ЕХРО-2017: от формулировок лозунгов, проведении национальных дней и презентации павильонов
Специализированная международная выставка EXPО-2017, вошедшая в лучшие туристические гайды этого года и топ-50 самых ожидаемых мировых событий, прошла с 10 июня по 10 сентября 2017 года в Астане. На протяжении 93 дней Казахстан был охвачен одним из самых грандиозных праздников туристического сезона.
В данном очерке мы ознакомим читателя с формулировками лозунгов прошедших всех международных выставок, с особенностями проведения национальных дней и презентациями павильонов на ЕХРО-2017.
В 1928 году, в разгар Великой депрессии, в Париже учредили Международное Бюро Выставок (МБВ). Сотрудники этой организации следят за тем, чтобы ЕХРО проходили на должном уровне и чтобы высокая планка, достигнутая еще в XIX веке, никогда не опускалась. Международное бюро выставок также работает над тем, чтобы ЕХРО не просто были площадкой для инновационных технологий, но стали местом встреч разных культур и дискуссий.
По инициативе «Бюро международных экспозиций» для всех международных выставок была введено требование формулировать лозунг. Сначала доминировали такие темы, как «Техника», «Прогресс» и «Будущее», а с середины XX века появились новые девизы: «Гуманность», «Гармония». Яркое тому подтверждение - темы всемирных универсальных выставок, обозначенные с помощью девизов. Например, первая Всемирная выставка в Лондоне имела девиз «Пусть все народы работают совместно над великим делом - совершенствования человечества», в Нью-Йорке (1939) - «Миру завтрашнего дня», в Брюсселе (1958) - «Человек и прогресс», в Монреале (1967) - «Земля людей», в Осаке (1970) - «Прогресс и гармония для человечества», в Аити (2005) - «Мудрость природы», в Шанхае (2010) - «Лучше город, лучше жизнь!», в Милане (2015) - «Накормить планету. Энергия для жизни».
EXPO-2017, которая прошла под лозунгом «Энергия будущего», осветила одну из самых актуальных тем, волнующих мировое сообщество - альтернативные источники энергии. Тему предстоящей выставки как нельзя лучше олицетворяет яркий лаконичный логотип EXPO-2017: ассиметрично расположенные в круг лепестки символизируют энергию и вечное движение.
Проанализировав девизы выставок, мы нашли очень интересный и яркий пример диалога культур. Так, в 1893 году в Чикаго (США) состоялась выставка, посвященная 400-летию открытия Америки Христофором Колумбом, которая в дальнейшем получила название «Колумбова». Эта же тема только с разницей в 100 лет прозвучала вновь на открытии ЕХРО-92 в Севилье (Испания), когда отмечался очередной юбилей открытия Нового Света Колумбом, чье путешествие осуществлялось на средства испанского королевства. Севилья - центр испанской провинции Андалусия, откуда более 500 лет назад три парусника с командой из 120 человек отправились на поиски индийского золота. Путешествие Колумба между Старым и Новым Светом стало символом обмена культурной и научно-технической информацией, которое сблизило страны мира. Была признана важная роль Испании в открытии Америки. Таким образом, состоялся межкультурный диалог между европейской и американской культурами.
Еще одно проявление межкультурного диалога, которое заслуживает отдельного внимания - это национальные дни, на всемирной универсальной выставке, посвященные определенной стране-участнице. Это новшество появилось, после выставки 1967 года в Монреале проходившей под девизом «Человек и его мир».
Далее мы предлагаем рассматривать национальные дни, как культурные презентации стран-участниц. На сегодняшний день, презентации стали очень, популярны.
Слово «презентация» уже давно, ассоциируется не только с крупными многомиллионными компаниями, но и с выставками. ЕХРО даёт уникальную возможность познакомить миллионы людей не только жителей страны-хозяйки, но и зарубежных гостей с богатством национальной культуры, музыки, народного и современного искусства.
Презентация может, проводиться с разными целями. Во-первых, для демонстрации всевозможных достижений - например, когда страна участница начинает внедрять новые технологии, предлагает новые услуги или производит обновление линейки продуктов. Еще один хороший повод информирование посетителей всемирных универсальных выставок о культурных традициях, исторических фактах, достопримечательностях страны, ее месте в культуре.
С помощью презентации сообщить о себе может также любой малочисленный народ. Национальные дни той или иной страны яркий тому пример. Это всегда грандиозные праздники с демонстрацией национального колорита и народных традиций страны, с использованием национальных костюмов своей страны. Национальные дни служат многим целям: они позволяют сохранить культурное наследие стран, информировать общественность об истории этих стран, чувствах национального единства, объединяющих граждан, и выражать патриотизм.
Так как одной из главных тем всемирной выставки становится научно-технический прогресс, в архитектуре многих павильонов реализуются экспериментальные проекты, где воплощаются новые инженерные идеи, применяются новые конструктивные и объемно-пространственные решения, основанные на использовании современных строительных материалов и архитектонических принципов.
Усложняются приемы экспозиции, которая организуется по плану сценарию, основанному на театрализованных методах показа (с применением светодинамических эффектов, достижений электроники и кибернетики, а также кино, диапозитивов и т.п.), нередко по сеансовой программе.
Павильоны на ЕХРО-2017 были четырех видов:
Во-первых, модные. Это дорогие уникальные решения в русле известных трендов, но при этом претендующие на что-то новое. Обычно павильоны остроэкспериментальные, они задают направления мировых трендов. Предлагая новую архитектуру, страны утверждают тем самым свои претензии на лидерство.
Вторую группу составляли страны, которые претендуют на статус модных, включенных в мировую повестку дня. Их павильон прост, достаточно экономичен, но вместе с тем свеж и актуален.
Третью группу составляли страны, которые используют устаревшую модную архитектуру. Эти страны как бы и находятся в мировом процессе, но несколько на периферии.
А вот четвертую группу составляли страны, которые не принимают глобальных архитектурных мод, будто вовсе не замечают их. У них своя повестка дня, и в этом ощущается своеобразное достоинство.
Характер экспонатов, представленных на EXPO - 2017 дает возможность сделать заключение о системе ценностей и приоритетов существовавших в данный момент исторического развития, а. также о соотношении приоритетов, господствующих в тех или иных странах. Исторический подход к динамике этих ценностей позволяет говорить и об определенном влиянии всемирных выставок на национальную промышленность и искусство, о культурном взаимообогащении стран и народов через посредство подобных выставок.
Всемирная выставка как явление стала гораздо более значимым в глобальном масштабе событием, чем простое преодоление межстрановых, межкультурных барьеров. Благодаря всемирным выставкам мир впервые получил площадку, на которой единовременно были сконцентрированы все ведущие мировые рынки и все ведущие культурные достижения. В целом выставки сыграли прогрессивную роль в развитии и укреплении международных отношений в области обмена опытом производства промышленной продукции и новых технологий в показе лучших произведений искусства, а также в развитии торговли между государствами и налаживанию межкультурного диалога по глобальным вопросам современности.
EXPO-2017, как и все международные выставки - это крупнейшие фестивали культуры, в широком ее понимании, фиксирующие в концентрированном виде и в национальных формах состояние развития отдельных стран и всего человечества на определенный момент времени. Являясь одной из наиболее эффективных форм информационно-культурного обмена и одновременно показателем развития мировой экономической системы, эти выставки способствуют укреплению всемирных торгово-промышленных и культурных связей, взаимообогащению их участников, выполняя одновременно просветительскую функцию. Участие во всемирной универсальной выставке способствует повышению престижа страны на мировой арене.
Отрадно, что на выставке EXPO-2017, в полном объеме были продемонстрированы идеи и решения по возобновляемым источникам энергии и воплощении в жизнь принципа «зеленой экономики», здания, которые генерируют энергию для собственного обеспечения, «умные дома», электромобили, автомобили на биотопливе и многое другое.
А. Турекулов