исполнение постановлений о наложении взыскания по делам об административных правонарушениях
Конституция Республики Казахстан закрепляет основополагающие положения и принципы признания и защиты прав и свобод личности в республике.
Права человека – сложное многомерное явление, политико-правовая категория, представляющая собой систему принципов и норм взаимоотношений личности и государства, обеспечивающих индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные социальные блага. Признание в Конституции Казахстана прав и свобод человека означает, что исходит из принятия их в качестве одной из фундаментальных ценностей человеческого бытия и главного ориентира в развитии общества.
Признание прав и свобод абсолютными и неотчуждаемыми выражает их универсальный характер и распространение на каждого человека, находящегося на территории республики, независимо от того, к гражданству какой страны он принадлежит, недопустимость их произвольного изъятия государством или какими-либо другими субъектами. Лишь в случаях, прямо предусмотренных Конституцией и законами, человек может быть лишен или ограничен в определенных правах и свободах.
Если права человека являются врожденными, то права гражданина – приобретенными. В правовой статус гражданина органической частью входят права человека, а также комплекс политических прав и обязанностей, устанавливающий особые властеотношения между гражданином и его государством в виде общественного договора, служащего основной гарантией защиты прав и свобод личности.
В то же время данный статус предполагает и наличие у гражданина определенных обязанностей, ибо право на участие в осуществлении политической власти, которой наделен индивид, с необходимостью обусловливает и наличие обязанностей на отправление этой власти как обратной стороны прав государства на данного гражданина. Обязанности гражданина выражают меру его необходимого поведения, определяют степень его позитивной ответственности перед другими людьми, государством и обществом в целом.
Вместе с тем любое государство обозначает пределы ограничения этих прав и свобод, поскольку они не могут быть безграничными.
В теории и практике отношения между государственной властью и личностью в сфере свободы должны регулироваться только законами. Закон есть нормативная формула прав человека.
Только закон может вводить необходимые ограничения в возможные действия граждан.
Основным органом защиты прав и интересов личности является суд, поскольку именно суд есть наиболее эффективное средство восстановления прав и свобод в случаях спора и их нарушения.
Судебная власть является исключительной властью, осуществляющей правосудие, соответственно на суд ложится обязанность защищать права каждого человека.
Суды наделены правом применения государственного принуждения.
Только суду предоставлено право выносить решения, постановления, приговоры, допускающие ограничение некоторых конституционных прав граждан.
Решения, приговоры, постановления судов обязательны к исполнению всеми государственными органами, организациями, должностными лицами, а также гражданами на всей территории республики.
Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения, в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом (должностным лицом), правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Судья, должностное лицо, при рассмотрении дела об административном правонарушении обязаны выяснить, было ли совершено административное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, причинен ли имущественный ущерб, а также выяснить другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Рассмотрев дело об административном правонарушении, судья, орган (должностное лицо) выносят одно из следующих постановлений:
1) о наложении административного взыскания;
2) о прекращении производства по делу.
Исполнение постановлений о наложении административных взысканий - это последняя стадия производства по делам об административных правонарушениях, суть которой заключается в практической реализации административного взыскания, назначенного правонарушителю.
Деятельность по исполнению постановлений состоит из двух логически взаимосвязанных этапов: обращение постановлений к исполнению и непосредственное приведение их в исполнение. На первом этапе ключевая роль принадлежит органу, принявшему постановление о наложении административного взыскания, который направляет вынесенное постановление органу-исполнителю. На втором этапе специально уполномоченные органы осуществляют деятельность по непосредственной реализации указанной в постановлении санкции. Иногда этим занимаются те органы (должностные лица), которые вынесли решение о привлечении нарушителя к административной ответственности (например, при исполнении взыскания в виде предупреждения, взыскание штрафа).
Как правило, постановление о наложении административного взыскания подлежит исполнению с момента вступления его в законную силу и направляется органу, (должностному лицу), уполномоченному приводить его в исполнение, в течение суток. Постановления о наложении административного взыскания в виде лишения специального права и административного ареста подлежат исполнению с момента его вынесения.
При наличии обстоятельств, вследствие которых немедленное исполнение постановления невозможно, орган, вынесший постановление, может отсрочить постановление на срок до одного месяца.
Вопросы об отсрочке, рассрочке, приостановлении или прекращении исполнения постановления о наложении административного взыскания, а также о взыскании штрафа, наложенного на несовершеннолетнее лицо, с его родителей или лиц, их заменяющих, рассматриваются судьей, органом (должностным лицом), вынесшим постановление, в трехдневный срок со дня возникновения основания для разрешения соответствующего вопроса. Решение по таким вопросам принимается в виде постановления.
Не подлежит исполнению постановление о наложении административного взыскания, если оно не было обращено к исполнению в течение года со дня его вступления в законную силу, а за правонарушения в области налогообложения и антимонопольного законодательства в течение пяти лет со дня его вступления в законную силу. В этот срок не включается время, на которое исполнение приостанавливается в связи с отсрочкой, связанной с применением протеста или подачей жалобы. Необходимо отметить, что законодатель связывает давностным сроком лишь начало исполнения постановления. Сам процесс исполнения может длиться достаточно долго (например, лишение специальных прав на три года).
Однако, согласно законодательства об исполнительном производстве срок взыскания административного штрафа 2 месяца.
Постановление о наложении административного взыскания, по которому не производилось исполнение или исполнение произведено не полностью, возвращается органу (должностному лицу), вынесшему постановление, составившему протокол об административном правонарушении, в случаях и порядке, предусмотренных Законом Республики Казахстан «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей».
Таким образом, судья, вынесший постановление, обязан исчисляя срок взыскания, контролировать срок давности исполнения постановления, и в последующем принять решение в виде постановления об освобождении лица от исполнения административного взыскания.
На практике, конечно же, это очень трудно проконтролировать, поскольку количество их очень большое, эти дела уже находятся в архиве (предархив).
Исполнение постановлений о вынесении предупреждения производится судьей, органом, вынесшим постановление, путем вручения или направления копии постановления.
Исполнение постановлений о наложении штрафа производится следующим образом. Сначала нарушителю предоставляется возможность исполнить постановление добровольно путем внесения не позднее тридцати дней суммы штрафа в государственный бюджет в установленном порядке, за исключением штрафа, взимаемого на месте совершения правонарушения (в этом случае нарушителю выдается квитанция). При неуплате суммы штрафа в добровольном порядке он взыскивается принудительно из заработной платы, пенсии, стипендии нарушителя. Если же у него отсутствует заработная плата, пенсия, стипендия, то взыскание обращается на имущество нарушителя.
Исполнение постановлений о возмездном изъятии предмета производится так. Эти предметы передаются для реализации в комиссионные магазины по месту нахождения имущества. Вырученные от реализации суммы передаются бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации.
Исполнение постановления о конфискации предмета осуществляется путем изъятия конфискованного предмета и принудительного безвозмездного обращения его в собственность государства. Осуществляется постановление об этом судебными исполнителями, органами внутренних дел, надзорными, таможенными и другими органами.
Исполнение постановления суда о лишении специального права осуществляется уполномоченными органами путем изъятия водительского удостоверения, охотничьего билета. По истечении срока лишения специального права лицу, подвергнутому данному виду административного взыскания, изъятые документы возвращаются в установленном порядке.
Во исполнение постановлений об административном аресте лица, подвергнутые административному аресту, содержатся под стражей. Срок административного задержания засчитывается в срок ареста.
Исполнение постановлений об административном выдворении за пределы Республики Казахстан производится органами миграционной службы РК путем контролируемого самостоятельного выезда выдворяемого лица из Республики Казахстан. Лицо, не исполнившее решение суда о выдворении и не покинувшее территорию Республики Казахстан в указанный в решении срок, подлежит по решению суда выдворению в принудительном порядке.
Судья Специализированного межрайонного административного суда Кайдарова А.Г.