Реформирование административного судопроизводства в контексте модернизации судебной системы РК » Новостной портал Infozakon
star archive bad ca calendar cat coms dislike down down2 fav fb gp info left like login love mail od pass rel reply right search set share sort_down sort_up top tw up views vk votes cross phone loc ya
Реформирование административного судопроизводства в контексте модернизации судебной системы РК

Реформирование административного судопроизводства в контексте модернизации судебной системы РК

В современных условиях Казахстан уверенно продвигается по пути создания правового государства и гражданского общества. Выступая на IV съезде судей, Президент Казахстана Н.А. Назарбаев подчеркнул, что современная судебная система является одним из основных компонентов государства и одним из рычагов его демократического развития в процессе осуществления социальной, экономической и политической модернизации [1]. От состояния судебной системы зависит отношение населения к правовой политике государства и уровень доверия к власти в целом. Поэтому логика развития правового государства объективно предполагает наличие сильной и независимой судебной власти как реальной основы нового государства, как одной из фундаментальных гарантий эффективного взаимодействия государства и гражданского общества, главного инструмента защиты конституционных прав граждан.

На судебной системе лежит особая ответственность за судьбу нашего государства в сложных нестабильных экономических условиях, а также условиях активного реформирования административной и правовой системы в целом. Эффективность работы судов зависит напрямую влияет на конституционную стабильность казахстанского общества. Сегодня, когда многие из правовых основ и принципов пересматриваются и переоцениваются перед лицом глобальных вызовов и угроз, суд призван усилить защиту гражданских, социально-экономических и политических прав человека и дать возможность обществу развиваться дальше в рамках правового поля.

С первых дней независимости Казахстан приступил к модернизации судебной системы на пути повышения качества правосудия и повышения статуса судей. За прошедшие годы в проводимой судебной и правовой реформе, принят ряд комплексных мер, коренным образом изменилось лицо судебной системы в Казахстане. Однако, несмотря на принятые меры по совершенствованию организационных принципов судебной власти и процедур, которые привели к ее определенным позитивным изменениям, еще рано говорить о том, что судебная реформа состоялась и все проблемы, связанные с формированием судебной системы во всех ее проявлениях решены.

В Плане Нации «100 конкретных шагов - современное государство для всех» за судебной системой закреплены реализация 11 шагов, которые были успешно осуществлены в 2016 году.

Как подчеркнул Глава государства, выступая перед участниками VII Съезда судей, главным звеном этой реформы является судебная власть, без модернизации которой все остальные меры могут не сработать.

В соответствии с государственными программными документами судебные преобразования в Казахстане прошли несколько этапов и характеризуются дальнейшим развитием судебной системы в направлении укрепления конституционных гарантий права граждан на судебную защиту и независимости судебной власти. И сегодня мы можем говорить, что проводимые реформы по совершенствованию судебной системы ориентированы на внедрение лучших практик и международных стандартов.

Совершенствование действующего законодательства направлено на создание оптимальной модели судопроизводства, упрощение и повышение эффективности процесса.

Одним из главных достижений проводимой в Казахстане судебной реформы является формирование системы специализированных административных судов. Создание специализированных административных судов играет важную роль в обеспечении, с одной стороны, прав граждан, их законных интересов и свобод от допускаемого в некоторых случаях произвола должностных лиц, а с другой стороны способствует созданию стабильности, законности и действительности решений и действий государственных и других органов и их должностных лиц. В данном аспекте основная задача административных судов состоит в осуществлении контроля за таким обеспечением. Специализированные административные суды функционируют во многих странах мира, в частности, Западной Европы (Австрия, Германия, Франция и др). По общему правилу, эти суды могут отменять неправомерные акты и признавать незаконными действия органов государственного управления. Характерной особенностью административных судов является ограниченность их компетенции административными вопросами. В государствах, где существует такая система, административные суды выполняют основную функцию в процессе контроля за административными актами, а общие суды - второстепенную, иногда совсем незначительную. Согласно общему принципу, который является отражением теории разделения властей, только в административных судах может быть оспорен и аннулирован административный акт. Административные суды имеют преимущество перед общими судами, поскольку рассмотрение административных дел требует специального изучения, опыта и процедур. Например, Г. Бребан так пишет о французской административной юстиции: «Даже с точки зрения контрольных полномочий судья по административным делам, связанных с аппаратом управления, будет менее робким и более решительным, чтобы дойти истины и разработать управленческое решение по сути, а не только оценить его форму. Особенно глубоко он будет знать проблемы, тактику и побудительные мотивы действий должностных лиц и в случае необходимости сможет распознать уловки, к которым они прибегают с целью обойти закон или подзаконные правила, и нарушить их».

Помимо этого, очень существенную роль административные суды играют в обеспечении экономического развития государства. Так, М. Штаух, обращая внимание на данный аспект деятельности административных судов, отмечает: «Административные суды гарантируют, прежде всего, экономическую свободу действий, и тем самым долгосрочную надежность инвестиционных намерений. В странах, в которых государство нерегулируемо вмешивается в сферу экономики, определяет и влияет на экономические решения, не имея четко ограничивающих предписаний, едва ли можно встретить иностранных инвесторов. Им нужны четкие правовые основы, на которые они могут опереться, и соблюдение которых обеспечивается независимыми судами. Инвесторы должны также иметь доверие к судам. Должна существовать возможность положиться на то, что эти суды вынесут решение по существу, независимо от каких-либо влияний, и только в соответствии с положениями закона. Если в стране не существует таких гарантий права и судебного процесса, то инвесторы не пойдут на риски, связанные с инвестициями или не смогут увеличивать инвестиции… Независимые суды и, в частности и административные суды, выносящие решение только исходя из закона, - это положительное преимущество страны в международной конкуренции»

В связи с созданием в Республике Казахстан системы административных судов представляется, что должна получить статус такая отдельная отрасль правовой науки и судебного права, как административный процесс, частью которого является административное судопроизводство (административное правосудие).

Процедурной основой для деятельности такого суда, требующей специальной процедуры судебного разбирательства в отношении юрисдикции судебных дел, может стать особый закон – Административно-процессуальный кодекс (подобно гражданско-процессуальному и уголовно-процессуальному). На необходимость принятия Административно-процессуального кодекса неоднократно указывали различные ученые и практические работники казахстанской судебной системы.

Принятие Административно-процессуального кодекса предопределено конституционными положениями о формах правосудия (пункт 2 статьи 75 Конституции), два из которых (уголовное и гражданское судопроизводство) регулируются специальными кодифицированными актами. Кроме того, об этом косвенно сказано в Постановлении Конституционного Совета РК от 14 апреля 2006 года № 1 «Об официальном толковании пункта 4 статьи 75 Конституции РК»: «Юрисдикция специализированных судов должны устанавливаться процедурными законами с учетом особенностей, сложности, общественной значимости, необходимости обеспечения быстрого и эффективного разрешения дел».

Далее следует остановиться на таком аспекте, как применение процедуры медиации в административном процессе, которая уже успела зарекомендовать себя эффективной мерой урегулирования споров в досудебном производстве различных стран. Так, к примеру, с 1 апреля 2005 года в Нидерландах стало разрешено применение альтернативного разрешения налогового спора с использованием процедуры медиации. С 2000 года в Германии медиация используется в административных спорах, и каждый десятый судья является практикующим медиатором. С 2004 года в Голландии налоговые споры стали разрешать с использованием медиации.

В Германии вопросы медиации включены в обязанности штатных судей, которые объясняют сторонам процесса возможности будущего судебного разбирательства при применении медиации и тем самым фактически способствуют развитию института судебного посредничества.

Применение медиации в Германии, возможно, наряду с гражданскими, трудовыми, семейными и другими спорами, административно-правовыми отношениями. То есть, в немецкой модели - медиация возможна в сфере административно-правовых отношений.

В этой сфере медиация выражается в форме «административных инициатив», представляющих собой ситуацию, когда группа лиц определенных административно-территориальных единиц защищает свои конституционные права и свободы на определенном участке земли. Например, вы можете назвать ситуацию, когда в городе, районе или его части происходит или планируется крупномасштабное строительство высоковольтных линий электропередач или строительство завода по переработке сырья и т. д. То есть, по мнению жителей местности создаётся радикальное нарушение образа жизни, с которым они категорически не согласны. Диалог возможностей взаимоотношений между правительством и населением посредством медиации характеризуется способностью населения защищать свою гражданскую позицию и высокой степенью терпимости к отношениям между властью и населением.

На сегодняшний день в административно-правовом законодательстве Казахстана не закреплен институт медиации и его правовой механизм его применения, т.е. не предусмотрен административно-процессуальный механизм воздействия на стороны для обращения к процедурам медиации. Предусматривается лишь ответственность за разглашение участниками медиации сведений, ставших известными в ходе проведения медиации (ст. 85 Кодекса РК «Об административных правонарушениях»).

В этой связи в проекте Административно-процессуального кодекса можно было бы закрепить перечень определенных категорий дел, по которым был бы возможен порядок разрешения спора в рамках процедуры медиации. Также необходимо рассмотреть возможность обеспечения бесплатности процедуры медиации, что будет способствовать привлечению внимания более широких кругов граждан к применению этой процедуры. Связано это с тем, что сегодня медиаторы в Казахстане предлагают свои услуги на платной основе, что не противоречит законодательству, однако не делает популярной медиацию среди граждан.

Представляется, что эти и другие меры, принятые в системе и сбалансированные между собой, обеспечат реализацию и развитие административного производства в Республике Казахстан, а также будут содействовать повышению эффективности работы судебной системы в целом.

 

Судья Специализированного межрайонного

административного суда города Астаны                                

О.Шалабаев

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 0

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Актуальные новости

Логотип

О портале

Новостной портал Казахстана, только свежие новости со всего мира!

© 2025 INFOZAKON. Все права защищены.

×