Не автоматизированный камеральный контроль
Сегодня на органы государственных доходов возложены основные задачи по обеспечению своевременности и полноты поступлений налогов в бюджет Республики Казахстан.
При реализации поставленных перед органами государственных доходов задач, осуществляется контроль, за исполнением норм налогового законодательства и иного законодательства Республики Казахстан. Самой распространённой формой контроля является камеральный контроль.
Камеральным контролем является контроль, осуществляемый налоговыми органами на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также других документов и сведений о деятельности налогоплательщика.
Согласно пункта 1 статьи 96 Налогового кодекса Республики Казахстан, в случае выявления нарушений по результатам камерального контроля оформляются:
по нарушениям с высокой степенью риска - уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений;
по нарушениям со средней степенью риска - извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений.
Также камеральный контроль является составной частью системы управления рисками. (далее – СУР). На основании результатов системы СУР, налоговыми органами осуществляется категорирование Налогоплательщиков (налоговых агентов) путем отнесения их деятельности к категориям низкой, средней или высокой степени риска.
Сегодня органы Государственных доходов применяют Ручной камеральный контроль (РКК) и Автоматизированный камеральный контроль (АКК). При формировании уведомлений РКК текст нарушения и налоговый период не вводится специалистами, а выбирается из доступного списка. Система также проверяет корректность регистрационных данных, и сумма нарушений вводится в отдельное поле. Созданные уведомления автоматически перенаправляются в кабинет налогоплательщика — участникам электронного обмена. Система также автоматически определяет наличие соответствующей проверки и направления уведомлений в ИС ЭКНА для учета в ходе проверки. Предусмотрена возможность предоставления налогоплательщиками электронных пояснений, автоматическое перенаправление уведомлений при перерегистрации налогоплательщика в другой налоговый орган, со всей историей отработки, возможность перенаправления уведомлений в адрес правопреемников.
Аскаров Д.А.
Отдел администрирования косвенных налогов
Есильское управление государственных доходов г. Нур-Султан