Профилактический контроль – инструмент превенции правонарушений
Департамент Агентства по делам государственной службы по Павлодарской области является уполномоченным органом по оценке и контролю за качеством оказания государственных услуг.
Согласно установленным компетенциям, Департамент назначает и проводит внеплановые проверки по обращениям граждан, поручениям органов прокуратуры, правоохранительных и других государственных органов.
Кроме того, в соответствии с Предпринимательским Кодексом, на основании утверждаемых списков, проводится профилактический контроль и надзор с посещением субъекта контроля и надзора.
Основными задачами и целями профилактического контроля является выявление причин и условий противоправного поведения субъекта контроля, разъяснение правовых последствий правонарушений и убеждение в необходимости законопослушного поведения субъекта.
Иными словами, данный контроль нацелен на предотвращение правонарушений, их профилактику и недопущение впредь. Кроме профилактики нарушений, во время проведения профконтроля, Департамент оказывает методическое и консультативное сопровождение государственных органов-услугодателей.
За прошедший год Департаментом проведено 17 профилактических контролей с посещением государственных органов и 14 внеплановых проверок, по итогам которых выявлено более 3 тысяч нарушений.
В текущем году за 1 полугодие проведено 3 профконтроля. В связи с карантинными нормами и чрезвычайным положением в стране, посещение субъектов было ограничено.
Тем не менее, несмотря на небольшое количество проведенных мероприятий, Департаментом совместно с госорганами проведена качественная работа по профилактике нарушений, в том числе по внесению предложений по совершенствованию и оптимизации государственных услуг.
К примеру, по итогам проведенного профилактического контроля в Процессинговом центре Департамента полиции Павлодарской области (бывший Отдел регистрационно-экзаменационной работы) выявлен ряд проблемных вопросов при оказании государственных услуг и выполнения некоторых функций, связанных с взаимодействием с гражданами.
Востребованная государственная услуга по изготовлению и выдаче дубликатов госномеров на автотранспорт была не доступна для оказания через ЦОН и портал в связи с техническими недоработками в информационной системе.
После внесения предложений в МВД РК по инициативе Департамента, сейчас услуга запущена для оказания через ЦОН в тестовом режиме.
Еще одна востребованная услуга – по заказу и выдаче номеров повышенного спроса оказывается без нормативно установленных сроков их изготовления и выдачи, тем самым создается волокита для граждан.
Желающие заказать госномер обращаются в Процессинговый центр, указывают желаемый номер и (или) буквенное обозначение, после чего проверяется - не был ли изготовлен номер с таким же обозначением другому заявителю, затем заявление с квитанцией направляется в Комитет административной полиции для изготовления. Однако, законодательно регламентированных сроков изготовления не указано.
Услуга является платной, размеры оплаты определены статьей 615 Кодекса о налогах и других обязательных платежах в бюджет.
По итогам профконтроля Департаментом совместно с Процессинговым центром принято решение направить предложение в МВД о внесении дополнений в Правила для обеспечения прозрачности процесса.
Более того, Департаментом предложено создать единую базу номеров повышенного спроса, включить туда онлайн-генератор номерных знаков с функцией оповещения, в случае если выбираемый номер занят другим владельцем ТС (по примеру выбора номеров сотовых операторов, покупки онлайн ж/д билетов и др.), с соблюдением законодательства о персональных данных.
Таким образом, проводимые Департаментом в рамках Предпринимательского кодекса проверки и профилактические контроли являются не столько инструментом наказания, сколько помогают усовершенствовать законы и процессы оказания госуслуг.
А. Байманкулов,
Главный специалист управления государственных услуг
ДАДГС по Павлодарской области