Пути преодоления причии правового иигилизма в свете Стратегии «Казахстан-2050»
Атмосфера нетерпимости к мелким правонарушениям -
важный шаг в укреплении общественной безопасности,
борьбе с преступностью.
Нам нужно преодолеть правовой нигилизм и включить
общество в дело охраны общественного порядка.
Из Стратегии «Казахстан-2050»: новый политический
курс состоявшегося государства
В Послании народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства Глава государства Нурсултан Абишевич Назарбаев выступил с масштабными инициативами, открывающими новый этап в развитии республики и озвучил Программный план действий на период до 2050 года. Новая стратегия Президента – это, с одной стороны, продолжение курса реформ, которые проводились в рамках Программы развития-2030, с другой – совершенно самостоятельный документ. В его основе лежит глубокий анализ процессов, которые происходят в глобальной политике и экономике.
В своем Послании Елбасы подвел итоги реализации основных приоритетов Стратегии-2050 и поставил новую задачу - сохраняя все, чего мы достигли за годы суверенитета, продолжить устойчивое развитие в XXI веке.
Послание Президента является гармоничным развитием Стратегии «Казахстан-2050» на новом этапе и включает в себя 7 основополагающих принципов, реализация которых позволит Казахстану к 2050 году войти в число 30-ти самых развитых государств мира.
В данной статье автор будет рассматривать 5 приоритет провозглашающий дальнейшее укрепление государственности и развитие казахстанской демократии путем преодоления правового нигилизма и повсеместного внедрения принципа «нулевой терпимости» к беспорядку.
В Конституции нашей страны закреплено положение, согласно которому Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Это означает, что в таком государстве основную роль призваны играть право, закон, порядок, уважение прав и свобод человека и гражданина, которые признаются высшей социальной ценностью. Их защита, гарантирование - прямая обязанность государства.
Однако практическому воплощению этих и других гуманистических идей, провозглашенных Конституцией, мешают различные негативные факторы и аномалии, одним из которых является правовой (или юридический) нигилизм. Именно его влияние в конечном счете способно затормозить проведение институциональных реформ и реализацию Стратегия «Казахстан-2050».
Следует отметить, что до сегодняшнего дня не выработано единого подхода к пониманию этого явления. Так, одни ученые видят в нем преимущественно негативные стороны, другие пытаются отыскать в нигилистических тенденциях некие рационально-положительные начала. Между тем, масштабы этого бедствия в республике все более разрастаются и принимают опасный для интересов государства и общества характер.
Жизнь показывает, что произвол, анархия, вседозволенность, игнорирование должностными лицами своих обязанностей связаны прежде всего с расхлябанностью, безответственностью, правовым нигилизмом чиновников и рядовых граждан. У последних он проявляется в неумении (нежелании) эффективно пользоваться предоставленными законом правами и свободами.
Более двухсот лет назад французский правовед, просветитель и философ Ш. Монтескье написал: «Вникните в причины всякой распущенности и вы увидите, что она проистекает от безнаказанности».
То же самое можно сказать о нигилистическом отрицании. Мало того, что в нашей стране не принимаются во внимание обязанности и запреты, установленные законом - дискредитируется даже такое понятие, как гражданский долг, выражающийся согласно Стратегии «Казахстан-2050» в нетерпимости к мелким правонарушениям.
Более того, Стратегия «Казахстан-2050» призывает всех нас преодолеть правовой нигилизм и включить общество в дело охраны общественного порядка.
Современный юридический нигилизм в Казахстане - это серьезная, запущенная болезнь. Преодоление данного недуга - сложная задача, способствующая построению правового государства. Надо заметить, что пути искоренения этого зла тесно связаны с его причинами. Автор выделяет три основные группы мер по преодолению причин правового нигилизма в соответствии со Стратегии «Казахстан-2050».
Первую группу образуют политические меры. Они непосредственно связаны с устранением факторов, препятствующих построению правового государства и реализации пятого приоритета Стратегии «Казахстан-2050». Это политическая сфера, предлагающая, соответственно, государственно-правовые пути борьбы с нигилизмом. Это:
- эффективная целенаправленная правовая политика государства, выражающаяся в первую очередь в:
1.1. повышении уровня юридической культуры органов власти и населения, их правового, нравственного и юридического сознания;
1.2. упрочение законности и правопорядка, государственной дисциплины, консолидации общего правового пространства;
1.3. подготовка высококвалифицированных юридических кадров для госаппарата;
1.4. повсеместном внедрении принципа «нулевой терпимости» к беспорядку, профилактики правонарушений и прежде всего преступлений, борьбы с криминалом во всех его проявлениях, с коррупцией и т.д.
1.5. скорейшем завершении реформ правоохранительных органов.
Вторую группу составляют социально-экономические меры, в круг которых, согласно третьему приоритету Стратегии «Казахстан-2050» входят:
1.повышение уровня жизни казахстанцев, снижение бедности, безработицы, пауперизма путем адресной социальной поддержки и модернизации политики занятости и труда;
- обеспечение прожиточного минимума и стимулирование, в том числе материальное, отдельных категорий граждан с гарантированным минимальным социальным стандартом;
- сокращение разрыва между самыми богатыми и самыми бедными слоями населения, установление социальной справедливости и т.д.
Наконец, третью группу согласно седьмому приоритету Стратегии «Казахстан-2050» образуют меры культурного, духовного, морального плана, которые должны включать в себя следующие составляющие:
- активная правовая пропаганда и пропаганда нового казахстанского патриотизма;
- последовательное правовое воспитание и просвещение силами национальной интеллигенции;
Определяющий фактор в системе правовых средств преодоления правового нигилизма - эффективная правовая политика государства. Принципиальное значение в этой связи имеет утверждение в обществе идеи приоритета закона.
Однако от осознания идеи до ее воплощения - дистанция огромных размеров. И любые политико-юридические просчеты чреваты осложнениями. Поэтому поспешные и недостаточно обоснованные решения органов власти способны подтолкнуть отдельные силы в обществе к решению неотложных социальных и политических проблем не правовыми средствами.
В реальной жизни закон не всегда способен выполнять свои функции. С возникновением новых обшественно-экономических отношений законодатель пытается урегулировать весь их спектр. Но жизнь настолько многогранна, что невозможно все в ней предусмотреть, а тем более законодательно закрепить все ее тонкости и нюансы.
Для повышения уровня правосознания и правовой культуры населения необходимо возродить массовый юридический всеобуч, призванный повысить правовую компетентность граждан и должностных лиц, сформировать новый тип правового мышления личности как необходимое условие ее жизнедеятельности в реалиях правового государства.
Раньше, в советское время, на предприятиях в императивном порядке вводился правовой всеобуч. Надо заметить, что его главной целью была идеология, стремление показать весь спектр прав гражданина страны Советов, которые, впрочем, на практике не всегда реализовывались. Но эта идеология приносила свои плоды. Существовали общественные университеты правовых знаний.
Учитывая сказанное, инициаторами всеобуча должны стать органы власти, которые призваны разрабатывать соответствующие программы по правовому обучению с определением источников финансирования. В этих программах активное участие должны принимать члены представительных органов работников на предприятии (профсоюзов).
Повышение квалификации специалистов и дополнительное обучение на предприятиях может происходить на соответствующих курсах, программа которых предусматривает лишь получение необходимых знаний. Развитие общественных отношений объективно требует дополнения указанной программы общеправовыми знаниями.
В плане рассматриваемой проблемы особо важно подчеркнуть, что стратегия правового развития страны должна быть сориентирована прежде всего на личность, ее права и законные интересы, свободу и ответственность. Личностная направленность юридической политики, несомненно, придаст авторитет и прочность правовой системе, будет способствовать восприятию ее населением как социально ценностного института гражданского общества.
Следующий путь устранения нигилистического отрицания объединение усилий общества и государства для формирования правосознания населения. Для реализации этой задачи необходима отлаженная работа государственных организаций, учреждений и иных подразделений, которые согласно Конституции должны гарантировать государственную защиту прав и свобод граждан.
Если же в государстве отсутствуют экономические предпосылки, нет достаточно развитых механизмов формирования правосознания населения и преодоления юридического нигилизма, оно должно обратиться к потенциалу самого общества в лице его общественных объединений.
Сотрудничество государственных структур и общественных формирований позволило бы объединить финансовые и властные полномочия государства с потенциалом негосударственных объединений с целью наиболее эффективного решения вопросов устранения причин правового нигилизма и формирования правосознания населения.
Что касается общественных объединений юридического профиля (адвокатура, общество защиты прав потребителей и др.), то они, используя право защиты интересов отдельных граждан, несомненно, должны брать на себя юридическое и моральное обязательство уважать и защищать интересы других людей. Тогда роль общественных объединений по защите прав и свобод граждан будет проходить на двух уровнях: персональном и социальном.
Формы участия общественных объединений в совместной деятельности по формированию высокого уровня правосознания и устранения правового нигилизма в обществе и направления такой деятельности могут быть самыми различными. Представляется, что со временем общественные организации сами выработают наиболее оптимальные формы и методы своего участия в совместной деятельности.
Учитывая все сказанное, следует выделить еще одно направление деятельности общественных объединений, которое заключается в формировании уважения у граждан к праву, восстановление (в какой-то степени создание) авторитета власти и доверия населения страны к способности государства реально противостоять преступности и другим негативным проявлениям.
Своей деятельностью государственные органы, во взаимодействии с общественными объединениями, должны «внушить» населению мысль о том, что государство - это орган выражения и защиты интересов, прежде всего, каждого отдельного гражданина и всего общества. Следовательно, уровень доверия населения к этим институтам является одним из важнейших критериев оценки их деятельности.
И, наконец, используя средства массовой информации, необходимо повести активное наступление на противоправные поведенческие установки, проповедуя всеобщее законопослушание. На телевидении и в прессе было бы полезно сократить количество информации на криминальные темы. Приоритетным направлением их деятельности должна стать правовая пропаганда и правовое воспитание населения, формирование у граждан уважительного отношения к праву, закону.
Основной критерий успешности указанных мероприятий - их комплексный, скоординированный характер. И если причина нигилистического отрицания права кроется в социальных, экономических, культурных, духовных сторонах жизни общества - необходимо сначала устранить эти аномалии. Вместе с тем, не исключено и применение принудительных мер, связанных с законом. Именно такой подход позволит снизить, а позже и преодолеть правовой нигилизм граждан.
Ж. Тукпиев
13 комментария