Привлечение к отправлению правосудия профессиональных кадров.
За последние годы после 7 съезда судей произошли позитивные изменения и реформы в судах нашей страны.
Новшества сделали судебные процессы доступными, понятными, удобными. Изменения нацелены на очищение гражданских процессов от формализма.
Чтобы сделать понятными судебные акты, Верховным судом изменены требования к его структуре и составлению, Гражданско-процессуальный Кодекс обязал судей разъяснять суть и логику принятого решения после оглашения. Вынесенные судебные акты стали понятны и доступны восприятию.
Гражданско процессуальный Кодекс также предусмотрел повышение судейского усмотрения - расширены полномочия судьи, закрепил обязанность судьи по разъяснению судебных актов, внесены новшества в примирительные процедуры в суде( например прогноз исхода дела в конкретной ситуации), оптимизировал судебные процессы, расширил упрощенное производства, исключил формальность документов, предусмотрел рассмотрение несложных вопросов без вызова сторон, сократил избыточные судебные процедуры, усовершенствовал судебный процесс. В целях сокращения времени и расходов на участие предусмотрен Электронный суд, который позволяет мобильный обмен информацией и виртуализацию судебных заседаний.
Приятный Закон - об Адмюстиции базируется на принципе «презумпции виновности» государственного органа, который обязан обосновать свое решение или действие. Данное требование Закона дисциплинирует должностных лиц и приведет к уменьшению принятия с их стороны неправомерным решений. Адмюстиция поменяет отношение госорганов к людям и бизнесу. Данный институт уже успешно работает практически во всех постсоветских странах. Закон нацелен на оздоровление экономического климата, развитие инвестиций и в свою очередь будет являться гарантом соблюдения прав и интересов людей и бизнес сообщества.
Значительный вклад в совершенствование судебной системы внес прогрессивный проект, созданный по инициативе Председателя Верховного суда Асанова Ж.К. «Семь камней правосудия».
В проекте «7 камней» уделено особое внимание на примирительные процедуры. В регионах открыты Центры примирения. Здесь работают медиаторы, психологи, конфликтологи и др. специалисты, активное участие принимают Федерация профсоюзов и Ассамблея народа Казахстана.
Данная кропотливая работа судейским сообществом проводится в целях укрепление доверия общества к судам и является приоритетной. Ее достижение не возможно без формирования достойного судейского корпуса.
Порядок отбора и процедура назначения судей благодаря инициативам руководства Верховного Суда претерпели за последние годы значительные изменения. Однако, с учетом современных реальностей и развития страны процедуры назначения на должности судей нуждаются в дальнейшем совершенствовании и реформировании.
В Послании Главы государства «Казахстан в новой реальности: время действий» особое внимание верховенства закона и дальнейшей модернизации уголовно-правовой сферы уделено вопросу активизации работы по привлечению к отправлению правосудия новых профессиональных кадров. Укрепление доверия общества к судам определена приоритетной целью. Отбор судей должен сопровождаться освещением в СМИ, чтобы общество знало за какие заслуги те или иные кандидаты были приняты на работу.
Действующий порядок отбора Высшим судебным советом РК кандидатов на должности судей сократил поток попадания в суды по протекции и случайных людей. Однако, как показывает анализ вновь назначенных судей за последние годы, среди них, увеличилось число «молодых» и значительно сократилось число профессионалов, специалистов имеющих большой практический опыт работы в правоохранительных органах, адвокатуре и специализирующихся в важных сферах современной экономической жизни. Поэтому в Послании Главы государства не случайно отмечено, что «Судебная система нуждается в специалистах в области налогообложения, недропользования, интеллектуальной собственности, корпоративного права».
Причина по нашему мнению кроется в очень сложной, многоступенчатой и заформализованности порядка получения рекомендаций (отзывов), затеоритизированности вопросов тестовых экзаменов.
К примеру, юристы-практики в области налогообложения, интеллектуальной собственности и корпоративного права никогда не работавшие в правоохранительных органах гарантированно «срезаются» на вопросах по уголовному и уголовно-процессуальному праву. А профессионалы практики работавшие и проявившие себя в раскрытии и расследовании уголовных правонарушений, имеют отдаленное представление или вообще не знакомы с законодательством по вышеуказанными востребованным сферам.
Если взят курс на специализацию судов, привлечению к отправлению правосудия новых профессиональных кадров в суды по наиболее важным отраслям права, возникает вопрос: почему и зачем при сдаче экзаменов и отборе на должности судей поставлены на одну ступень «молодые» кандидаты окончившие, к примеру, пусть даже академию правосудия или проработавшие специалистами в судах 5 лет и «возрастные» квалифицированные, профессиональные юристы, работающие к примеру, в госорганах, иностранных либо нацкомпаниях, имеющих многолетнюю практику, ученые степени или профессионалы много лет проработавшие и проявившие себя в правоохранительных органах, адвокатуре, а также ничем не запятнавшие себя авторитетные судьи, уволившиеся по собственному желанию в силу различных обстоятельств.
Не секрет, что мало кто из уважающих себя профессионалов с многолетним опытом, стажем в других сферах при таком уравнительном подходе и отсутствии стимулов не проявит особого желания участвовать в конкурсе ради того, чтобы удовлетворить свое честолюбие и занять должность судьи. Таких профессионалов надо искать и привлекать для работы в судах. За примерами далеко ходить не надо.
За последние годы из судов ушло на скромную пенсию и без «отставных выплат» немало профессионалов, пришедших в судебную систему в зрелом возрасте из правоохранительной и других сфер, но к пенсионному возрасту не выработавшие требуемого по закону 20 летнего судейского стажа.
По нашему мнению, для привлечения в суды честных, порядочных и преданных стране профессионалов следует изменить систему отбора и назначения таких людей. В частности, наряду с существующей системой и порядков отбора кандидатов и назначения судей через Высший Судебный Совет должен быт разработан альтернативный механизм, своего рода «параллельный кадровый лифт» для востребованных и нужных в судебной системе профессионалов.
Так, почему бы Верховному Суда РК не внедрить своего рода «праймериз» с освещением в СМИ поиск и отбор кандидатов из числа узких юристов-профессионалов, получивших рекомендацию общественности (например, общественных советов в регионах), которые бы, после соответствующей проверки и обсуждения кандидатур на Пленарном заседании ВС РК были бы рекомендованы председателем Верховного суда Президенту РК для назначения их судьями, наряду с кандидатами, сдавшими квалификационные экзамены и предложенными Высшим Судебным Советом РК.
В своем Послании Глава государства отметил, что недостаточно просто слышать и видеть проблемы граждан, главное – правильно и объективно реагировать на них.
Активное участие общественности в отборе кандидатов на должность судьи, позволит пройти в судейских корпус, именно тех лиц, которым общество вверило величайшую миссию по отправлению правосудия.
Это значительно повысит доверие к судам и будет одним из путей реализации поручений Президента страны изложенных в Послании.
Любая работа должна быть нацелена на результат. За любыми словами должны стоять дела.
Независимость судьи при отправлении правосудия, несменяемость и неприкосновенность судьи, ответственность за проявление неуважения к суду, достаточно удовлетворяемый уровень материального и социального обеспечения судьи по сравнению со специалистами других государственных
структур возвели фигуру судьи в ранг одной из самых престижных профессий.
Для судебной власти сделано очень много и народ вправе ожидать от судейского корпуса такой работы, при которой суд всегда будет надежным оплотом закона и справедливости.
Давлетова А.А.
Судья СМЭС ЗКО