростит сам процесс налоговой отчетности, к тому же поможет уменьшить затраты на их сборы. Кроме того, началась работа по упрощению самой налоговой отчетности. Это очень важный шаг со стороны государства, который привлечет в бизнес ту активную часть граждан, которая бояться начинать свое дело именно из-за непонимания процедуры налоговой отчетности.
В данной Концепции правовой политики также подчеркнули о важности совершенствования таможенного законодательства. Это делается для снижения излишних административных барьеров, и обеспечения открытости и прозрачности таможенных процедур. В результате увеличиться скорость прохождения таможенного контроля, уменьшиться коррупционная составляющая. Необходимо подчеркнуть, что в рамках объявленной Президентом Республики Казахстан новой волны индустриализации страны, модернизация таможенного законодательства является своевременной мерой. Так как к нам будут завозить передовые технологии производства, а это потребует ввоз нового оборудования, сроки доставки которого увеличатся в разы, что естественно повлияет на снижение его себестоимости.
Несмотря на огромные богатства нашей страны природными ресурсами, ставится вопрос о привлечении инвестиции в развитие «зеленой экономики». Для стимуляции данного процесса прорабатываются в действующем праве, которое будет основываться на ресурсосберегающих технологиях. Для этого на законодательном уровне будут выдвинуты по высокотехнологичным подходам в освоении месторождений, соблюдению высоких экологических стандартов при реализации инвестиционных проектов, широкому вовлечению национальных кадров во всех областях и на всех стадиях реализации инвестиционных проектов, добыче полезных ископаемых иностранными инвесторами, как правило, при условии трансферта технологий и создания новейших производств на территории Казахстана, прозрачности процесса выдачи разрешений на недропользование.
В сфере гражданского права также наблюдаются модернизационные процессы. В данное время государство является активным участником экономических отношений, следовательно, на первое место стали выдвигаться проблемы соотношения публично-правовых и частноправовых методов регулирования. Принятой концепцией поставлена задача по их оптимизации. Кроме того, уделено огромное внимание защите интеллектуальной собственности, авторских прав, что в свою очередь привлечет в страну передовые технологии и высокотехнологические инвестиции. Поставлен вопрос информирования деловой общественности о современном характере казахстанской патентной системы.
«В плане дальнейшего совершенствования специализированных институтов, связанных с защитой прав и свобод человека и гражданина, концепция признает важность повышения эффективности деятельности уполномоченного по правам человека, необходимость совершенствования механизмов реализации конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, а также механизмов реализации процессуальных прав адвокатов и доступности адвокатской помощи» – сказано в Концепции.
Отметим, что в Концепции особое внимание уделено и образовательной сфере.
– Обществу и государству, – говорится в Концепции, – нужны юридические кадры новой формации, патриотично настроенные и ориентированные на защиту прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства... Целесообразно пойти по пути консолидации возможностей государства по решению проблем подготовки разнопрофильных юридических кадров в современных условиях. Такой подход позволит избежать распыления государственных ресурсов и повысить качество подготовки юридических кадров.
В сфере высшего образования назрел ряд мер: сокращение непрофильных вузов, повышение требований к преподавательским кадрам юридических вузов и факультетов, повышение количества баллов для поступления в вузы, техническая и методическая модернизация юридического образования, принятие программы перевода лучшей учебной и научной отечественной и зарубежной юридической литературы на государственный язык, увеличение государственной поддержки гражданского юридического образования.
Концепция правовой политики, став официальным программным документом государства, требует теперь полноправной и целенаправленной реализации. В связи с этим конкретные меры по реализации концепции будут отражаться в стратегических планах развития государственных органов, в планах мероприятий по ее реализации, в отдельных отраслевых программах. Наряду с этим следует совершенствовать механизмы обращения граждан в государственные органы и к должностным лицам государства как формы их участия в государственном управлении и способа защиты своих прав и свобод, в том числе расширить спектр услуг, предоставляемых государством посредством «электронного правительства». В то же время необходимо урегулировать отношения, связанные с обращениями граждан в негосударственные организации по вопросу защиты своих прав и законных интересов, включая соблюдение сроков рассмотрения, установление ответственности организаций и их должностных лиц за рассмотрение обращений потребителей их услуг.
«Реализация положений Концепции правовой политики позволит воплотить в жизнь основные идеи и принципы Конституции Республики в контексте нового этапа строительства в Казахстане правового государства.
Эффективность реализации Концепции и соответственно стабильность национального права, действенность правового регулирования зависят от конструктивного взаимодействия всех ветвей государственной власти, качества принимаемых органами власти решений и ответственности должностных лиц.
Комплексное развитие казахстанского законодательства и его эффективное применение в соответствии с установленными настоящей Концепцией основными направлениями правовой политики государства будут способствовать дальнейшему укреплению режима законности, соблюдению конституционных прав и свобод человека и гражданина, обеспечению устойчивого социально-экономического развития страны, укреплению казахстанской государственности» – отмечено в заключении Концепции.
Насихат Оркушпаева