Новые задачи у частных судебных исполнителей
Прошло заседание общественной комиссии Республиканской палаты судебных исполнителей. Проблем в этой сфере очень много.. Обсуждалась Программа развития этого института на 2018-2025 годы. Ее подробно, не скрывая проблем изложил Сергей Ли – руководитель Республиканской палаты частных судебных исполнителей.
Была создана комиссия для обсуждения проблем в этой непростой, важной для человека сфере общественных отношений. В Комиссии - Дулат Куставлетов (депутат Сената) – председатель Комиссии, депутаты Мажилиса - Асылбек Смагулов, Магеррам Магеррамов, Берик Дюсенбаев, Василий Олейник, Балаим Кесебаева, ), профессор Марат Башимов, Дулат Абибуллаев (корреспондент-редактор дирекции информационно-аналитических программ в АО РТРК "Казахстан", Серик Акылбай (председатель РОО "Казахстанский союз юристов"), Ернар Адам (пред правления юркомпании "Юристы Казахстана), Асель Жанабилова (пред. республиканской нотариальной палаты), Нурлан Баймурзаев дир. департамента партконтроля партии "Нур-Отан"), Жанат Ешмагамбетов (вице-министр юстиции), Сагадат Каспакова (частный судебный исполнитель г. Астаны), Нургали Андасов ( зам.дир.ДИСА МЮ РК.
Совершенствование статуса судебного исполнителя, оптимизация исполнительного производства, обеспечение своевременного исполнения требований исполнительных документов, повышение рентабельности деятельности частного судебного исполнителя. развитие международного сотрудничества в сфере принудительного исполнения. Сокращение количества жалоб и сроков исполнения. Исполнение судебного акта – важнейший участок правовой практики, а полнота и своевременность исполнения судебных решений определяет не только эффективность правосудия, авторитет судебной власти, но и престиж самого государства.
Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную законодательством. Эти требования корреспондируют к статье 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, провозгласившей обязанность государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективные средства правовой защиты, а также пункту 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в интерпретации практики Европейского Суда по правам человека.
Таким образом, построение эффективной системы исполнения судебных актов есть задача, без решения которой невозможно обеспечить конституционные гарантии доступа к правосудию, гарантии защиты государством прав и законных интересов граждан и организаций. Исполнение судебного акта является заключительной стадией судопроизводства. Именно в этой стадии осуществляется реальная защита нарушенного или оспоренного права. От качества исполнительного производства зависит восприятие гражданами эффективности судебной власти, действия самого права.
Важно отметить, что в течение последних девяти лет развитие системы исполнительного производства проходило в условиях ускоренного темпа развития общества и тенденции постоянного усложнения гражданских правоотношений. Это закономерно сказалось и на состоянии исполнительного производства.
Отсутствие эффективности исполнения актов судов влечет возникновение проблем не только в правовой сфере, но и в общесоциальном аспекте, поскольку способствует формированию в обществе правового нигилизма, неуважительного отношения к закону и суду, игнорированию своих гражданско-правовых, семейных, трудовых и иных обязанностей, установленных законом.
Разрешение проблем в системе исполнительного производства явилось предпосылкой для внедрения института частных судебных исполнителей в европейских странах еще с XIX века, таких как Франция, Королевство Нидерландов, Англия и Уэльс, позднее и других, в том числе и постсоветских (Латвия, Литва), где в настоящее время успешно действует профессия частного судебного исполнителя.
Идея внедрения института частных судебных исполнителей впервые озвучена на IV съезде судей Президентом Казахстана Н. А. Назарбаевым.
В связи с чем, с 2010 года в нашей стране внедрена альтернативная государственному частная форма исполнения судебных решений. Таким образом создание института частного исполнения в Казахстане направлено на повышение эффективности решения указанных задач. С 2016 года к исключительной компетенции ЧСИ переданы почти все категории исполнительных документов, в том числе о взыскании в доход государства, социально-значимые категории дел, при этом исключено право выбора ГСИ или ЧСИ. Таким образом, увеличился «портфель» принимаемых ЧСИ документов, а вместе с ним нагрузка и ответственность.
С учетом принимаемых законодательных изменений и передачи почти всех категорий исполнительных документов, исключены качественные и количественные барьеры для наделения полномочиями частного судебных исполнителей. Количество частных судебных исполнителей стало не ограничено. При этом снижены ограничения по стажу работу для кандидатов (для бывших судебных исполнителей с 5 до 3 лет, для сотрудников правоохранительных органов с 10 до 5 лет), исключена процедура наделения полномочиями ЧСИ для лиц, имеющих лицензию (тестирование и собеседование), упрощена процедура получения лицензии для лиц, прошедших стажировку, при этом минимальный срок стажировки уменьшен до 3 месяцев.
В этой связи наблюдалось постоянное увеличение количества частных судебных исполнителей.
На 1 ЧСИ приходится на 11 299 граждан (общая численность населения -18 млн.) Помощников ЧСИ – 514. Из 1 596 ЧСИ: женщин -332 (20,8%); мужчин -1264 (79,1%).
При передаче в 2016 году всех категорий исполнительных документов не были учтены ни материальные, ни технические возможности института ЧСИ. Исполнительные документы без подготовки, без проведения соответствующего анализа и готовности переданы на исполнение к ЧСИ. При этом нагрузка на одного ЧСИ составила в среднем от 100-200 документов в месяц, у некоторых составила от 1000 и более. Таким образом проблемы, которые имелись у государственных судебных исполнителей перешли к частным судебным исполнителям.
Проблемы с низким статусом и профессиональным уровнем частных судебных исполнителей. Действующий статус частного судебного исполнителя, его профессионализм, деловые качества не отвечают мировым требованиям современного специалиста в области исполнения судебных актов. Во многих странах к данной профессии относятся с уважением, и она является престижной. В Казахстане данная профессия закрепилась на фоне советских стандартов, и, как правило, являлась стартовой площадкой для перехода на работу судьи или банковского специалиста по проблемным займам.
В настоящее время мнение у населения о судебных исполнителях, в том числе и частных, сформировалось негативное и отрицательное. Отсутствует престиж данной профессии. Кроме того, с учетом снижения требований при наделении полномочиями ЧСИ и формирования бюджета палаты за счет количества ЧСИ, также снизился их качественный состав.
Во Франции, Болгарии, странах Прибалтики частный судебный исполнитель имеет по 10-15 помощников, где работа его конторы напоминает небольшую компанию или фабрику. Все это позволяет им ежегодно иметь на исполнении 5-8 тыс. исполнительных документов.
1 января 2015 года образована Республиканская палата ЧСИ. В регионах созданы филиалы Республиканской палаты, руководители которых действуют по доверенности от центра. До этого, все частные судебные исполнители состояли в членстве региональных коллегий (некоммерческие организации в форме профессионального объединения), а региональные коллегии в членстве республиканской коллегии (объединение юридических лиц). К вновь созданной Республиканской палате переданы организационные и контрольные функции (распределение исполнительных документов, распределение частных судебных исполнителей на территории исполнительного округа, дисциплинарные комиссии и рассмотрение нарушений и др.). Одновременно с этим, палата должна вести аналитическую и методическую работу, участвовать в нормотворческой деятельности, принимать меры по повышению эффективности исполнительного производства, защищать и отстаивать интересы своих членов.
2015 |
2016 |
2017 |
|
Доход |
160 592 875 |
367 265 676 |
410 638 310 |
Ч/В |
116 488 846 |
207 894 385 |
252 174 375 |
В/В |
27 750 000 |
125 676 176 |
127 008 865 |
Стажировка |
16 354 029 |
33 695 115 |
31 455 070 |
|
|
|
|
Расход |
141 454 500 |
294 681 101 |
358 974 889 |
З/П |
77 850 000 |
176 220 000 |
196 960 000 |
Налоги |
7 707 900 |
20 973 350 |
28 116 120 |
Аренда |
23 826 100 |
40 576 332 |
42 966 168 |
Закуп МТО |
16 301 800 |
37 979 823 |
48 425 093 |
Иные |
15 768 700 |
18 931 596 |
42 507 508 |
АИС ОИП |
-107 137 830 |
||
Расход |
162 796 000 |
||
Доход |
55 658 170 |
Штатная численность аппарата Республиканской палаты
Наименование подразделения |
2015 |
2016 |
2017 |
Центральный аппарат |
13 |
11 |
21 |
Региональные палаты |
86 |
93 |
92 |
Всего: |
99 |
104 |
113 |
В том числе на безвозмездной основе |
25 |
26 |
29 |
Учитывая дефицит бюджета и в целях экономии средств в отдельных регионах руководящий состав аппарата региональных палат осуществляют деятельность на безвозмездной основе.
Проблемы в деятельности Республиканской палаты:
Учитывая тенденцию ежегодного снижения количества вступающих в палату членов, имеются риски формирования порядка 40 процентов бюджета. При этом у 20-25 процентов ЧСИ, в особенности вновь вступивших в палату, возникают трудности в оплате ныне действующих размеров членских взносов. Кроме того, ввиду низкой окупаемости деятельности ЧСИ, палата не имеет возможности увеличения размеров членских взносов;
- отсутствуют иные источники финансирования;
- ввиду отсутствия собственных зданий и надлежащего материально-технического обеспечения имеются значительные расходы по аренде зданий и иных материально-технических средств; - ввиду незначительного материального обеспечения наблюдается низкий уровень профессионального кадрового состава Палаты, невозможность расширения кадрового состава и привлечения профессиональных специалистов;
(из 113 сотрудников, имеют стаж работы в системе исполнительного производства 31, менее 1 года – 2, остальные не имеют стажа)
- отсутствие надлежащего менеджмента в организации деятельности филиалов; - недостаточное финансирование не позволяет должным образом проводить работы по автоматизации процедур исполнительного производства.
Повышение эффективности и объективности осуществления контроля: - осуществление контроля за процессуальными действиями судебного исполнителя только судом;
Автоматизация процесса исполнительного производства. В течении 2018-2020 года - автоматизация процесса наложения (снятия) ареста на недвижимое имущество, на доли должника в уставном капитале юридических лиц и на регистрационные действия; - интеграция с информационной системой КУИС МВД РК, в части автоматизации получения информации о месте отбывании наказания должника, а также направления в учреждение постановления об обращении взыскания на заработную плату осужденного; - интеграция с КГИП МФ РК, в части получения в АИС ОИП сведений о доле государственного участия юридического лица; - интеграция с информационными системами других государственных органов, посредством ИС Генеральной прокуратуры в части автоматизации направления исполнительных документов о взыскании административных штрафов и других обязательных платежей в бюджет в электронном формате; - СМС уведомление должников о возбужденном исполнительном производстве и принятых мерах по ним; - интеграция с ИС «Е-Нотариат», в части автоматизации направления постановления о запрете совершения нотариальных услуг в пользу должника; - реализация сервисов во всех банках второго уровня, по запросу о движении денежных средств, наличии счетов и наложению/снятию арестов на счета, инкассовых операций в электронном формате; - автоматизация направления судебным исполнителем представления в суд в электронном формате;
В течении 2021 – 2023 года -- интеграция со всеми банками второго уровня в части предоставления должникам возможности погашения задолженности через любые банкоматы и кассовые отделения страны; - автоматизация процесса наложения и снятия ареста на движимое имущество.
Так что работы в этой сфере будет еще много.
Тимур Башимов