Медиативная практика по рассмотрению и разрешения конкретных дел в Казахстане
В статье проанализированы статистические данные о развитии института медиации в Республике Казахстан. Автором проанализированы материалы результатов исследований общественных организаций и Верховного суда Республики Казахстан. В статье также приведен пример из практики по рассмотрению дела в рамках медиации. В заключении автором сформулированы выводы и предложены рекомендации по повышению эффективности института медиации в уголовном процессе Республики Казахстан
Ключевые слова: медиация, профессиональные медиатор, непрофессиональные медиаторы, Международный правозащитный центр, Верховный суд РК
Keywords: mediation, a professional mediator, non-professional mediators, international centre for human rights, the Supreme court of the Republic of Kazakhstan
Түйінді сөздер: делдалдық, кәсіби медиаторлар, кәсіби емес медиаторлар, Халықаралық құқық қорғау орталығы, Қазақстан Республикасының Жоғарғы Соты
Уголовный кодекс Республики Казахстан предусматривает, что уголовная ответственность имеет целью не только наказание, но и исправление осужденных, а также предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и другими лицами. На наш взгляд, исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений осужденными и другими лицами должно быть ведущей задачей уголовной политики нашего государства. Именно медиация имеет большой потенциал для решения этой задачи.
Поскольку какого-либо статистического наблюдения за деятельностью медиаторов в Казахстане не производится, в рамках данной статьи были использованы материалы исследований, проведенных ОО «Международный правозащитный центр» (МПЦ) [1], Верховного суда Республики Казахстан [2].
В Казахстане институт медиации представлен в двух его видах: профессиональном и непрофессиональном, что отличает Казахстан от многих других государствах, где введен данный институт. Это обусловлено историческими предпосылками, вековыми традициями, национальной культурой разрешения споров и конфликтов и сложившимся менталитетом казахского народа.
Для анализа развития института медиации в регионах необходимо обязательно брать во внимание сведения о численности населения в регионе и его плотности. Эти показатели позволят определить соотношение числа профессиональных и непрофессиональных медиаторов к общему числу населения в регионе.
Профессиональная медиация в Казахстане сегодня представлена 24 организациями медиаторов, которые осуществляют деятельность по всей его территории, и их число с каждым днем растет. Из указанного числа организаций медиаторов от 9 получена официальная информация о деятельности организации, о 11 организациях информация взята из сайтов организаций. Таким образом, охват составил 83% от общего числа. Информация об остальных 5 организациях отсутствует по причине игнорирования предложения МПЦ о сотрудничестве по проекту, а также отсутствия сайта либо анализируемой информации на нем.
Наибольшее количество профессиональных медиаторов зарегистрировано в южной и северной столицах: Алматы – 100, Астана – 104 (таблица 1).
Таблица 1 – Количество профессиональных медиаторов в Республике Казахстан в региональном разрезе
Город/Область |
Административный центр |
Население чел. |
Количество профессио-нальных медиаторов |
% соотношение количества медиаторов к численности населения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Астана |
Астана |
792775 |
104 |
0,01311 |
Алматы |
Алматы |
1485496 |
100 |
0,00673 |
Акмолинская область |
Кокшетау |
734145 |
21 |
0,00286 |
Актюбинская область |
Актобе |
801273 |
22 |
0,00275 |
Алматинская область |
Талдыкорган |
1966786 |
2 |
0,00010 |
Атырауская область |
Атырау |
561512 |
9 |
0,00160 |
Восточно-Казахстанская область |
Усть- Каменогорск |
1394015 |
62 |
0,00445 |
Астана |
Астана |
792775 |
104 |
0,01311 |
Жамбылская область |
Тараз |
1077893 |
11 |
0,00102 |
Западно-Казахстанская область |
Уральск |
620349 |
22 |
0,00355 |
Карагандинская область |
Караганда |
1365849 |
35 |
0,00256 |
Костанайская область |
Костанай |
880589 |
35 |
0,00397 |
Кызылординская область |
Кызылорда |
734047 |
0 |
0 |
Мангистауская область |
Актау |
577464 |
32 |
0,00554 |
Павлодарская область |
Павлодар |
750871 |
15 |
0,00199 |
Северо-Казахстанская область |
Петропавловск |
578089 |
11 |
0,00191 |
Южно-Казахстанская область |
Шымкент |
2707459 |
63 |
0,00233 |
Итого: |
|
17028612 |
544 |
0,0032 |
Примечание: составлено по данным источника [3] |
Одной из причин тому является очень большая численность населения в этих городах и его плотность. Как было сказано выше, эти 2 города республиканского значения являются самыми густонаселенными, чем и объясняется большое количество профессиональных медиаторов. Лидером по количеству профессиональных медиаторов является город Астана - 104 человека при плотности населения в 1117 человек на 1 км2, профессиональные медиаторы составляют 0,013 % от всего населения города Астаны.
Вовсе отсутствуют профессиональные медиаторы в г.Байконур и Кызылорда Кызылординской области (0).
Наименьшее количество профессиональных медиаторов (от 1 до 20) зарегистрировано в 5 областях:
- Алматинская область (г. Талдыкорган) – 2,
- Атырауская область (г.Атырау) – 9,
- Жамбылская область (г.Тараз) – 11,
- Северо-Казахстанская область (г.Петропавловск) – 11,
- Павлодарская область (г.Павлодар) – 15.
При этом необходимо отметить, что Алматинская и Жамбылская области, имея малое число профессиональных медиаторов (2 и 11 соответственно) являются областями с относительно высокими показателями плотности населения в них (9 и 8 человек на 1 км2 соответственно).
От 20 до 40 медиаторов в Акмолинской, Актюбинской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской, Мангистауской областях.
62 и 63 медиатора в Восточно-Казахстанской и Южно-Казахстанской областях соответственно.
Из 24 организаций медиаторов можно выделить 5 организаций, имеющих на сегодняшний день наибольшее количество медиаторов в реестрах: Международный правозащитный центр, Союз профессиональных медиаторов «Келісу», Казахстанский центр медиации, Единый центр медиации и миротворчества «Медиация» и Ассоциация «Центр развития медиации».
Организации медиаторов базируются в следующих городах: Астана, Алматы, Петропавловск (СКО), Караганда (Караганд.обл.), Усть-Каменогорск (ВКО), Костанай (Костанайская область), Шымкент (ЮКО), Тараз (Жамб.обл.), Уральск (ЗКО), Кокшетау (Акмол.обл.).
При изучении процентного соотношения количества профессиональных медиаторов к численности населения в регионе наблюдается следующая картина.
В Кызылординской области с численностью населения в 734047 человек на 226019 квадратных километров не зарегистрировано ни одного профессионального медиатора.
Наименьшее количество медиаторов на численность населения в регионе приходится в Алматинской области – г.Талдыкорган (0,00010%), в Жамбылской области – г.Тараз (0,00102%), в Атырауской области – г.Атырау (0,00160%), в Северо-Казахстанской области – г.Петропавловск (0,00191%), в Павлодарской области – г.Павлодар (0,00199%).
Наибольшее количество медиаторов на численность населения, как уже озвучивалось ранее, приходится на города Астана (0,01311%) и Алматы (0,00673%).
Результаты анкетирования практикующих профессиональных медиаторов свидетельствуют о том, что:
- Процент положительного разрешения споров медиаторами очень высок – от 80 до100%;
- Медиаторы проводят активную пропаганду института медиации через публикации в СМИ, круглые столы, семинары, выступления на телеканалах, распространение буклетов и листовок ит.д.;
- Успешной работе препятствует отсутствие поддержки судебных, правоохранительных органов, отсутствие достаточной государственной поддержки, слабая информированность населения о медиации и др.
Наряду с профессиональной медиацией развивается и институт непрофессиональных медиаторов.
Таблица 2 - Количество непрофессиональных медиаторов в Республике Казахстан в региональном разрезе
Город/Область |
Административный центр |
Население чел. |
Количество непрофессиональных медиаторов |
Астана |
Астана |
792775 |
нет сведений |
Алматы |
Алматы |
1485496 |
1 |
Акмолинская область |
Кокшетау |
734145 |
107 |
Актюбинская область |
Актобе |
801273 |
10 |
Алматинская область |
Талдыкорган |
1966786 |
43 |
Атырауская область |
Атырау |
561512 |
нет сведений |
Восточно-Казахстанская область |
Усть- Каменогорск |
1394015 |
148 |
Жамбылская область |
Тараз |
1077893 |
12 |
Западно-Казахстанская область |
Уральск |
620349 |
нет сведений |
Карагандинская область |
Караганда |
1365849 |
219 |
Костанайская область |
Костанай |
880589 |
36 |
Кызылординская область |
Кызылорда |
734047 |
370 |
Мангистауская область |
Актау |
577464 |
109 |
Павлодарская область |
Павлодар |
750871 |
83 |
Северо-Казахстанская область |
Петропавловск |
578089 |
327 |
Южно-Казахстанская область |
Шымкент |
2707459 |
444 |
Примечание: составлено по данным источника [4] |
Наиболее развита непрофессиональная медиация на юге, в Южно-Казахстанской и Кызылординской областях, где местными исполнительными органами зарегистрировано наибольшее количество непрофессиональных медиаторов по Казахстану (444 и 370 человек соответственно). За ними следуют Северо-Казахстанская область (327), Карагандинская область (219) и Восточно-Казахстанская область (148).
Отсутствуют сведения о зарегистрированных непрофессиональных медиаторах на сайтах районных и областных акиматов Алматинской области – г.Талдыкорган, Атырауской области – г.Атырау, Западно-Казахстанской области – г.Уральск, Павлодарской области – г.Павлодар, Южно-Казахстанской области – Шымкент.
Интересен тот факт, что в южной и северной столицах, в которых проживает большое количество населения, и зарегистрировано наибольшее число профессиональных медиаторов (204 в сумме), изъявил желание стать непрофессиональным медиатором всего 1 человек в г.Алматы (Ауэзовский район).
Приведенная статистика позволяет сделать вывод о том, что столицы стали центрами профессиональной медиации, а в селах и аулах, районах областей развивается непрофессиональная медиация как и предполагал законодатель.
По сведениям Министерства внутренних дел РК число уголовных дел, прекращенных в связи с заключением медиативных соглашений, с каждым годом растет. Если в 2015 году таких дел было всего 2, в 2016 г. – 18, за 9 месяцев 2017 г. - 57. Кроме того, по 4 материалам на стадии доследственной проверки отказано в возбуждении уголовного дела, в связи с примирением сторон с участием профессиональных медиаторов .
В основном медиация применяется по преступлениям небольшой и средней тяжести (хулиганство, кража, мошенничество, самоуправство, причинение смерти по неосторожности и нарушение правил дорожного движения). Основаниями прекращения служат медиативные соглашения между обвиняемыми и потерпевшими с участием профессиональных медиаторов Северо-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Актюбинской и Атырауской областей. В разрезе регионов за текущий год:
Северо-Казахстанская область – 3 уголовных дела;
Западно-Казахстанская область – 4 уголовных дела и 4 материала доследственной проверки;
Актюбинская область – 2 уголовных дела;
Атырауская область - 1 уголовное дело.
Практически не развивается уголовная медиация на стадии следствия и дознания. За 6 месяцев текущего года органами уголовного преследования прекращено по ст.38 ч.1 УК РК в порядке медиации всего 5 дел.
Намного лучше выглядит статистика судебной уголовной медиации. Так, за тот же период судами с участием медиаторов рассмотрено 955 уголовных дел или 10% от общего числа прекращенных судом дел.
Что касается, распределения этих цифр в разрезе областей Казахстана, то также наблюдается парадокс. Южная и северная столицы, в которых зарегистрировано наибольшее количество профессиональных медиаторов, являются регионами с минимальными показателями медиаций. Так, если в каждой столице по 100 медиаторов, то ими не принято участие ни в одном судебном процессе по уголовным делам, ни в Астане, ни в Алматы, тогда как в одной Костанайской области, где всего 71 медиатор, которыми принято участие в 330 уголовных делах.
Рассмотрим на примерах судебной практики особенности рассмотрения некоторых уголовных дел в порядке медиации.
К примеру, в феврале месяце 2017 года в Жуалынском районном суде рассмотрено уголовное дело в дальнейшем прекращенное производством за примирением сторон в порядке медиации.
В начале января 2017 года, гражданин Кондратенко С. В. в связи с затруднением финансового положения возник преступный умысел заниматься реализацией контрафактной продукцией в виде аудиоCD/MP3 дисков на центральном рынке села Б. Момышулы, Жуалынского района.
После чего, 15 января 2017 года, в11 часов 00 минут в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по контрольному закупу контрафактной продукции сотрудниками финансовой полиции, в ходе реализации за 500 тенге аудио CD дисков с основаниеми «Казахские новинки» и «Жулдызды ауендер» был задержан Кондратенко С. В.
Также, в ходе осмотра место происшествия, кроме вышеуказанных 2-х контрафактных дисков, обнаружены и изъяты еще 16 штук аудио CD диски.
Согласно заключения судебной товароведческой экспертизы за № 56 от 26 января 2017 года, представленные на исследование аудио CD /MP3диски в количестве 18 штук с записями аудио продукции, не соответствует качеству аналоговым образцам лицензионной продукции.
Тем самым, Республиканскому общественному объединению «Исполнители казахских песен» причинён материальный ущерб на сумму 386000 тенге.
Таким образом Кондратенко С. В. обвиняется в совершении преступления, которые в соответствии ст.10 УК РК относятся к категории средней степени тяжести.
При рассмотрении данного уголовного дела от защитника поступило ходатайство о прекращении уголовного дела по процедуре медиации.
После чего в судебном заседании предоставлено медиативное соглашение от 11 февраля 2017 года удостоверенное непрофессиональным медиатором Дулатбаевым З. о том, что действительно между представителем Республиканского общественного объединения «Исполнители казахских песен» и подсудимым Кондратенко С. В. по условиям которого, подсудимый Кондратенко С. В. возместил причиненный материальный ущерб в полном объеме.
Обвиняемый Кондратенко Сергей Викторович признал в свою вину и глубоко раскаивается в совершенном преступлении, материальный ущерб обвиняемым возмещен в полном объеме и моральный вред путем принесением извинения с последующим примирением сторон.
Сторонам разъяснены основания и последствия прекращения уголовного дела за примирением сторон; подсудимый Кондратенко С. В. признает свою вину в полном объеме, согласен с основаниями прекращения уголовного дела.
В судебном заседании подсудимый Кондратенко С. В. показал, что действительно между ним и потерпевшим состоялось примирение. Материальный ущерб и моральный вред он возместил ему в полном объеме. Уголовное дело в отношении гражданина
Кондратенко С.В. в совершении преступления, предусмотренного ст. 184 ч.2 УК РК прекращен производством с освобождением от уголовной ответственности за примирением сторон в порядке медиации [5]
Таким образом, проведение медиации осуществляется по взаимному согласию сторон и при заключении между ними договора о проведении медиации. Медиация при урегулировании споров, возникающих из уголовных правоотношений с участием физических и/или юридических лиц, может быть организована как до обращения в суд, так и после начала судебного разбирательства. Максимальные сроки проведения медиации ограничены законом.
Приведенная статистика позволяет сделать вывод о том, что столицы стали центрами профессиональной медиации, а в селах и аулах, районах областей развивается преимущественно непрофессиональная медиация. В целом, число непрофессиональных медиаторов в Казахстане на сегодняшний день в два раза превышающем количество профессиональных медиаторов.
Хотелось бы также отметить, что в ходе проведения исследования обозначились некоторые проблемные вопросы, разрешение которых способствовало выработке следующих выводов и предложений:
- не создана ассоциация медиаторов, которая бы позволила объединить разрозненные организации медиаторов, направить их действия в единое русло, призвать к партнерству и сотрудничеству и ускорить процесс развития института медиации. Предпринимавшиеся попытки отдельных организаций по созданию Ассоциации медиаторов Казахстана, к сожалению, не увенчались успехом.
- Организациям медиаторов рекомендуется создавать сайты и продвигать их в Интернете, продолжать активную работу по пропаганде института медиации и заявлять о себе.
- Закон РК «О медиации» в его нынешней редакции позволяет профессиональным медиаторам состоять в реестрах разных организаций медиаторов. Закон не содержит на это прямого запрета. Однако, на наш взгляд, следует установить императивную норму, содержащую запрет на нахождение одного медиатора в реестрах 2 и более организаций.
- На некоторых сайтах акиматов области, районов, ответственных за ведение реестров непрофессиональных медиаторов, отсутствует какая-либо информация по теме медиации. Например, сайт акимата Западно-Казахстанской области, Павлодарской области и др. Что, на наш взгляд, является серьезным упущением в работе местных исполнительных органов.
- Согласно п.6 статьи 16 Закона РК «О медиации» реестр непрофессиональных медиаторов должен быть размещен на интернет-ресурсе уполномоченного органа на казахском и русском языках либо в доступных для общественности местах и обновляться по мере включения в него медиаторов. Мы считаем, что данный пункт подлежит изменению для исключения альтернативы места размещения реестра. Реестр медиаторов должен быть в обязательном порядке размещен и на интернет-ресурсе уполномоченного органа и в доступных для общественности местах. Не должно быть предлога «либо». Доступ к реестру медиаторов со сведениями об их контактных данных в обязательном порядке должен содержать на сайтах акиматов и в общественных местах.
- Согласно п.1 статьи 16 вышеназванного Закона реестр непрофессиональных медиаторов, осуществляющих медиацию на территории РК на непрофессиональной основе, ведет аким района, города, поселка, аула (села), аульного (сельского) округа. Но, тем не менее, акиматам областей также следует размещать обобщать информацию о непрофессиональных медиаторах своей области.
- Как установлено в ходе анализа, количество непрофессиональных медиаторов в 4 раза превышает количество профессиональных медиаторов. В связи с этим следует рассмотреть вопрос о проведении кратких курсов по медиации для всех непрофессиональных медиаторов страны. Это позволит повысить качество и эффективность медиаций, проводимых непрофессиональными медиаторами.
- Не предусмотрен механизм мониторинга практической деятельности непрофессиональных медиаторов, что препятствует проведению анализа их деятельности и выработке предложения по её улучшению;
- В Законе РК «О медиации» следует предусмотреть норму об отчетности профессиональных медиаторов организациям медиаторов, в которых они состоят. Данная норма необходима для ведения мониторинга и анализа практической деятельности медиаторов. Медиаторам следует ежеквартально информировать организацию медиаторов о своей деятельности. Например, количество проведенных медиаций за квартал, категории споров, их эффективность. На практике поскольку эта обязанность не закреплена в Законе, сложно собирать эти данные для анализа деятельности.
- Требует законодательного закрепления вопрос принудительного исполнения медиативного соглашения, заключенного в ходе судебного процесса. Действующее законодательство не содержит четкую регламентацию порядка принудительного исполнения соглашений, заключенных с участием медиатора по судебным делам, что создает некоторые сложности на практике.
- Для повышения интереса к уголовной медиации необходимо перевести прекращение уголовного дела в порядке медиации в связи с примирением в разряд реабилитирующих оснований, не влекущих за собой неблагоприятных последствий для привлекавшегося к ответственности.
- Необходимо поставить вопрос по налогообложению медиаторов и внести изменения в Налоговый кодекс, предусмотрев специальный порядок налогообложения медиаторов и снизив сумму налогооблагаемого дохода медиатора до 3%.
Литература
- Официальный сайт ОО «Международный правозащитный центр» (МПЦ)// http://mpc-info.kz/
- Официальный сайт Верховного суда Республики Казахстан// http://sud.gov.kz/
- Официальный сайт Комитета по статистике РК // http://stat.gov.kz
- Досыбайлы Д. Медиация в действии// http://pandia.ru/text/79/496/3739.php
Судья Специализированного межрайонного
административного суда города Астаны О.Шалабаев